m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Ненавидеть - это про отношения мужа и жены (с)

Меир Шалев. Впервые в Библии. М.: Текст, 2010. 413 с.
Со стр. 348-352
В наше время не принято спрашивать человека, кого из своих детей он любит больше. Но если всё-таки спрашивают, они смущённо улыбаются и говорят: «Всех одинаково».
Библия не принимает такой подход.

В ней откровенно описываются случаи, когда родитель предпочитает одного какого-нибудь сына всем его братьям. Я уже рассказывал, что Бог определил Исаака как любимого сына Авраама, что Исаак любил Исава, а Ревекка любила Иакова. Но самым известным и явно предпочитаемым из всех таких сыновей был Иосиф.
«Иаков вошёл к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него ещё семь лет других. Господь узрел, что Лия была ненавидима, и отверз утробу её, а Рахиль была неплодна» (Быт. 29, 30-31).
Здесь впервые в Библии появляется слово «ненависть». Не ненависть между двумя женщинами – например, между Саррой и Агарью или между самими Рахилью и Лией, и не ненависть между двумя мужчинами или братьями-соперниками – скажем, между Каином и Авелем или Иаковом и Исавом. Первая ненависть, получившая своё прямое название в Библии – это ненависть мужчины к своей жене.
Интересно, что автор не написал здесь, что Иаков «возненавидел» Лию – он определил её эпитетом «ненавидимая», то есть дал понять, что речь идёт о длительном чувстве, а не о результате преходящей ссоры. Но вообще говоря, это словосочетание – «ненавидимая жена» - встречается в Библии не только для описания эмоций. Например, во Второзаконии (21,15) имеется специальный закон, указывающий, как надлежит распределять наследство между сыновьями двух жён, если «одна любимая, а другая ненавидимая», и это означает, что выражение «ненавидимая жена» употреблялось также как юридический термин, а потребность в специальном термине свидетельствует, что ненависть мужчины к одной из жён была достаточно известна. Похоже, что в силу тогдашнего многожёнства она была не таким уже редким явлением, и не случайно законодатель уделил ей специальное внимание.
С того времени, как Иаков бежал от гнева обманутого Исава, прошло уже двадцать лет, но Иаков, по натуре человек подозрительный и осторожный, решил подготовить свой лагерь к любого рода нападению. На переднем крае, в самом опасном месте, он поставил служанок Валлу и Зелфу с их сыновьями, Лию и её сыновей – после них, «а Рахиль и Иосифа позади» (Быт. 33,2), то есть там, где наиболее безопасно.
Так, без явной декларации, в доме Иакова была установлена иерархия любви. Если кто-нибудь из братьев не знал или пытался избежать вопроса: «Кого отец любит больше?» - то теперь ответ был известен. Задолго до полосатой рубашки Иаков уже любит Иосифа больше всех других сыновей. Читатель догадывается, что эта любовь выросла из любви Иакова к Рахили и от того предпочтения, которое он отдавал ей перед Лией, её сестрой.
«Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему полосатую рубашку» (Быт. 37,3) (выражение ктонет пасим, рубашка в полоску, в синодальном переводе заменено на «разноцветную одежду»). Эту рубашку братья позднее снимут с Иосифа и намочат в крови, чтобы подтвердить его мнимую смерть. Именно она впервые пробудила в их сердцах зависть и ненависть, которые затем привели к насилию.


Tags: легкомысленно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments