m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Запретная тема в Библии

Меир Шалев. Впервые в Библии. М.: Текст, 2010. 413 с. Со стр. 332-333
Интересно, что во всей Библии, изобилующей рассказами о страданиях бесплодных женщин, не упоминается ни один бесплодный мужчина. Авторам Библии было известно мужское бесплодие.

Одно из благословений, которыми Второзаконие благословляет Путь Божий, звучит так: «Не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоём» (Втор. 7, 14). Но Библия не рассказывает нам о жизни и страданиях такого мужчины, хотя очень много рассказывает о жизни бесплодных женщин.
Только один раз упоминается мужчина, неспособный к деторождению, но не из-за бесплодия, а по причине старости. Это муж той богатой женщины из Сонама, которая принимала в своём доме пророка Елисея и предоставляла ему комнату, пищу и отдых. Елисей поинтересовался, как можно её отблагодарить, и его слуга сказал ему: «Сына нет у ней, а муж её стар» (4 Цар. 4, 14)
Елисей обещал ей сына, который и родился через год. В рассказе есть несколько намёков, что это был сын самого Елисея, и, возможно, женщина не зря предоставляла пророку комнату в своём доме, но не будем углубляться в эти сплетни. Важно, что Библия осведомлена о мужском бесплодии, но отказывается описывать его так же, как она описывает бесплодие женщины. Оказывается, что, несмотря на большую открытость Библии любым вопросам политического, личного или нравственного порядка, есть вопросы, которых её авторы избегают. Библия написана мужчинами, о мужчинах и ради мужчин, и есть темы, которые мужчины не любят обсуждать, и, уж конечно, не публично.
Со стр. 334-335
Сегодня тоже есть женщины, чья способность или неспособность рожать детей влияют на их самооценку и статус в семье и обществе. Но в те времена женщин судили только по этому критерию. О большинстве женщин Библия рассказывает как о матерях и судит их по способности создать и вести семью, и лишь немногие женщины рассматриваются библейскими авторами вне этой связи, как самоценные личности. Таковы Мириам, сестра Моисея, иерихонская блудница Раав, пророчицы Девора, Мириам и Олдама, царицы Эсфиль, Гофолия и Иезавель. Кроме них можно отметить также Иаиль, жену Хевера Кенеянина (Суд. 4, 18), дочерей Салпаада (Числ. 27, 1), дочь Иеффая (Суд. 11, 34), Авигею, дочь Навала Кармелитяниня, и Мелхолу, дочь царя Саула – у них тоже есть самостоятельные истории, выходящие за границы материнства, зотя все они определены и названы в Библии по отношению к какому-нибудь мужчине.
Вернёмся к проблеме бесплодия. При решении других вопросв Господь проявляет себя эмоционально – как «благий и милосердный» (Иона 4, 2), или «ревнитель и мститель» (Наум 1,2), или «долготерпеливый» (Иона 4,2) иои «Саваоф, Бог воинств» (1 Царю 17,45), но плодовитостью и бесплодием он занимается очень прямолинейно, почти механически. Он «открывает» чрево женщины и «закрывает» его. Именно так. Характеризуя Божественный надзор над рождаемостью, автор библейского рассказа пользуется теми же глаголами, к которым обычно прибегают, когда описывают, как закрывают и открывают двери и ворота, гасят или раздувают пожар, включают или выключают какой-нибудь агрегат.
Однако иногда кажется, что в книге Бытия бесплодие всё-таки занимает слишком много места. Порой в сердце читателя прокрадывается тревожное подозрение, что это сам автор намеренно «закрыл» столько женских чрев – и всё для того, чтобы каждый раз, когда Бог «отворит» очередное такое чрево, Его поступок вызвал бы у читателя сочувственный отклик и бурные аплодисменты.


Tags: легкомысленно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment