oksana_zaj (oksana_zaj) wrote in rabota_psy,
oksana_zaj
oksana_zaj
rabota_psy

Categories:

"Девственницы-самоубийцы" и талантливые студенты

Здравствуйте, дорогие участники и гости сообщества!

В посте Знакомство я писала, что преподаю в Днепропетровском национальном университете им. О. Гончара. Одним из дополнительных заданий с какого-то времени я сделала анализ фильмов по тематике лекционных занятий. В условиях очень небольшого количества часов, отведенных на определенную серьезную тему и нежелания / неумения значительного количества студентов читать научную литературу (что уж там, часто и художественную), фильм может служить неплохой иллюстрацией к материалу лекции и предметом для анализа.

В этом посте хочу с Вами поделиться заданием одной из студенток пятого курса - с ее разрешения. Текст доставил мне массу удовольствия, в том числе, и эстетического. Для сохранения аутентичности я его совсем не правила. Буду рада комментариям. Автор текста, Наташа, тоже их увидит.

Оксана Александровна, не сочтите наглостью, но высылаю Вам некоторые размышления по поводу еще одного фильма, хотя сроки уже прошли. Просто такое дело, что я посмотрела фильмы сразу после их рекомендации. Один из них – «Девственницы - самоубийцы» мне невероятно понравился…хотя и сложно объяснить чем. Очень я им прониклась. У меня он вызвал гораздо больше эмоциональных переживаний, чем умозаключений, поэтому интерпретировать его не садилась. Вчера посмотрела его уже 3й раз - у меня возникла какая-то интересная мысль, которую я решила тут же записать – потом спонтанно возникли еще несколько идей и оформились в небольшие тезисы. Сегодня скомпоновала их в маленькое «сочинение». Просто это такой фильм, на который я не смогла не ответить.

Так вот….

Основными, глобальными «причинами», вызвавшими случаи суицида в фильме, видны целые спектры социальных и психологических факторов. При чем они где-то очень глубоко переплетаются между собой. Буквально легко считывались эти социальные факторы, в то время как о психологических мотивах и отображении этой социальной реальности во внутренних мирах героинь можно было лишь догадываться и дофантазировать….Повторюсь, фильм мне очень понравился. Как не парадоксально (в связи с сюжетом), но он вызывает какое-то ощущение уюта и семейного благополучия героев: сцены семейного ужина, посиделок возле телевизора, такой хороший дом, комнаты девочек до деталей наполнены какими-то умиляющими, трогательными моментами, но в тоже время и какая-то в них «кукольность» присутствует... Естественно, сцены самоубийства в начале и в конце, весьма контрастно воспринимались на общем фоне фильма. Это и показывает, насколько обманчиво внешнее выражение и поведение девочек относительно глубины их внутренних переживаний, насколько внешние декорации скрывают истинные переживания.

Естественно на первом плане, как базовый социальный фактор выступает СЕМЬЯ:
Жизненный устрой, манеры поведения, стиль общения, религиозная атрибутика в этой семье прописывают ее четкую структуру и четкие границы. Всё по правилам. Есть то правильное/неправильное, одобряемое/неодобряемое, которое должны! разделять все члены семьи. Помимо само собой разумеющихся правил поведения и дозволенности (отец: «В нашей семье существуют определенные законы. Они регламентируют правила поведения девочек на протяжении их жизни в нашем доме.»), создается впечатление, что в этой семье существуют и определенные неписанные правила. Как одно из них, красной линией через весь фильм проходит табу на выражение чувств и эмоций (даже внутри семьи). В семье никаким боком не обсуждается столь драматическая проблема – 1я попытка самоубийства девочки - а затем и смерть. В этом плане можно говорить о полной
ИЗОЛИРОВАННОСТИ

1. Эмоциональной:
Яркие примеры этому – сцены, где:
- на двери в комнату Сессилии пестрит записка «Dear friend, I`m finally dropping you a card – because I need friends» - искренний крик о помощи. При этом сама девочка с виду апатичная, немного принебрежительная и безучастная. Ощущение, как будь-то подойдя к ней, услышишь что-то типа: «Все вы меня достали…Я от всего устала…Не подходите!»…Да и наличие дневника Сессилии – как будь-то она кому-то что-то хотела рассказать, но не имела возможности…
- после встречи с доктором, который диагностировал Сессилию, отец с матерью молча! едут в машине, не обронили и слова;
- визит Отца Муди. Священник – человек, изначально располагающий на отдушину и тайное откровение ( а семья ж еще и верующая). Но никто не захотел с ним говорить – спрятались от этого кто как мог и «закрылись» в ответ: как сдерживал себя отец -вообще было непонятно что там твориться у него внутри…вроде и были позывы затронуть это горе – прям в воздухе зависали моменты чего-то непроговоренного, но он вовремя себя сдержал… как будь-то это стыдно и непозволительно…как будь-то это не подлежит обсуждению. Девочки тоже не захотели говорить! А мать так тем более…
- В школу девочки «пришли с таким видом, будь-то ничего и не произошло». В школе с неким ровным недоумением относились к тому, что мальчики интересовались у них «Как дела?» и к оговоркам о смерти. ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ яркой была несколькосекундная сцена, когда девочки стояли в школьном туалете, пока Люкс курила! Молча все стояли. Как будь-то все о чем-то дружно и громко молчали!!
В общем никакого траура после смерти первой дочери в семье не наблюдалось, горе не переживалось, переживания и чувства не находили выход, все тихонько сходили с ума…И показатели склонности к возможному суицидальному поведению ( такие как пресуицидальный период, парасуицидальные тенденции и суицидальные угрозы) в фильме читаются совсем уж «между строк» на фоне бедной картинки эмоциональных проявлений героинь.

Соответственно, неприемлемость в эмоциональном выражении ограничивает самовыражение человека как индивидуальности вообще, со своей уникальной и неповторимой картиной мира. Так можно говорить об изолированности

2. Личностной:
- Такими метафорическими моментами непринятия личностного самовыражения в фильме показаны совершенно одинаковый туфельки девочек, стоящие при входе; затем как они выбрали на танцы одинаковые платьица. Читается как будь-то какая-то продиктованная шаблонность и стереотипность в семье, а жесткая, авторитарная, «думающая только о себе» (как потом говорили мальчики) мать является контролёром всего этого.
- Когда Трип пришел в гости к Люкс - мать сидела между ними стеной – напряженная, взволнованная, еле сдерживающая возмущение. Это своего рода, показательная сцена мощного психологического барьера в лице матери, ограничивающего свободу действий.
- Собираясь на танцы, девушки даже спустились только по команде матери (не отреагировав, когда перед этим их отец позвал). По команде матери «приколите же их» ребята прикалывают цветочные заколки девушкам. Причем это ж можно в общем расценивать как правила хорошего тона и воспитанности …но в фильме было видно совсем другой тонкий подоплет этой сцены…
- приказ матери сжечь рок пластинки Люкс само по себе наказание, не имеющее никакого отношения к проступку дочери, и являлось лишь утверждением собственной власти в семье. И в этом можно усмотреть полное отсутствие личностного контакта…да и вообще каких-либо «точек соприкосновения» в отношениях.
- полное игнорировании матерью интересов и проявлений Сессилии продемонстрировала сцена на кухне, когда девочка рассказала про новую бразильскую лягушку со своей коллекции, а мать отрезала: «Мне не интересны твои бразильские лягушки…» Не владею я тонкостями психоанализа, но мне кажется, что фигура матери, неспособной дать поддержку и позаботиться очень сильно повлияла на судьбу дочерей.
- А вообще вот, во всех моментах сама Сессилия какая-то «потерянная». За столом за ужином все рассмеялись – она грустная поникла. Это и правда - тупик, когда ты не можешь в семье заявить о своем «Я» со всеми, какими бы они не были, своими переживаниями и чувствами, пережить их. - Тогда ты как бы автоматически выпадаешь из «нормально» функционирующей системы и нужно либо подстраиваться под режим, либо быть отверженным изгоем. То же самое и на вечеринке среди сверстников: как Сессилия впервые улыбнулась, когда к ней подошел мальчик Джо и как быстро , !не дав Сессилии возможности проявиться! все переключились на всеобщее веселье и поверхностные разговоры…не заметив даже ее разочарованный и обреченный уход.

~ ~ ~
Абсолютно те же элементы свойственны и «новой эпохе» общества, упоминавшейся в фильме. И ЭТУ СЕМЬЮ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК МИКРОМОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА. Совершенно четко можно провести параллели между теми факторами, которые обусловили самоубийство, как в семье, так и в обществе в целом. Опять таки та же ИЗЛИРОВАННОСТЬ Эмоциональная:
- Соседи всё собирались около дома, все наблюдали, перешептывались, обсуждали, сплетничали по телефону, Но никто Не подошел, не узнал, Не помог, Не поддержал. Каждый сам по себе. Вовлечены были все в эти события, только на уровне отстраненного интереса, но не на уровне переживаний и реальной взаимопомощи.
Только ребята, соседские мальчишки делали попытки подступиться, понять и помочь девочкам. Но все тот же опыт отношений в семье (та же скрытность в самовыражении) не позволила девочкам «услышать» помощь, выйти на контакт. Выходит, какая-то в этом обреченность: мы не умеем ни давать поддержку, ни ее принимать. От этого – безысходность: встреча людей не происходит, каждый остается в своем…Человеческие глубокие отношения блокируются опасениями «примут ли нас таких с нашими переживаниями?»…Примем ли вообще мы себя с этими переживаниями? Унаследованный горький опыт уверенности в том, что люди не примут человека с его внутренним миром и его чувственными проявлениями, а от этого и непринятие себя, стирает ту границу, где сам человек теряет чувствительность к тому моменту, когда переживания становятся невыносимыми, а единственным выходом кажется уход из жизни. Какой-то идеализированный стереотип самодостаточности.


Личностная изолированность, обесценивание индивидуальности есть во многих эпизодах фильма. Особенно, в упоминании о «листовках зеленого цвета» для школьников, где приведена статистика самоубийств и предостережении относительно суицида. Понятно, что они делались из лучших побуждений, но сам подход со стороны общества теряет в этом «человечность»: когда личность, личная трагедия подростка обсуждается в официальном порядке и теряется в статистике – это нагоняет еще большую тоску и отчаяние.
Символично очень в конце фильма звучит фраза мальчиков о том, что «Умирающий город удивительно гармонировал с разростающейся, как раковая опухоль, духовной деградацией его равнодушных и жестоких обитателей. Мы вступали в новый этап своей жизни и понимали, что мы лишние на этом всеобщем празднике жизни». Это уже прозвучало еще в словах матери в начале фильма, когда Сессилия уходила с вечеринки – «Если хочешь – иди. Мы будем веселиться без тебя»…Уже тогда семья стала предвестником безучастного и равнодушного общественного настроения. Затем пафосная, полная насмешливости сцена, где мужчина демонстративно падает в бассейн со словами «Прощай жестокий мир!...Нет, вы меня не понимаете, Я подросток, у меня куча проблем!» и всеобщий хохот на фоне. Вот и новые установки современного общества, которое не принимает всю сложность и ранимость души подростка, еще не успевшего принять и усвоить эти «взрослые» установки. Да и больше того, не только не принимает, а и полностью отстраняется от этого таким циничным способом. Тем самым искореняя всё доверие к искренности антисуицидальных программ среди молодежи.

~ ~ ~
Как-то для меня самым значимым и движущим фактором показалась именно изолированность вцелом. И уже в этом контексте, ею обусловленный, выделяется такой фактор как:
ЗАРАЗИТЕЛЬНОСТЬ самого феномена суицида.
Получается , заразительность через изолированность в том плане, что заразительным является сам механизм суицида, как способа выхода из ситуации, как бы сам способ, разглашенный в обществе. А трагичность самих переживаний человек - как бы содержание этого способа – остаются вне всеобщего внимания, что обусловлено изолированностью. То есть везде констатируется, что мол пошла «волна самоубийств», но не более ….а человек в это время всё так же остается наедине со своей драмой, смотрит телевизор, слышит/видит случаи самоубийств в своем окружении и находит в продемонстрированных поступках выход и своих страданий.

Так в фильме показана заразительность:
-через СМИ (особенности подачи информации о смерти девочек на ТВ);
-прыжок влюбленного Доминика с крыши, имеющий такой себе детско - игровой характер. Этот случай мог продемонстрировать, распространить саму идею суицида, как способа справиться с трудностями, но без всякого осознания трагичности и летальности этого способа;
- и конечно же смерть Сессилии, которая «заразила своих сестер синдромом отчуждения и отчаяния». Она нашла выход из своих мучений только таким единственным способом. В итоге, к этому способу обратились и ее сестрички, которые с ней вместе «варились в одном и том же котле» (извиняюсь, не могу подобрать другого сравнения).

~ ~ ~
Конечно же, как фактор суицидального поведения, нельзя не упомянуть об особенностях самого ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. Как раз в фильме социум выступает очень неблагоприятной почвой для развития гармоничной личности в подростковом возрасте и новообразований этого возраста.

Знаем мы, что Подростковому Возрасту свойственны такие основные новообразования как: ощущение взрослости, развитие самосознания, появление личностной рефлексии, формирование временной перспективы и психосексуальная идентичность. Как раз в фильме социум выступает очень неблагоприятной почвой для развития гармоничной личности в подростковом возрасте и не дает волю выявлению новообразований этого возраста. Домашнее заключение, лишение досуга и свободы действий «душило» это ощущение взрослости и полноценности у девочек, не давало базиса для того же формирования временной перспективы и лишало своего рода «климата» для выявления психосексуальной идентичности. Формирование позиции «Я сам» в социальном мире (как опять таки естественное новообразования этого возраста) и отделение индивидуальности непоощряется и, мало того, даже присекается (это уже я описывала в пункте про личностную изолированность в семье и в обществе). Всё это в куче мешало реализации ведущей деятельности этого возраста: интимно-личностного общения со сверстниками - и способствовало выпадению из социальной ситуации «Мы». В это же время, обострение рефлексии, самосознание, а так же подростковый кризис, для которого характерно половое созревание, эмоциональная неустойчивость и негативизм делает такую обстановку в семье и в социуме для чувствительного подростка очень уязвимой. Вот и формула суицида получилась.">
Tags: мнение коллеги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments