alexey5351 (alexey5351) wrote in rabota_psy,
alexey5351
alexey5351
rabota_psy

Category:

Графические особенности теста TAT

Проективный тест TAT, разработанный Генри Мюррэем и впервые опубликованный в 1935 году, широко употребляется сейчас, входит в пятерку самых популярных тестов psychological assessment в CША. Не смотря на то, что тест значительно менее структурирован, чем RIM или WAIS, TAT является важным инструментом для формирования гипотез и наблюдения устойчивых пэттернов, которые повторяются в разных тестах и в клиническом интервью.

Карточки TAT многогранны и воспринимаются одновременно на нескольких уровнях. В итнерпретации есть понятие «card pull» – это стандартные ассоциации, которые вызывает конкретная карта, стандартный набор реакций тестируемого. Есть карточки, cюжет которых провоцирует тему отношений с родителями, агрессии, сексуальные темы, итд.

Мне интересно было посмотреть на чисто графическую струкруру карточек TAT. Один из параметров, по которому можно смотреть на структуру – это пространство. Часть пространства карточки заполнена непосредственно сюжетом, часть свободна. Количество свободного пространства связано с визуальным восприятием всей картины. Свобоное пространство в картине (negative space) – довольно редко встречается в достаточном количестве в картах TAT, например оно есть в карточке 2 (cцена с молодой женщиной на переднем плане, которая держит книги; мужчина, работающий в поле итд).

Когда свободного пространства достаточно, фотографы или художники говорят, что карточка «дышит». Наоборот, когда рамка кадра практически давит на сюжет, говорят, что кадр тесный и «хочется больше воздуха». Соответственно, тесным или свободным кадрированием можно влиять на визуальное восприятие – теcное кадрирование вызывает у аудитории внутреннее напряжение (tеnsion). При наличии внутреннего напряжения, человек склонен воспринимать сюжет иначе. Eсли возможны варианты эмоциональной реакции, то напряжение будет сдвигать восприятие в сторону более сильных и более негативных эмоций (на мой взгляд). Довольно часто возникающее напряжение люди склонны интерпретировать, как одну из эмоций.

Напрямую метафора воздуха связана с чувством тревоги. Anxiety происходит от латинского глагола «angere» - душить. Отклик симпатической системы в виде ощущения недостатка воздуха – довольно частый симптом в cамых разных тревожных расстройствах.

В противоположность карте 2, есть карточки, где свободного пространства нет практически совсем. Например кадрирование в карте 3MB (склоненная фигура сидящего человека и предмет, похожий на револьвер, на полу) очень тесное. И таких карт большинство. При таком тесном кадрировании вне зависимости от того, что изображено в кадре, восприятие cюжета будет более напряженным.

Если тестируемый по карте 3MB пишет рассказ о чем-то веселом и счастливом, то на уровне гипотезы такую реакцию можно рассматривать как

inappropriate affect (один из симптомов в психотичном спектре состояний),
защиту в виде отрицания негативных чувств,
откровенно оппозиционное поведение по отношению к тестирующему психологу.

Еще одна графичечкая особенность карт – взаимодействие людей в сюжете. Чисто визуально фотограф или художник может показать взаимодействие между участниками или его полное отсутствие. Для этого используются несколько методов, в общем и целом их можно назвать reaction и interaction. Визуально взаимодействие людей передается, например, линией взгляда. Кроме того, используется выражение лица, жесты, расположение людей в кадре, и другие методы. Вышеупомянутая карта 2 построена так, что отношения между людьми визуально не переданы никак – люди как-будто случайно оказались в одной картине, линии взгляда направлены в пространство. Соответственно, тестируемый может только проецировать по поводу взаимоотношений персонажей, ведь «для чего-то они все в одной картине оказались».

Есть карточки, где визуально отношение людей передано – 4, 7GF, при этом в сюжете достаточно недосказанности, чтобы тестируемый проецировал свое.

_

Я хочу оставить тему открытой, пространство и линии взгляда - это очень поверхностный и неполный графический анализ. Кроме визуального восприятя, есть еще и собственно сюжет, символические объектны, итд.

Если вы работате с TAT и есть другие мысли по поводу графической или любой другой структуры карт, было бы интересно это обсудить. Литературы масса и довольно часто люди воспринимают карты, как данность и «переинтерпретируют» тестируемого, не задумываясь в достаточной степени о том, что часть реакции связана не только c внутреннеми особенностями человека, но и с чисто визуальными особенностями карт. Примером переинтерпретаций и достаточно сильного «давления вопросами» на тестируемого является на мой взгляд текст Schafer, 1967 «Projective Testing and Psychoanalysis». Хотя, надо признаться, некоторые из его интерпретаций совершенно замечательны.

Разумеется, TAT результатов недостаточно для полной диагностики и вообще для формирования каких угодно окончательных выводов – достаточно только для формировния гипотез. Тем не менее, третий источник внизу - (Westen and Lohr) – достаточно интересное исследование, показывающее, насколько полезным может быть анализ TAT при диагностике, например, пограничного расстройства.


Источники:

Weiner and Greene, 2008, Handbook of Personality Assessment, chapter 12

Dr. Sarah H. Hedlund, personal communication

Westen and Lohr 1990, Object Relations abd Social Cognition in Borderlines, Major Depressives and Normals: A Thematic Appreciaton Test Analysis.

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments