m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Детей Бог даёт (с)

Меир Шалев. Впервые в Библии. М.: Текст, 2010. 413 с.

Со стр. 338-339
Несмотря на плодовитость, обещанную Богом всем трём праотцам, он позаботился о том, чтобы все три праматери были бесплодны.


Сарра была бесплодна до девяностолетнего возраста. Ревекка не беременела в течение двадцати лет. Лия перестала рожать после рождения первых четырёх сыновей и тоже была вынуждена, подобно Сарре и Рахили, её сопернице, «дать» своему мужу служанку, чтобы та родила для неё сына и чтобы она «обосновалась» от неё. А Рахиль, хоть и не по своей воле, вообща стала символом бесплодной женщины, заплатившей жизнью, чтобы родить мужу ещё одного сына.
Но наряду с историями бесплодия, в книге Бытия выделяются несколько противоположных случаев – когда женщины беременеют очень легко. Этих трёх женщин объединяют две особенности. Во-первых, они забеременели с первой же и единственной попытки. Во-вторых – они забеременели от мужчин, которые были для них решительно запретны. В отличие от трёх служанок, которых праматери сами «дали» своим мужьям в соответствии с общепринятым обычаем и для известной и явной цели, эти три женщины задумали и выполнили свой запретный акт тайком. Мужчины, переспавшие с ними, даже не знали или не поняли толком, что произошло. Иуда не знал, что спит со своей невесткой, а опьяневший и заснувший Лот был так «задурен», в прямом и переносном смысле слова, что не понял, что совокупился со своими дочерьми. В сущности, кроме этих трёх женщин правду знал только Бог, и то, что они немедленно забеременели, доказывает, что их запретные действия не вызвали у Него никакого возражения.
Со стр. 341-342
В обоих случаях речь идёт о запретном сексуальном акте, совершённом сразу же после того, как семья спаслась от страшной катастрофы.
Огонь и сера обрушились с небес, землетрясение разрушило Содом и Гоморру. Лот, его жена и дочери успели спастись с помощью двух агнелов, явившихся в Содом. Жена Лота, как известно, оглянулась назад и превратилась в соляной столб. Лот с двумя дочерьми нашли убежище в горной пещере.
Имена этих дочерей нам неизвестны. Автор называет их просто «старшая» и «младшая». Старшая, полагая, что разрушен не только Содом, но и весь мир и что в нём не осталось ни одной живой души, кроме них троих, предложила младшей напоить отца до беспамятства и переспать с ним. Её целью было заполучить отцовское семя, чтобы продложить существование человеческого рода.
Приходит на ум история Ноя, который по окончании потопа насадил Виноградник, «выпил вина и поьянел» и, по-видимому, был изнасилован своим сыном Хамом. В обоих случаях совершившие грех воспользовались влиянием алкоголя.
Злодеяние, которое Хам произвёл над отцом, не описано детально. Но сказано, что он «увидел наготу отца своего» (Быт. 9, 22), а эта формула в библейском иврите не раз означает сексуальный контакт. На это намекает также сам рассказ о пробуждении Ноя: он протрезвился и понял, «что сделал над ним младший сын его» (Быт. 9, 24). Именно тогда она проклял Ханаана, сына Хама, сделав его «рабом рабов у братьев своих».
Но Бог, как я уже говорил, не нашёл в поступке дочерей Лота ничего из ряда вон выходящего. Тот, первые слова которого к человеку были «Плодитесь и размножайтесь», сумел оценить их желание позаботиться о продолжении человеческого рода. Факт: Он наградил их лёгкой и быстрой беременностью – привиления, которой не удостоилась праведная тётка Лота, а их двоюродная бабка, праматерь Сарра.
Со стр. 343
Так произошло и с Фамарью, которая нарядилась блудницей и переспала с Иудой, отцом двух её покойных мужей. В отличие от Лота, Иуда знал, «когда она легла и когда встала», и знал, что произошло междутем, как она легла и тем, как она встала, но не знал, кого он «познал».
Фамарь была женой Ира, старшего сына Иуды. Ир умер, и Иуда потребовал от своего второго сына, Онана, войти к вдове и «восстановить» семя своего покойного брата. Но Онан, входя к ней, изливал своё семя на землю, чтобы не породить сына, который будет назвал именем брата. В наказание за этот грех Бог умертвил и его, но в силу того же греха имя Онана было увековечено в виде глагола в языке иврит, а потом и в других языках.
Со стр. 345
Все эти интересные и волнующие рассказы неизбежно порождают вопрос: почему такие праведные женщины, как Сарра, Ревекка, Рахиль и Анна – три праматери и мать пророка Самуила, - вынуждены были так долго страдать и терпеть унижения, пока наконец удостоились беременности, в то время как три «инородные» грешницы, Фамарь и дочери Лота, которые прибегли к блуду и кровосмесительству, забеременели с такой поразительной лёгкостью? И не забудем, что забеременели они не случайно. Они заранее знали, что так оно и будет. Все их планы и действия базировались на том, что зачатие произойдёт после одного-единственного совокупления, в то время как Сарра, Ревекка, Рахиль и Анна провели долгие годы в постоянной неопределённости, напряжённом ожидании и молитвах.
Ответ прост. Библия уже разъяснила нам, что в этих вопросах решение принимает Бог, и притом исключительно по Своему желанию: захочет – откроет, захочет – закроет.
Со стр. 346
Заодно стоит напомнить ещё одну вещь. Фамарь родила от Иуды близнецов Фареса и Зару (Переца и Зераха). Фарес был праотцом дома Давида. Поскольку Фарес и Зара, двое сыновей, прижитых Иудой от его невестки-вдовы Фамарь, явяются отцами всего колена Иуды, то тем самым они являются также нашими праотцами, всего нынешнего еврейского народа. Ибо десять колен израилевых ушли в изгнание и исчезли, и основную часть современного еврейства составляет именно колено Иуды, а также те немногие из колен Симеона, Левия и Венеамина, что растворились среди потомков Иуды и ушли с ними в диаспору. Таким образом, все мы – потомки Фареса и Зары, родившихся от Иуды (который, напомним, был потомком нелюбимой Лии, а не Рахили) и от его невестки Фамарь, которая нарядилась блудницей, украла семя у своего свёкра и зачала от него. Иными словами, все нынешние евреи – потомки Фамарь, а потому лучше было бы хорошенько поискать могилу этой нашей подлинной праматери, вместо того чтобы бить нескончаемые поклоны в новёхоньком каменном склепе, торопливо сооружённом над сомнительной «могилой Рахили».


Tags: легкомысленно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments