Игорь Дехтяр (dehtiar) wrote in rabota_psy,
Игорь Дехтяр
dehtiar
rabota_psy

Category:

Джей Хейли. Из книги Супружеская терапия

Вопросник для терапевтов

Терапия распространяется все шире. Книги по этому предмету публикуются чуть ли не каждый день, масса денег затрачивается на воспитание и подготовку психотерапевтов и психологов. Еще больше денег терапевты разных школ собирают с отчаявшихся клиентов. Но до сих пор отсутствует надлежащее испытание, или вопросник для терапевта, претендующего на доверие публики. Как можно определить, знает ли терапевт то, что он должен знать? К трудностям составления надлежащего теста относится та очевидная проблема, что искусство терапевта может быть определено лишь проверкой результатов терапии, а не письменным экзаменом об идеях. Поэтому высшие учебные заведения, добросовестно относящиеся к подготовке терапевтов, изучают результаты их терапии. Но хотя экзамен не может быть мерой умения, от терапевта можно ожидать некоторого уровня знаний, измеряемого письменным экзаменом. Кроме того, результаты экзамена могут свидетельствовать о надлежащей установке по отношению к терапии, или об ее отсутствии.
При такой попытке экзамена, касающегося знаний и установок, возникает серьезная проблема: она сразу же обнаруживает догматические предубеждения некоторой специальной школы терапии, и поэтому бесполезна в более широкой области. Здесь нужен вопросник, основанный на большой, широкой, гибкой точке зрения, чтобы его можно было дать терапевту любой школы для определения, знает ли он то, что он должен знать. К счастью, уже есть скромное начало такого беспристрастного вопросника по терапии, и образец этого приводится дальше. Вопросник содержит наиболее важные вопросы и правильные ответы для тех, кто их не знает.

1.    Должен ли терапевт считать себя искусным специалистом, или гуманистом и философом?

2.    Должен ли терапевт присоединяться к безумию другого человека, или оставаться вне его мира?

3.    Должен ли терапевт работать быстро, или не торопясь?

4.    Повышается ли эффективность работы с клиентами, если терапевт размышляет о самом себе.

5.    Если представить себе терапию как поэзию, пишет ли терапевт сонеты или свободные стихи?

6.    Будет ли терапевт более успешным, если он будет любознателен по поводу сложности жизни, или если он будет узко направлен к своим целям?

7.    Назовите две идеологии, мешающие терапевту.

8.    Должен ли терапевт настаивать на изменении?

9.    Этично ли придерживаться теории, что изменение медленно и трудно, и что каждый пациент должен приходить на терапию по несколько часов в неделю в течение многих лет.

10.    Содействует ли скромность успеху терапевта?

11.    Должен ли терапевт быть серьезным человеком?

12.    Что такое терапия?

13.    Верно ли, что в прошлом терапия состояла в том, что клиент обсуждал неопределенную проблему с терапевтом, исходившим в своей работе из расплывчатой теории и работавшим в непродуктивном стиле, стремясь к результату, не поддающемуся измерению?


Ответы

1.    Некоторые авторитеты полагают, что терапевт должен быть весьма образованным в философии, общественных науках и искусстве. Трудность в том, что терапевт-философ этого рода, столкнувшись с проблемой ребенка, который мочится в постель, не найдет в своей памяти 11 эффективных способов лечения этой проблемы. Вместо этого он может представить себе, что энурез ребенка есть способ его самовыражения. И он спрашивает задумчиво: может быть, этот ребенок подсознательно писает на вселенную? Но терапевт должен знать общепринятые способы, как лечить ребенка, который мочится в постель. В противном случае, зачем нужен терапевт?

Ответ: Терапевт вполне может быть философом и гуманистом, если это не мешает ему быть искусным терапевтом.

2.    Кроме длительного академического образования и чрезмерного самоуглубления, то, что больше всего мешает терапевту – это неспособность принять поведение клиента и отвечать на него надлежащим образом. Эта неспособность приводит к тому, что терапевт интерпретирует, исправляет, указывает, сопоставляет, аргументирует, спорит и покровительствует, вместо того, чтобы присоединиться к человеку, который пришел к нему и нуждается в изменении. Если терапевт тепло и дружелюбно обращается с пациентом, который холоден и груб, то у этого терапевта не все в порядке, и он должен вести себя более правильно. Если женщина говорит, что она бьет своего ребенка каждый раз, когда напивается, терапевт не должен говорить по этому поводу «Боже мой, как вы можете вести себя так ужасно?» В таком случае женщина почувствует в нем еще одного человека, который ее не поймет. Терапевт должен присоединиться к миру этой женщины и вызвать изменения, действуя изнутри этого мира.

Если терапевт становится частью мира своих клиентов, то он будет столь же безумен, как они, и будет беспомощно хлопотать вместе с ними в их неудачных попытках. Как может терапевт изменить человека, если он всего лишь присоединяется к нему в его наличном поведении? Он должен дать ему новые способы поведения.

Ответ: Он должен присоединяться к человеку в его болоте, не позволяя ему там оставаться.

3.    Одно из самых важных требований к терапевту – это терпение. Борясь с человеческим несчастьем, со сложными общественными ситуациями и затяжными трудностями, терапевт не должен рассчитывать на быстрое и волшебное исцеление. Каждый, кто пытался изменить людей (или изменить факультеты, где обучают терапии), знает, что жизнь движется медленно и неуклонно. Терапевт должен быть терпелив, выстраивая одно за другим небольшие изменения, неторопливо и эффективно.

Но надо признать, что отчаявшийся человек нуждается в немедленном облегчении, и часто может измениться лишь при быстрых и решительных действиях терапевта. Терапевт должен реагировать немедленными указаниями, чтобы использовать возможности, возникающие лишь в периоды временной неустойчивости.

Ответ: Посмотрите на гранильщика алмазов. Он не спешит, но когда он действует, быстро получает результаты.

4.    Терапевт не должен настолько беспокоиться о себе, чтобы не видеть клиента. Терапевт, который думает: «Реагирую ли я на эту женщину, сидящую передо мной, или на мысленный образ моей матери, которую она мне напоминает», по существу не реагирует на клиента, пытающегося привлечь его внимание. Такой терапевт, вероятно, страдает некоторой формой старомодной персональной терапии. Нет доказательств (хотя много говорилось), что навыки терапевта и результаты его терапии улучшаются, когда он подвергается чему-то вроде психоанализа. В действительности, такое самоуглубление обычно лишь мешает терапевту-практику при решении конкретных проблем. Человек не может изменить другого, думая о себе. В действительности, когда человек что-нибудь делает с настоящим искусством, он себя не сознает.

Но опытный терапевт знает, что его поведение влияет на данные, с которыми он работает – точно так же, как человек, включающий свет, потому что он хочет лучше увидеть темноту. Супружеская пара, препирающаяся в присутствии терапевта, делает это отчасти потому, что он образует с ними треугольник и поощряет их спор.

Ответ: Терапевт должен сосредоточиваться на других, не сознавая себя, но в то же время реагировать на ситуацию, вполне сознавая свою роль в ее создании.

5.    Автор сонета ограничен заданным числом строк и жестким метром. Для автора свободных стихов дело обстоит иначе. Здесь все дело в спонтанности, и все возможно. Какой подход более творческий? Каждый терапевт должен занять в этом вопросе некоторую позицию.

Энтузиаст сонета доказывает, что свобода возможна лишь в рамках закона; творческое выражение приходит к автору лишь тогда, когда он ограничен правилами. Лишь терапевт, действующий упорядоченно, может быть хорошим профессионалом и создавать дисциплинированное искусство, которому можно учить. Правила, ограничивающие художника, вызывают у него полет воображения.

Защитник свободных стихов утверждает, что любое ограничение мешает самовыражению; свобода приходит лишь тогда, когда нет никаких правил. Терапевт не может реагировать надлежащим образом на новую и единственную в своем роде ситуацию, если он следует заранее установленным правилам, но ведь трудно отрицать, что каждая ситуация в действительности нова и единственна в своем роде. Встретившись в любой человеческой ситуации со сложностью и разнообразием коммуникаций, терапевт не имеет времени обдумать, чтo он должен делать, ему приходится просто реагировать. Очевидно, что терапевт, способный быстро адаптироваться к сложным ситуациям, должен доверять своим чувствам.
Ответ: Терапевт должен быть спонтанным творцом свободных стихов, следующим своей интуиции, и в то же время соблюдающим правила профессионального поведения и обладающим самодисциплиной сочинителя сонетов.

6.    Однажды ученик спросил учителя Дзена: «Разве эта гора не красива?» Учитель ответил: «Да, но стоит ли говорить об этом?» Когда женщина слегка вздыхает после слов ее мужа, искусный терапевт не делает нелепой попытки перевести в слова этот выразительный вздох.

Но что же можно сказать о любознательности? Почему женщина вздохнула, и что это значит? Не должна ли любознательность быть одним из важнейших аспектов терапевта? Конечно, мы хотим, чтобы терапевт был исследователем, заинтересованным всевозможными способами человеческого поведения в их бесконечном разнообразии.

Рассмотрим подлинного ботаника, который должен охватить чрезвычайную сложность цветка и его процесса роста, сохраняя в то же время способность ценить красоту поля, усеянного маками. Ботаник, неспособный насладиться цветком, так же неполноценен, как ничего не знающий о строении цветка. Терапевт должен понимать и оценивать чрезвычайную сложность человека, его семьи и общественных отношений. Однако он должен принимать основные правила жизни, знать, что дети должны слушаться родителей, а родители уважать своих родителей. Оценивая сложность и сохраняя позицию открытости по поводу того, что в действительности имеется в человеческой жизни, клиницист должен оставаться в позиции эксперта и говорить, чтo надо делать.

Ответ: Терапевт должен быть естественно любознателен в отношении людей и целеустремлен в преследовании своих целей.

7.    Ответ состоит в следующем:
(а)    теория вытеснения, выражающая отрицательный и пессимистический взгляд на человека и обрекающая терапевта на узкую, непродуктивную теорию изменения,
(б)    теория, по которой терапия имеет целью помогать людям «расти», вместо того, чтобы решать конкретные проблемы. Такой взгляд служит извинением для терапевта, не умеющего справиться с конкретными проблемами своих клиентов.

8.    Терапевт должен делать с клиентом все необходимое, борясь с проблемой до ее решения. Если терапевт слишком легко сдается, он никогда не справится с трудными случаями. Некоторые люди изменяются лишь в том случае, если они уверены, что терапевт не сдастся! О своих неудачах терапевт должен говорить с гневом. Точно так же, как траектория футбольного мяча определяется энергией, с которой его толкает игрок, успех терапии определяется энергией и увлеченностью, которые терапевт вкладывает в каждый случай. Чтобы достигнуть своих целей, он должен быть готов говорить с клиентом не только в кабинете, а на улице, на его квартире и где угодно.

Но будучи решительным человеком, терапевт все же должен научиться не беспокоиться о решении проблемы больше, чем сам клиент. Если он во что бы то ни стало хочет добиться успеха ради себя, а не ради клиента, он оказывается в слабом положении и проигрывает. Чтo еще важнее, какое право он имеет вмешиваться в дела людей, не желающих меняться? Одна из важнейших задач для всех нас – это удерживать людей от роли «благожелательных помощников». Конечно, терапевт не должен навязывать себя клиенту из жалости к нему, потому что жалость не поможет клиенту.

Ответ: Как знает каждая домохозяйка, нельзя заставить цветок расти, растягивая его. Можно, однако, удобрять почву. У терапевта должна быть абсолютная решимость разрешить проблему, избегая при этом чересчур тесной связи с клиентом.

9.    Ответ: Это неэтично лишь в том случае, если терапевт получает почасовую оплату.

10.    Хотя важно быть уверенным в себе, скромность – это добродетель, позволяющая человеку продолжать учиться. Терапевт должен гордиться своей способностью быть скромным. Это имеет также практические преимущества: дерзость терапевта становится вызовом для клиентов. У них развивается стремление побороть его, а этого легко достигнуть, если они не будут изменяться. Поэтому самоуверенность в такой форме может быть помехой. Многие терапевты находили полезным сохранять у самого себя некоторый симптом, напоминающий им, что они не лучше людей, которых лечат.

Ответ: Лучше всего, чтобы терапевт был скромен, но вполне уверен в своих способностях.

11.    Клиенты приходят к терапевту в отчаянии. У них серьезные проблемы; они сходят с ума, или боятся темноты, или в ярости на своих супругов. Обычное общество терапевта – это неудачники и некомпетентные люди. В этом мрачном мире терапевт должен принимать всерьез человеческое несчастье, которым он кормится, и которое он должен облегчить. Кто безразличен к несчастью клиентов, ведет себя как негодяй.

Однако важнейшая установка терапевта – игровая. В своем обучении и своей работе терапевт должен быть способен превзойти человеческое страдание и работать в игривом и творческом духе. Он не может себе позволить быть столь же мрачным и несчастным, как его клиенты, потому что в таком случае они не смогут сохранить надежду. Часто он является единственным лучом света, побеждающим их ярость и превращающим отчаяние в осторожный оптимизм.

Ответ: Терапевт должен серьезно относиться к мрачному положению своих клиентов, и в то же время свободно изменять основы этой ситуации в духе игры.

12.    Ответ: Терапия – это введение большего разнообразия в системы поведения путем изменения конкретных паттернов проблемы. В результате меняются повторяющиеся последовательности поведения членов семьи, и вследствие этого создаются более широкие альтернативы и возможности жизни людей.

13.    Ответ: Что ж, это, по крайней мере, грамотная формулировка.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments