m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Странные привычки (с)

Меир Шалев. Впервые в Библии. М.: Текст, 2010. 413 с.

Со стр. 45-47
Когда мы вспоминаем, где в Библии впервые упомянуто слово "сон", нам на ум тотчас приходят то уходящая в небо лестница и ангелы на ней, что приснились праотцу Иакову во время бегства в Харран. Либо же нам вспоминается сын Иакова Иосиф, вся дорога которого буквально вымощена снами. Увы, к великому нашему разочарованию, самый первый сон в Библии в действительности приснился не Иакову и не Иосифу, а некому малоизвестному филистимлянину по имени Авимелех, который был царём древнего ханаанейского города Герар к югу от Газы. Героиней же этого сна - уж не знаю, обрадует это читателя или огорчит, - была праматерь Сарра, жена Авраама.
Праматерь Сарра именуется в Библии "прекрасной", и у праотца Авраама была странная и предосудительная привычка то и дело передавать её во временное пользование чужим царям под видом своей сестры, дабы они из-за неё "не причинили ему вреда".  В первый раз он поступил так в Египте, отдав её египетскому фараону, а вторично - как раз в Гераре, отдав её этому Авимелеху. Кстати, согласно хронологии книги Бытия, Сарре было тогда девяносто лет, но не исключено, что авимелех предпочитал именно зрелых женщин.  А может, ему самому было лет этак двести - возраст, весьма распространённый среди героев Библии, - и поэтому он любил молоденьких. Так или иначе, Авимелех взял Сарру в свой дворец и в ту же ночь
увидел первый из снов, упоминаемых в Библии.
"Вот, ты умрёшь за женщину, которую взял, - сказал ему во сне Бог, - ибо она имеет мужа" (Быт. 20,3)
Насколько мне известно, это - первый раз, когда в языке появляется выражение "умереть за женщину". Причём появляется в непривычном для нас смысле. Не "умирать" от любви, не "сохнуть" по ней и тому подобные современные выражения, а "умереть" из-за неё в буквальном смысле этого слова, то есть расплатиться смертью за грех обладания замужней женщиной.
И филистимский царь действительно испугался. "Неужели Ты погубишь и невинный народ? - спросил он Бога. - Не сам ли он сказал мне: "она сестра моя"? И она сама сказала: "он брат мой". Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих".
Авимелех тотчас вернул Сарру законному супругу и тем самым спасся от наказания, но следует отметить ещё один немаловажный факт - у них с Саррой "не было консумации", как говорила моя бабушка в таких случаях. Иными словами, Авимелеху не удалось совершить желаемое с праматерью Саррой, и это очень хорошо, потому что следующая глава начинается сообщением о её беременности. Не хватало нам ещё, чтобы праотец Исаак оказался незаконнорожденным сыном какого-то необрезанного филистимлянина и чтобы его статус законного сына Авраама был поставлен под сомнение. Я уж не говорю о возможном влиянии такого события на весь нынешний ближневосточный конфликт!
Возвращаясь, однако, к нашей теме, приходится констатировать, что первого в Библии сна удостоился именно этот Авимелех, а не такие важные персоны, как Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф. И хотя еврейского читателя это может огорчить, тем не менее в этом рассказе впервые даётся простое и красивое определение функции библейского сна: сообщать повеление Господне. Не все библейские сны столь же ясны и прямолинейны, и далеко не в каждом из них Господь появляется собственной персоной. Но любой сон в Библии - это не отмычка психоаналитика, а практичный и весьма простой приём, посредством которого Бог выражает Свою волю.

Конец цитаты.

Tags: легкомысленно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments