m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Невыполнимое (с)

Меир Шалев. Впервые в Библии. М.: Текст, 2010. 413 с.
С. 407-413
Однако при всей моей симпатии к субботе и уважении к тем, кто её придумал, самое, на мой взгляд, интересное и возбуждающее из новшеств в Десяти заповедях – это заповедь десятая и последняя: «Не желай». Её

формулировка сразу же порождает вопрос: запрещает она только помысел, самое страстное желание или же деяния во исполнение этого помысла?
В книге Притчей Соломоновых (6,25) сказано о женщине-соблазнительнице: «Не пожелай красоты её в сердце твоём». Иными словами, желание женщины рождается в сердце, внутри человека, из чего следует, что оно является помыслом, а не действием. А пророк Михей говорит: «Пожелают полей, и берут их силою» (Мих. 2,2). Тут чётко видно разделение между помыслом о чужих полях и его осуществлением – актом грабежа. И далее весь этот стих занимается преступниками, котррых пророк Михей описывает словами «замышляющие беззаконие и придумывающие злодеяния», которые также указывают на различение помысла и действия.
Но есть и другие свидетельства. За грехи кражи и убийства, неуважения к родителям, прелюбодеяния, осквернения субботы, произнесения имени Господа всуе и лжесвидетельства Пятикнижие приговаривает к ясным и зафиксированным в законе наказаниям. Но нигде не разъясняется, каково наказание за желание жены ближнего. Иными словами, имеет место явное юридическое различие между теми, кто нарушает первые девять заповедений и чьи грехи поддаются доказательству и свитеьству, и теми, кто нарушил десятую. Так, в печально известном случает Давида и Вирсавии пророк Нафан был призван не тогда, когда царь увидел купающуюуся жену Урии и пожелал её, а только после того, как Давид совершил преступления, к которому это желание привело, - «сотворил прелюбы» с Вирсавией и приказал убить её мужа. И пророк Илия тоже предстал пред царём Ахавом не в тот момент, когда Ахав возжелал виноградник Навота и выразил желание купить его – что было поступком безусловно законным, - но лишь после того, как Иезавель инсценировала суд над Навотом, сочинила ложное свидетельство против него и суд приговорил его к побиению камнями и конфискации его виноградника.
Почему же Десять заповедений были завершены этим странным требованием? Законом, который нельзя соблюдать и выполнение которого нельзя контролировать?
На мой взгляд, все неясности, связанные с десятой заповедью, проистекают из разделения заповедей на два вида, принятого в еврейской религиозной традиции. Эта традиция утверждает, что первые заповеди занимаются тем, что «между человеком и Богом», а последние – тем, что «между человеком и его ближним». Мне же представляется, что заповедь «не желай» занимается не грехом между человеком и его близним, а тем грехом, что между человеком и им самим.
Не напрасно поставил Моисей именно «не желай» на последнее место среди десяти. Все предыдущие заповеди выглядят требовательными и обязывающими, но в то же время вполне выполнимыми. И, действительно, большинство читателей уважают родителей, не убивают, не служат другим богам и не поклоняются статуям и изображениям. А иногда можно найти даже таких, которые не крадут, не лжесвидетельствуют, соблюдают субботу и не прелюбодействуют. И в результате такой читатель отмечает птичкой все первые заповеди – кто пять из них, кто восемь или девять – и чувствует, что «делает добро в глазах Господа», кто больше, кто меньше. И тут он доходит до последней заповеди и понимает, что никогда в жизни ему не удастся полностью удовлетворить требования Творца.
Все мы желаем. Однажды или порой, раз в год или дважды в день. Неотвязно и мучительно или с лёгкостью и приятностью. Впадая в исступление или депрессию или ощущая прилив вдохновения и сил. Желаем жён своих ближних или их мужей. Вожделеем их дома, их вола, их осла, их машину. Жаждем иметь их внешность, их должность или их богатство.
Я позволю себе предположить, что даже самые большие праведники, знатоки и мудрецы Торы, даже те раввины и законоучители, которые благодаря своей праведности поднялись в самые высокие и безупречно чистые сферы в храме израильской политики, всё-таки не совсем совершенны и не так уж свободны от тех или иных желаний.
Формулируя её, библейский законодатель позаботился о том, чтобы ни один человек не сумел пройти испытание десятью заповедями с оценкой десять. Девять – вот максимальная оценка в аттестате иудаизма.


Tags: легкомысленно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment