Казалось бы, вот ведь какой ребенок гиперактивный, ему бы успокоиться малость и все было бы здорово. Но, странное дело, симптоматика снимается не седативным средством, а стимулянтом. Парадокс? С точки зрения описательной диагностики - да. А по сути у ребенка недостаток допамина и норэпинефрина в PFC и других областях мозга. То есть уровень именно стимулирующего нейромедиатора NE недостаточный для фокусировки внимания и повышения эффективности работы. Всплеск допамина и NE после приема стимулянта на время улучшает ситуацию. Внешнее поведение “гиперактивного” ребенка при ADHD оказывается компенсаторным, то есть диаметрально противоположным тому, что испытывает мозг.
Второй пример – это пациент с кататонией, что встречается сейчас достаточно редко в связи с доступностью препаратов. Казалось бы, совсем недвижимый человек – замерз, статуя. Сейчас бы расшевелить его кофеином или каким-нибудь другим стимулянтом и все будет хорошо. Ан нет. Человек “просыпается” после седативных, замедляющих препаратов (бензодиазепинов, итд). Причем, проснувшись, человек помнит мельчайшие детали происходившего с ним, в то время как все окружающие были в полной уверенности, что он был не с ними, а общался с марсианами. Потому что внешняя кататония была компенсаторным поведением против внутренней перегруженности мозга, не способного эффективно фильтровать и отсеивать ненужные стимулы окружающего мира и обрабатывающего все подряд.
Ну и как тут быть когнитивно-поведенческим терапевтам, для которых поведение человека – неоспоримый факт, а бессознательное – фикция и продукт воображения? Только и остается выдохнуть и чуть снизить пафос обвинений психодинамических терапевтов в спекуляциях и ненаучности, а вместо этого осознать ограниченность любого отдельно взятого подхода и открыть объятия разумной интеграции.
Источники
Madness within us. Schizophrenia as Neuronal Process. Robert Freedman.
The Neuroscience of Clinical Psychiatry. Edmund S. Higgins. Mark S. George.