Тренинг: конфликтология на базе концепции триединого мозга
Пост опубликован для получения обратной связи. Если у вас есть какие-то контраргументы, что-то кажется непонятным,спорным или бесполезным,что-то требует доказательств и ссылок на научные работы, что-то вас особенно порадовало, что-то оказалось очень полезным, о чем-то хотите узнать подробнее, то напишите об этом в комментариях. Также с радостью принимается всяческая поддержка и желания поучаствовать в самом тренинге.
Собственно, дальше пойдет теоретическая основа для тренинга:
Для того, чтобы найти себе в конфликте выгодное и устойчивое решение нам понадобятся ориентиры и критерии
В дальнейшем, я их буду обозначать буквами R(рептилия), M(млекопитающее), H(человек) соответственно.
Если сопоставить это разделение с базовым для конфликтологии разделением по типам результатов в конфликтах (см Рис.2), то получим следующую картину:
Когда доминирует R, нам доступны только базовые ценности, навыки и соответствующие им итоги. Преимущество М заключается в том, что Млекопитающее может по косвенным признакам оценить исход борьбы и уступить более сильному, пожертвовав ему конфликтный ресурс, но сохранив при этом здоровье, т.е. заключив с ним своеобразный договор. Человек же способен найти в конфликте решение, устраивающее все заинтересованные стороны, и превратить конкурента в партнера.
Исходя из этой схемы поставим себе в конфликте цель:
"Оказаться самому на уровне H, и помочь в этом другой стороне."
Чтобы эту цель достичь, нужно узнать, в каких условиях и с какими последствиями активизируются эти части мозга.
Здесь можно вспомнить много разных теорий и экспериментов. Например, зависимость результатов от силы желания (лучшие результаты получаются у желающих умеренно). Или вспомнить, что в стрессовых ситуациях у человека происходит регрессия и он лишается множества своих способностей. Или найти материалы по эмоциональному "затоплению", к которому часто приводит конфликтная ситуация. Если все это просуммировать, то выходит следующий график (Рис.3 Я посмел взять его из головы. Если кто-то укажет на результаты исследований в этой области, то я буду очень благодарен. А пока каждый может сравнить график со своим личным опытом).
Этот график представляет два ОБЫЧНЫХ сценария простого конфликта, и оба эти варианта всем знакомы (для сравнения дан график с положительным раздражителем). Фиолетовым обзначена реакция воспитанного, социализованного человека, а красным - реакция человека, позволившего себе лишнее. Встретившись с красной реакцией у человека, мы можем назвать его "зверем"... и этим обидим всех млекопитающих, в том числе и в себе. Они (М) сдерживаться как раз умеют. Так что адекватной ролью для него будет роль рептилии, например Дракона, который слепо рушит все вокруг и пышет яростным огнем во все, что шевелится. Также из этого графика видно, что столкнувшись с сильным раздражителем, у нас самих есть очень небольшой промежуток времени, чтобы удержать контроль разума и не деградировать в своих проявлениях.
Каждый раз, попадая в серьезную конфликтную ситуацию, у нас мало времени на анализ происходящего, поэтому нужно научиться быстро узнавать ключевые ориентиры и критерии в конфликте. И первое, что полезно увидеть - что за часть мозга доминирует в данный момент как у вас , так и у другой стороны... R, М или Н? Это знание определяет доступные сию секунду варианты в конфликте, оно же определяет язык, которым можно что-то другой стороне донести (можете вспомнить распространенное выражение "он по-человечески не понимает"). Самое время заняться этими тремя языками.
Базовых понятий у R совсем немного:
1) Личное пространство (Л). Пока внутри него все хорошо, R ни с кем не конфликтует. Большое личное пространство означает много доступных ресурсов, большую возобновляемую силу.
2) Спорное пространство или ресурс (С). Его наличие является началом конфликта.
3) Исходные потребности (И). Их удовлетворение понижает раздражительность и делает возможным бесконфликтное существование на меньшем личном пространстве
4) Конечные желания (К). Активные К внутри Спорного пространства (С) мотивируют конфликт развивать, бороться за присоединение С к своему Л, чтобы без помех осуществить К и удовлетворить И.
5) Реактивная тревога (Р). На самом деле это просто тревога, назвав так, я хотел подчеркнуть ее сиюминутный смысл - степень раздражения от неудовлетворения И и сопротивления на пути к К.
В принципе, этих понятий достаточно, чтобы оценить ход конфликта и вероятность того или иного итога между двумя R.
У М для в ходе эволюции появляются еще два значимых понятия:
6) Общее пространство стаи (О). Внутри него члены стаи (социума) могут чувствовать себя в относительной безопасности, пока соблюдают правила взаимоотношений, принятых в данной стае. Это пространство гораздо больше Л у R и покушение чужака на О вызывает скоординированную реакцию всей стаи.
Т.е. внутри своей О в среднем млекопитающее сильнее рептилии, за ее пределами - наоборот.
7) Токсичная тревога (Т). Это цена за жизнь в О, это запрет на доступ к некоторым К, это следствие подчинения М правилам внутри О, и ей приходится расплачиваться очень долгое время
(см. на хвост фиолетового графика на Рис.3)
Язык людей я представлять не буду, для продолжения нам хватит осознанного диалога на этих двух примитивных языках. Чтобы было легче этот язык видеть в окружающем мире и понять его удобство,
предлагаю вашему вниманию его использование в конфликтах в визуальной форме (Рис.4):
Использование и публикация материала в других источниках возможна только со ссылкой на этот пост,
использование в коммерческих и научных целях возможны только с моего личного разрешения.