m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Идейный дед и прагматичный внук (с)

Взято со страницы http://i-p-p-l.livejournal.com/57764.html

Меир Шалев. Впервые в Библии. М.: Текст, 2010. 413 с.

Со стр. 51-56
Итак, во сне Иакова Бог снова повторил знакомую формулу: "И будет потомство твое, как песок земной" - и обещал своему слушателю, что от него родится великий народ. Судя по предыдущим разговорам Бога с Авраамом и Исааком, можно предположить, что, если бы это зависело лишь от Него, сон на этом бы и закончился. Но, к большому нашему счастью, Иаков вспомнил, что этот сон принадлежит ему, и поэтому Бог вынужден был перейти от торжественной общенациональной декларации, провозглашавшей судьбы народа Израиля в туманном будущем, к весьма конкретному и более интересному для Иакова в данный момент вопросу - об опасностях предстоящего ему трудного пути из Ханаана в далёкий Харран.

"И вот, я с тобою, - успокоил Он Иакова, - и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе" (Быт. 28,15).
Слова эти неожиданны и волнующи. Даже Авраам не получал такого глубоко личного обещания перед отправлением в свой поход, который он некогда совершил в обратном направлении - из Харрана в Ханаан. И не забудем, кстати, что Авраам вышел в путь по прямому Божьему  приказу ("Встань и иди"), в то время как поход Иакова был всего лишь инициативой его матери  Ревекки.
Иаков пробудился ото сна.
А затем Иаков, в свою очередь, дал обет, и обет этот важнее речей Бога в его сне, потому что те речи не содержали ничего принципиально нового и не особенно отличались от всего, что Господь говорил в прошлом, тогда как обет Иакова, напротив, заново определил отношения между Богом и человеком.
Из глубин веры и страха, радости и трепета, витавших над этим сном и пробуждением от него, вырвался вдруг человеческий голос, и это был голос новый и смелый, подобного которому не слышали до сих пор не только читатели, но и сам Господь. "Если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом".
Речь Иакова произвела на Бога такое сильное впечатление, что даже пятьсот лет спустя, уже на горе Синай, Он начал Десять заповедей словами: "Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, - и только потом сказал: - Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 2-3). То есть Он сначала собщил, что сдержал уговор и выполнил то, что обещал, и только после этого потребовал - да буду Я единым Богом Израиля. Он запомнил и усвоил урок той давней беседы с Иаковом, праотцем тех людей, которые стояли теперь у подножия горы. Он говорил с ними так, чтобы они не смогли сказать ему "если" и поставить свои условия, как это сделал когда-то Иаков, верующий нового типа.
Иаков не ограничился своим первым условием, "если". Как хороший адвокат, он взял текст предложения, сделанного ему во сне, прошёлся по нему и вернул с исправлениями. Его предусмотрительность и педантизм, несомненно, доставят читателю большое удовольствие.

Бог предложил: "И сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь".
Иаков исправил: "И сохранит меня в пути сем, в который я иду".
То есть я не заинтересован в общих словах, мне нужна охрана и защита именно в этом конкретном походе, отсюда - в Харран и обратно.
Бог сказал только: "Сохраню тебя", - а Иаков добавил к охране ещё два пункта: "И даст мне хлеб есть и одежду одеться".  Иными словами, мне мало того, что Господь будет заботиться о сохранении моей жизни, - пусть позаботится также о её уровне и качестве.
Бог обещал: "И возвращу тебя в сию землю".
Иаков исправил: "И я в мире возвращусь в дом отца моего".
Он добавил слова "в мире", чтобы разъяснить, что он не довольствуется просто возвращением, но хочет вернуться целым и невредимым. И так же как в вопросе о пути в Харран, уточнил расплывчатую формулировку обратного пути на конкретную: не "в сию землю", а "в дом отца моего". То есть он не довольствуется возвращением в какое-нибудь место в пределах Страны вообще. Он хочет вернуться именно в тот дом, который вынужден был покинуть. В сущности, он говорит, что отцовский дом и семья в его глазах важнее, чем Страна, которую только что обещал ему Бог.

Предложение Бога и исправления Иакова явно говорят о противоречии интересов. У Бога есть большой план, и он от разу до разу углубляет и расширяет его масштабы. Авраам, Исаак и Иаков для Него - не более чем верстовые столбы в намеченном Им направлении, ступени на Его лестнице. Но, в отличие от Авраама, Иаков не готов взять на себя такую роль. Он разъяснил Богу то, что следовало разъяснить ему уже давно: не только у Бога, но и у определённого человека, стоящего перед Ним, есть требования, с которыми нужно считаться. И даже если этому человеку предназначена важная историко-национальная роль, у него кроме того есть свои сиюминутные потребности и его беспокоят свои сиюминутные проблемы.

Ещё более важным в речи Иакова является второй её пункт - начальное слово "если". Как я уже сказал, оно содержало открытое условие и скрытое предупреждение: если Бог не выполнит это условие, ему придётся искать другого верующего. По существу, этот пункт выражает чёткое понимание, что Бог нуждается в Иакове в той же степени, в какой Иаков нуждается в Нём. И, что не менее важно, отныне Бог знает, что Иаков это знает.

К чести Бога будь сказано - несмотря на неожиданность, Он не среагировал на дерзкие слова Иакова с обычной для Него суровостью. По моему скромному мнению, после первого потрясения у Него даже шевельнулась симпания к стоявшему перед Ним человеку. У Него уже были всякие верующие - глупые и инфантильные, как Адам и Ева, обидчивые и дикие, как Каин, праведные и послушные, как Ной и Авраам, наглые, как строители Вавилонской башни, злобные и грешные, как люди поколения, жившего перед потопом, и обитатели Содома, - и вдруг перед ним появился верующий с совершенно иным складом ума, сомневающийся и требовательный, почти дерзкий, но до чего же смелый, оригинальный и занятный!

Конец цитаты.
Tags: легкомысленно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments