Александр Журба (alexjourba) wrote in rabota_psy,
Александр Журба
alexjourba
rabota_psy

Categories:

Эффект Даннинга-Крюгера

Эффект Даннинга-Крюгера – это когнитивное искажение, позволяющее неподготовленным или необразованным людям делать ложные выводы и принимать ошибочные решения вследствие того, что их необразованность (сама по себе) блокирует их метакогнитивную способность увидеть собственные ошибки.

Понятие эффекта Даннинга-Крюгера было сформулировано в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, однако аналогичные представления высказывались, (хотя и вне научных кругов), достаточно давно.


Даннинг и Крюгер цитировали Чарльза Дарвина "Невежество чаще порождает доверие, чем знание" и Бертрана Рассела "Одним из самых прискорбных фактов нашего времени является то, что те, кто чувствует уверенность, глупы, а те, кто имеет хоть каплю воображения и понимания вещей, наполнены сомнениями и нерешительностью".
Однако эффект Даннинга-Крюгера, прежде всего, объясняет искажения в восприятии когнитивных способностей специалистов, а не политиков, равно как и не сводится к утверждению того, что незнание человеком какого-то предмета способствует тому, что он будет самонадеянно высказываться о нем.
Основной идеей исследований Даннинга и Крюгера было желание продемонстрировать парадоксальные дефекты восприятия собственного и чужого уровня владения любым видом мастерства – как то умения играть в шахматы, гольф или умения водить автомобиль.

Вследствие этого эффекта необразованные люди склонны ощущать свое превосходство и пренебрегать чужими мнениями, оценивая свои собственные способности выше средних (и значительно выше, чем они есть де-факто), в то же время как высокообразованные люди могут недооценивать свои способности и ощущать при этом собственную неполноценность.
Проявление этого эффекта в профессиональной среде приводит к ситуациям, когда наименее компетентные специалисты значимо переоценивают собственные способности и, вследствие этого, чувствуют себя уверенно, а фактическая высокая компетенция специалистов снижает их уверенность в себе.

Таким образом «необразованные люди ошибаются в отношении самих себя, а высокообразованные люди – в отношении окружающих». Основной причиной этого является априорное предположение индивидуума о равенстве осведомленности/образования всех членов социума.


Ссылки по теме: 1 , 2 , 3 , English Wiki.
Tags: теоретическая модель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments