Будет ли сотрудник соответствовать вашим ожиданиям?
Сотрудники не информируют вас вовремя о проблемах, опаздывают на встречи? Сколько времени вы тратите на перевоспитание таких работников? А нужно ли? Ведь часто причина такого поведения – невысокий уровень социальной компетентности человека, а не низкий уровень организованности. Как оценить сотрудника до того, как вы начнете с ним работать?
Сталкивались ли вы с необязательностью сотрудников?
Например, сотрудник не отвечает на письма или отвечает поздно, регулярно опаздывает на встречи и совещания, не перезванивает в ответ на ваш звонок, не выполняет в срок задачи и не информирует о задержке выполнения.
Или еще хуже информирует вас о проблемах, которые он не смог решить тогда, когда решить их уже невозможно. Срывает сроки проектов и договоренности с клиентами и т.п. Словом, никак не вписывается в вашу систему ожиданий и всегда может подвести, лишая вас уверенности в нем.
Вам приходится тратить много времени на перевоспитание. А надо ли?
В основе таких проявлений не всегда лежит неорганизованность и отсутствие самодисциплины. Часто причина такого поведения – невысокий уровень социальной компетентности сотрудника.
В этой статье я расскажу о простых и доступных способах оценить уровень социальной компетентности человека с помощью маркеров социальной компетентности еще до того, как вы начнете с этим человеком работать.
Что такое социальная компетентность?
Социальная компетентность это умение выстраивать свое поведение с учетом ожиданий и представлений других людей. Социальная компетентность предполагает:
· Знания об основных нормах, поведенческих стандартах и ожиданиях принятых в данной среде, например в бизнес - среде
· Готовность к быстрому освоению новых ожиданий и стандартов
· Умение поставить себя на место другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами
· Умение оценить, как могут быть восприняты те или иные поступки партнером по коммуникации
Довольно часто я встречаюсь с людьми для разных проектов. Интерес тех, кто приходит – быть в проекте, заработать и т.п., мой интерес, чтобы человек в проекте был.
Я созваниваюсь, описываю вкратце суть проекта, выявляю заинтересованность, согласовываю удобное для обеих сторон время встречи. При этом я всегда предупреждаю, что все подробности, схему проезда приглашенный получит по электронной почте в ближайшие 30 минут и прошу его подтвердить получение данного сообщения.
Заинтересованный и настроенный на коммуникацию претендент говорит, «Да, конечно» или предупреждает «Я смогу подтвердить, но только поздно вечером». Это хорошие признаки того, что коммуникация установлена и она взаимна и, как правило, с такими претендентами дальнейшее сотрудничество происходит довольно легко.
Направляя письмо со схемой проезда, я пишу напоминание-просьбу подтвердить получение сообщения и готовность к встрече.
Социально компетентные претенденты, отвечают на письмо со схемой проезда сразу или в течение 2-3 часов либо в то время, которое они обозначили как возможное для ответа во время телефонного разговора. Те, кто по каким-то причинам передумал, могут отвечать вежливым отказом, как правило, заблаговременно.
Маркеры невысокой социальной компетентности:
Маркер – игнорирование или откладывание ответной коммуникации
Претендент не отвечает на письмо. В этом случае я перезваниваю и уточняю, получил ли он письмо. Как это ни удивительно, очень часто звучат ответы, что претендент письмо получил. Вопрос «Что Вам помешало подтвердить получение?» звучат ответы: «я забыл», «я не увидел просьбы подтвердить», «я прочитал, но подтвердить не успел» и т. п. Очень часто представители этой категории претендентов не приходят на встречу или отказываются от встречи, предупредив об этом в последний момент.
Претендент отвечает на письмо в последний момент, за час, за 10 минут до встречи. И тут не играет особой роли, подтверждает ли он встречу или отказывается от нее, я как второй участник встречи уже ничего изменить не могу, например, пригласить на это время другого претендента.
Претендент «тянет» с подтверждением, подтверждает встречу поздно, например поздним вечером накануне, рано утром в день встречи и, тоже не приходит.
Претендент не приходит на встречу и не перезванивает, не пишет отказа от встречи.
Претендент не подтверждает получение письма и приходит на встречу.
Follow up
Как претенденты объясняют причины такого поведения.
Редко: внезапное плохое самочувствие и заболевание, неожиданные срочные задания и поручения начальства, аварии и сложные, внезапно возникшие острые ситуации с близкими людьми.
Часто: «мне не подходит это предложение», «я передумал», «я получил другое предложение».
Конечно, человек может отказаться от предложения на любой стадии переговоров, но в контексте социальной компетентности важен не сам факт отказа, а способ, каким образом это происходит.
Социально компетентный человек в состоянии:
1. Сделать выбор согласиться или отказаться от предложения, воспользовавшись своей интеллектуальной и волевой функцией
2. Найти способ разрешить сомнения или озвучить их, например, написав письмо или позвонив и задав интересующие вопросы
3. Информировать о своем выборе партнера по коммуникации с учетом не только своих, но и его интересов, например, заблаговременно, а не в последний момент
Человек с невысоким уровнем социальной компетентности:
1. Не может сделать выбор, воспользовавшись собственной интеллектуальной и волевой функцией
2. Не находит социально-приемлемых способов построить коммуникацию с тем, чтобы разрешить свои сомнения путем обсуждения их с партнером по коммуникации
3. Не информирует партнера по коммуникации о принятом решении, фактически, не завершая, а «убивая» коммуникацию, приняв за основу ее необязательность для себя.
Причины:
В основе такого рода поведения претендента заложено его изначально двойственное отношение к предложению. Его охватывают сомнения, он колеблется, находится в амбивалентном состоянии. Возможно, ему что-то изначально не нравится или вызывает вопросы, или он ждет ответа по другим предложениям. Такого рода колебания и сомнения, иногда их называют амбивалентностью, возникают в ситуации выбора и это абсолютно нормально. Но при этом социально компетентный человек может разрешить эти сомнения путем тщательного обдумывания или обсуждения этих сомнений с партнером по коммуникации и, в любом случае, он проинформирует партнера о своем решении своевременно, с учетом и своих и его интересов. Также причиной может быть пренебрежение социальными нормами, основанное на иллюзии собственной значимости и исключительности претендента.
Маркер - перенос времени встречи.
Претендент просит перенести встречу.
Социально компетентный человек:
1. Попросит о переносе заблаговременно, до начала встречи
2. Объяснит причину переноса, и она будет достаточно серьезной, извинится, если попросил о переносе не заблаговременно.
3. Предложит выбрать время для встречи удобное, прежде всего партнеру по коммуникации
Человек с невысоким уровнем социальной компетентности:
1. Попросит о переносе встречи практически перед самым ее началом, может попросить перенести встречу и второй раз.
2. Не объяснит причину
3. Будет в первую очередь предлагать свои варианты даты и времени переноса встречи
Маркер – опоздание
Претендент опаздывает на встречу
Социально компетентный человек:
1. Предварительно рассчитает маршрут и сделает закладку по времени, чтобы быть вовремя
2. Перезвонит с маршрута и предупредит о возможной задержке по времени, извинится, объяснив причину
Человек с невысоким уровнем социальной компетентности:
1. Поедет на встречу, не предвосхитив возможные затруднения на маршруте
2. Не предупредит с маршрута о возможной задержке
3. Не извинится и не объяснит причины
Причины:
Возможными причинами такого рода поведения могут быть стремления партнера по коммуникации к доминированию, а также уже описанное двойственное отношение к предложению и неспособность разрешить эту двойственность. Также причиной может быть пренебрежение социальными нормами, основанное на иллюзии собственной значимости и исключительности претендента.
Маркер – чрезмерная подстройка под интересы партнера по коммуникации - «картонная коммуникация»
Есть категория людей, которые, наоборот, стараются максимально продемонстрировать свою ориентацию на ожидание партнера по коммуникации. Их поведение относительно коммуникативной ситуации выглядит как бы «картонным», несколько неживым. Например, откликаясь на письмо с приглашением, они пишут в ответ точно такой же зеркальный текст, копируя стиль и фразы без привнесения каких-либо своих индивидуальных особенностей. На назначенную встречу, они могут придти минут за 30-45 до ее начала. Часто по нескольку раз перезванивают с маршрута, предупреждая о возможной задержке или просто информируя, что они уже в пути. В случае малейшей оплошности долго рассыпаются в извинениях. Во время встречи их поведение и манера общения производит впечатление выученной.
Трудности при дальнейшем общении с такого рода претендентами, включенными в проект, могут заключаться в том, что они будут максимально полезными и подходящими участниками с одной стороны, и ни в коей мере не будут озвучивать собственные интересы и потребности – с другой. В какой-то момент времени у них возникнет ощущение, что их используют, и они могут достаточно внезапно покинуть проект.
Социально компетентный человек:
1. Старается соблюдать баланс своих интересов и интересов партнера по коммуникации
2. Умеет информировать партнеров по коммуникации о своих интересах и потребностях
3. Умеет выбирать подходящий момент времени и способ информирования о своих интересах партнеров по коммуникации
Человек с невысоким уровнем социальной компетентности:
1. Не умеет соблюдать баланс между своими интересами и интересами партнера по коммуникации
2. Не умеет информировать партнера по коммуникации о своих интересах и потребностях
3. Не умеет выбрать подходящее время и способ информирования о своих интересах партнера по коммуникации
4. Испытывает сложности, адаптируясь к новым ситуациям и обстоятельствам, где требуется создать новую модель поведения, а не пользоваться уже выученной.
Причины:
В основе такого рода проявлений лежит неуверенность в себе, низкая самооценка и невысокий уровень самоуважения.
Поскольку социальная компетентность является частью, надстройкой, так называемой эмоциональной компетентности, то можно предположить, что и уровень эмоциональной компетентности, предполагающей понимание и управление собственными чувствами и умение понимать и влиять на чувства других людей у лиц с недостаточной социальной компетентностью также будет невысоким.
И, наоборот, люди, обладающие хорошим уровнем эмоциональной компетентности, будут демонстрировать высокую социальную компетентность, быстро ориентируясь в новой среде и осваивая писаные и неписаные нормы взаимоотношений принятые там.
Что делать
Прежде всего, доверять собственным наблюдениям и внутренним ощущениям от контакта на всех его этапах. Понимать, что мелочей в коммуникации не бывает и обращать внимание на детали и нюансы, не стесняясь задавать вопросы о причинах тех или иных отклонений в поведении партнера по коммуникации. Приглашать дополнительных экспертов на встречи для проверки своих предположений, организовывать повторные встречи.
Опубликовано здесь http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1479076/