Зависть можно описать как злость на другого человека за то, что у него/нее есть объект, который хочется иметь самому. Более того, есть ощущение, что другой человек лишает тебя этого объекта. В то же время этот другой является надежным источником желаемого объекта и видится одновременно как владеющий и лишающий. В зависти есть конфликт – человек хочет объект, который ему «положен», но недоступен. В этих условиях возникает импульс или соединиться с источником желаемого или, если соединение невозможно, испортить этот источник. Импульс может быть довольно сильным и разрушительным, ведь он основан на мощных зашитных реакциях – жесткой идеализации источника в первом случае, или девалюации во втором.
Мелани Кляйн писала о том, что первый объект, к которому возникает зависть – это материнская грудь, Кляйн называла эту зависть первичной. Младенец, который чувствует, что ожидаемое удовлетворение его потребности не наступило, ощущает, что мама лишает его желаемого им - груди, как источника молока. Мама оставляет желаемое младенцем молоко себе. Поэтому первичная зависть появляется у человека раньше, чем ревность и является одной из базовых эмоций. Зависть связана с неразвитым пока у младенца механизмом терпимости к фрустрации (frustration tolerance). Если первичная зависть терпится и прорабатывается (оптимальная фрустрация), то происходит нормальное развитие ребенка. Если же ощущение зависти слишком сильное и превышает тот уровень, c которым младенец может справиться, то это приводит к ослаблению Эго функций.
В результате запускается импульс, при котором младенец атакует «хорошую грудь» (и делает дальнейшую интроекцию невозможной). Если обладание хорошим невозможно, то надо хорошее сделать плохим, чтобы избежать болезненного ощущения фрустрации. Таким образом первичная зависть стремится разрушить тот самый объект, который необходим для выживания и роста ребенка, то есть механизм зависти в определенной степени само-разрушительный.
Психоаналитики британской школы считали, что первичная зависть трансформируется в бессознательную зависть взрослого человека и может проявиться в терапевтических отношениях в форме негативного переноса. В метафорическом смысле это понятно – довольно часто клиент испытывает чувство зависти к иделизированному терапевту, который все знает, все может и «весь такой нормальный». Cопротивление терапии может быть формой защиты от чувства зависти. Поэтому терапевт демонстрирующий свою неидеальность, cпокойно и без самобичевания признающий неизбежные ошибки в работе, cнижает накал зависти.
Зависть у взрослого человека может сопровождаться чувством вины, ревностью, жалостью к себе. Одно из самых первых проявлений вины может быть связано с деструктивными импульсами по отношению к маме. С этой виной также связаны параноидальные импульсы. Ребенок ожидает что объект, которому он завидует, и который он хочет разрушить, его накажет.
Характерно, что девалюация и идеализация, блестяще описаные Мелани Кляйн в процессе первичной зависти, характерны и устойчивы у взрослых людей с нарциссичной ориентацией, у которых самооценка довольно хрупкая и реактивная. Успех или удача соседа воспринимается как нарциссическая травма – у человека самооценка резко падает, что для нарциссично ориентированного человека очень больно и может привести к депрессивному эпизоду. Агрессивные и разрушительные фантазии по отношению к объекту зависти могут появиться, как
форма психологической защиты. Фантазии эти могут быть экстримальными (вплоть до желания смерти) и они как правило натыкаются на внутренний запрет супер-эго, что создает дополнительный конфликт и добавляет напряжения.
Обсессивно ориентированные люди любят высокие стандарты. Довольно часто они программируют себя на неизбежное разочарование, устанавливая планку в недостижимый идеал. В этой ситуации зависть тоже может восприниматься болезненно, поскольку успех соседа утверждает перфекционистские пэттерны человека – «ага, вот и подтверждение – вот именно в этом направлении я недостаточно развит, а ведь мог бы быть как сосед».
Работа с завистью в терапии может начаться с нормализации ее, то есть с убирания вины или стыда. Когда человек способен сказать – я завидую, то тогда в это чувство можно погрузиться и можно с ним работать. Очень многому можно научиться у зависти.
Источники:
«Envy, Jealousy, Greed: A Kleinian approach
Dave Hiles »
http://psy.dmu.ac.uk/drhiles/ENVYpaper.htm
Clinical Lectures of Klein and Bion. Edited by Hanna Segal
Psychoanalytic Case Formulation. Nancy McWilliams.