alexey5351 (alexey5351) wrote in rabota_psy,
alexey5351
alexey5351
rabota_psy

Про Обиду

Обида – это слово, которому нет прямого аналога в английском языке. Более того, в американской и британской психологических школах это чувство не рассматривается как таковое. С чем это связано? Каковы уникальные свойства обиды?



Обиду можно описать как ощущение человеком несправедливо нанесенного ему вреда. Уникальность обиды заключается именно в ощущении несправедливости, а слово “несправедливость” в английском есть – injustice. Почему в английском психологическом языке нет отдельного слова для чувства обиды? На мой взгляд это cвязано с тем, что собственно в аффекте не “обида”, а другое хорошо известное чувство – злость. У злости есть самые разные оттенки – раздражение, фрустрация, агрессия, ярость, итд. Я думаю, что ощущение несправедливости – это когнитивная компонента, которая в сочетании с чувством злости эквивалентна русскому слову “обида.” С этой оговоркой я дальше рассмотрю обиду, как чувство в широком понимании этого слова.

Что означет ощущение несправедливости? Это может означаеть, что человек получает вред или ущерб и, как ему кажется, незаслуженно. То есть человек ожидает что заслуживает чего-то хорошего или нейтрального, а получает вред. В этом ожидании невредного есть чувство надежды, связанное с ощущением себя хорошим человеком. То есть, ощущая себя хорошим, человек ожидает награды. Получив наказание, хороший человек чувствует несправедливость.

Подобное ожидание и настрой связаны с верой в “Справедливый Мир.” Некоторые психоаналитики и когнитивные психологи независимо друг от друга считают что подобное верование хоть и функционально, но искажает реальность. Здесь важно не впадать в глубокий философский или религиозный спор с людьми, свято верящими в базовую справедливость мира. Ради Бога. Это ведь невозможно доказать, опровергнуть и объективно измерить. Вопрос не в доказательствах, а в том, что вера в справедливый мир означает для психики конкретного человека.

Фэйрберн очень красиво описал, какова плата за веру в справедливость мира - платой за это успокоение является глубокая вера в свою базовую греховность:

http://rabota-psy.livejournal.com/243391.html

Он же показал, что для человека ощущение справедливости мира дает чувство надежды и успокаивает тревогу.

Когнитивные психологи считают веру в справедливый мир одним из распространенных когнитивных искажений, глубоко сидящим в психике людей на уровене “автоматических мыслей.” С какой стати миру быть справедливым или несправедливым? Может ли с хорошим человеком случиться несчастье? Отодвинув в сторону взгляд на этот вопрос с морально-религиозно-кармической (супер-эго) точки зрения, вероятность хорошего (приносящего субъективное удовольствие) или плохого (приносящего субъективный вред) события никак не отличается для человека ощущающего себя хорошим или плохим. Землетрясения случаются не потому, что люди плохие, а потому что страна расположена на стыке тектонических плит. Мир не знает, хорошие люди или плохие. Человек проецирует идею условной любви и идею наказания за прегрешения на внешний мир. Грубо говоря, проецирует идею справедливого и условно-любящего отца на внешний мир. Для чего? Идея справедливости мира дает ощущение предсказуемости и как следствие успокаивает тревогу. Тревожно жить в мире, где цунами может убить всех подряд и хороших и плохих.

Возвращаясь к чувству обиды, можно задаться вопросом, что означает поговорка “на обиженных воду возят?”. Что означает явное или неявное предъявление человеком своей обиды другому?

Предъявление обиды функционально, предъявляющий чего-то хочет. Как правило – справедливости. Потому что мир-то справедливый и хорошим людям просто так вред не причиняют. На более бытовом уровне обиженный хочет чтобы обидчик почувствовал себя виноватым или был наказан как-то иначе. Обидчик при этом может захотеть или не захотеть наказываться. И что тогда? А если обидчик – это цунами? Можно взывать к высшим силам, чтобы они узрели несправедливость и восстановили ее. Это в определенной степени пассивная позиция.

В случае, когда обидчик - конкретный человек, к разрешению аффекта ведет выражение чувства – то есть выражение злости. Когда выражение злости табуировано, то ничего другого не остается, как ходить обиженным. Можно при этом переносить обиду на более безопасный и более контролируемый объект – например на ребенка. Ребенка очень легко заставить почувствовать себя виноватым, предъявив свою обиду. Этот механизм переноса обиды с недоступного или не принимающего наказания обидчика на более доступного очень похож на описанную Фрейдом отраженную агрессию. По сути это она и есть, только с окраской справедливости.

Как можно работать с обидой в терапии? Путей множество. Часть обиды понятна и естественна и никак не патологична. Человек может чувствовать злость и несправедливость самым естественным образом. Неприятное чувство проходит, если его выразить. Желательно по адресу, а не отраженным способом, что приводит к витку агрессии и дальнейшей обиды. Ведь незаслуженное наказание ребенка приведет к появлению у ребенка обиды, а может быть и патологической вины.

Мне было бы интересно услышать ваши мнения по поводу обиды и работы с ней в терапии.

Tags: мнение коллеги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments