m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Продолжая начатое в подзамочном обсуждении :)

© O.В. Бермант-Полякова, 2009
"Молочные реки, кисейные берега"

2/12 Ваш старт
"Оксана": история о женщине, которая Якала вместо того, чтобы задавать вопросы
Аккорд третий. Мужское обращение к психологу.
Аккорд четвёртый. Женское обращение к психологу.
«Алёна»: история о женщине, которая молчала, что она психолог
«Алиса»: виньетка

<...>
На вопрос о решённых задачах, имея в виду определение «Найти себя, найти свою пару, найти себе занятие в жизни», обе ответили, что себя нашли, молодой человек в наличии имеется, с занятием в жизни тоже определились, это психология и психотерапия. Позавидовав лёгкости бытия, с какой новое поколение вступает в жизнь, я решила не усугублять и дальнейших вопросов не задавать, а приступить сразу к делу. Собственно говоря, вас, читателей, я тоже прошу приступить к работе с клиентурой, не откладывая на «потом, когда всё выучу», и расскажу на примерах из жизни Оксаны и Алёны, как это делать.

«Оксана»

- Показывай ежедневник, текущий год и два предыдущих. Я предупредила тебя по телефону, сначала будем разбираться с тем, что ты уже наработала за те годы, что учишься.
- Вот, - Оксана достала из сумки ежедневник в кожаном переплёте размером 17 на 25. На первой странице было выведено крупными буквами: Важные телефоны, выписаны телефон молодого человека, мамы, папы, маникюрши, парикмахера и девушки, у которой Оксана покупала Продукцию косметической Фирмы. На второй странице Дни рождения мамы, папы, подруг и молодого человека. Третью страницу занимала запись: Принести для оформления загранпаспорта (дальше следовал перечень документов), потом на три страницы шёл конспект книги Грета Лёйтц. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Теория и практика, страницы 232-275. Следующие страницы были заняты записями со с.13-41 из книги Дэвид Киппер. Клинические ролевые игры и психодрама.

- Что это?
- Это мне нужно было готовиться к семинару, а записать было некуда, - объяснила Оксана. - Всё равно пустое место с начала года было, мы же учиться в сентябре начали, а ежедневник я себе купила, как только поступила.
- А, понятно. Смотреть надо с сентября.
Несколько недель сентября в ежедневнике занимали аккуратно обведённые в кружок часы и приписанные к ним названия лекций. Потом записи становились нерегулярными, а ближе к декабрю страницы ежедневника стали белы, как снег.

Следующий ежедневник, вчетверть меньшего размера, 8 на 12, открывали слова Номер паспорта и Номер Загранпаспорта и выведенные крупными буквами фразы:
Разрешаю Оксане финансовую независимость.
Разрешаю Оксане финансовое процветание.
Разрешаю Оксане иметь деньги.
Нун да ха Моя мантра на удачу и деньги

Дальше шли довольно небрежные записи телефонов Косметичка, Парикмахерская, и несколько мужских имён без указания профессии. Расписание занятий оживляли Брови, Эпиляция, День рождения и название загородного посёлка. Оксане приходилось мельчить, чтобы вместить слова в строчки. Учёба и приятное времяпровождение без намёка на работу за деньги. Летом записи практически исчезли, а с осени семинары, лекции, дни рождения, выезд на шашлыки, названия кафе и посёлка запестрели вновь.

Ежедневник текущего года открывали Гинеколог, Косметичка и Парикмах., во всём остальном он был как две капли воды похож на предыдущий.

- Теперь я покажу свой. Твоя задача, - задавать вопросы по поводу увиденного.

Оксана с готовностью кивнула головой.
Я протянула ей книгу в тёмно-синем переплёте размером 17 на 25.
- Смотри.
- Прикольно, у тебя обед в ресторане вместо нашего «посидеть» в кафе.
- Угу.
- Интересно про свободный день в середине недели, я, наверное, тоже так сделаю, когда буду работать.
- Да, это удобно.
- Что значит пустая неделя без единой записи?
- Я в эту неделю в отпуске.
- В целом очень похоже, только у меня лекции, а у тебя клиенты.

Я хочу, чтобы вы оценили коварство предложения. Аналогично психотерапии, где кому-то на достижение изменений и примирение с самим собой и миром потребуется полгода, кому-то пять лет терапии, частная практика формируется по-разному, у одних за полгода, у других годами.
Эмоционально «годовалую» или «двухлетнюю» Оксану не спасут ни бизнес-консультанты, ни коучи, ни выигрыш в лотерею, ни банковский кредит. Эмоционально «трёхлетней» Оксане понадобится три года, чтобы сформировать несформированные в своё время способы познания мира, высшие, этические чувства и переживания и бессознательные представления о справедливости, без прояснения которых для себя невозможно принимать реалистичные решения в работе на себя. Эмоционально «пятилетней» Оксане понадобится год, чтобы приобрести опыт в новой сфере и уложить его в своей голове. Для этого она должна уметь задаваться вопросом «для чего?» делается то, что делается.

Ребёнок в дошкольном возрасте задаёт десятки вопросов В ДЕНЬ. Двое пятилеток могут довести взрослого, привыкшего думать в тишине, до умоисступления, за какие-то полчаса. Маленькие дети не умеют задавать вопросов, когда оказываются в проблемной ситуации, предпочитая пуститься в рёв, и не знают вопросительного слова «зачем?» Оксана, как выяснилось, тоже его не знает.

Взрослые люди порой эмоционально не взрослеют очень долго, лет до тридцати или сорока. Узнать, взрослый человек перед вами или трёхлетний мальчик, который умеет нанимать менеджеров и каждый год меняет прежний Лексус на новый, легко, - нужно попросить его сформулировать вопрос по поводу новой или проблемной для него ситуации.
Психолог для окружающих чаще всего и есть такая проблемная ситуация, - как терапия, так и психодиагностика, - но с тестами проще, там картинки и листы с вопросами есть, поэтому возьмём для примера их. Каждый клиент, кто просит «провести ему какой-нибудь тест и всё о нём рассказать», обязательно слышит мои слова, что Роршах-тест это океан информации, всё рассказать будет долго, поэтому лучше заранее выяснить, на какие вопросы клиент хочет получить ответ с помощью психодиагностики. Типичные заявления клиентов звучат примерно так:
Дайте оценку личности. Волнует подавляемая агрессия. А результаты можно будет посмотреть? Гармонизация отношений, собственных чувств и жизненных целей. Не совсем понял, какие вопросы. То есть меня многие вопросы интересуют, но что непосредственно... От года до полутора, вы уже поняли.

Достаём коробку, где храним выписки, заполняем карточку: «Дети полутора лет задают вопросы "кто это?" и "что это?" С двухлетнего возраста ребёнок начинает задавать вопросы "где?", "куда?", "откуда?", тем самым раздвигая границы ориентации в пространстве. Трёхлетние дети спрашивают "почему?", у них возникает потребность постичь суть явлений, причинно-следственные связи.

И только ребёнок, которого учат думать, на пятом году жизни задаёт завершающий первичную ориентацию вопрос предвидения "что будет?" и вопросы целеобразования "зачем?" и "для чего?", от которых остаётся один шаг до вопроса о цели и смысле жизни. Таков естественный путь ориентации и познания, по нему ведут ребёнка».

Примеры из детского: Где прячутся бабочки во время дождя? Как рождаются звёзды? Почему борщ красный? Зачем относить деньги в банк?
Примеры из взрослого: Что такое когнитивная психотерапия депрессии? Где в интернете можно почитать об этом?
«Что будет, если не лечить депрессию?» и «Зачем мне читать литературу для специалистов?» - это уже другие вопросы, в интернете ими не задаются...

Алёна, когда листала мой рабочий ежедневник, спрашивала:
- Почему как книга, а не PALM или компьютерная программа учёта?
- Чтобы прочесть записи в ноутбуке или наладоннике, нужен комп, электричество или заряженные батарейки и доступ для третьих лиц к информации у меня на компьютере. Базу данных можно Delete или Copy. Это «точки уязвимости». Ежедневник же можно передать секретарю, которая будет работать только с тем, что ей можно знать, а будет она обзванивать людей при включённом или выключенном свете, оставит в обед открытым на рабочем столе или не оставит, меня уже не интересует. Кража из офиса или порча ежедневника является основанием для уголовного преследования и очевидна, в отличие от кликов мышкой. Чем проще схема, тем она надёжнее. Ежедневник прост.
- Что значат пометки 3/6, 8/10, 9/10?
- Третья встреча из шести предоплаченных, восьмая из десяти предоплаченных, девятая из десяти предоплаченных.
- Зачем вы их нумеруете?
- Я должна знать заранее, что у нас последняя встреча, упомнить все нюансы нельзя, поэтому пишу. Конс. это консультация, SV это супервизия, «ивхун» это диагностика. Когда ничего не подписано, звонок был для выяснения чего-то, клиент класса С.
- А чем отличается последняя встреча от обычных?
- Я не буду на 6/6 и 10/10 делать то, что эмоционально дезорганизует клиента, ведь у меня нет ещё одной встречи, чтобы «собрать» то, что «разобрано по частям».
- Запись – час, имя, телефон и каждый раз подписаны разные слова «через Товбейн», «Аллочка из Петах-Тиквы», «из интернета», «от Насти», «по направлению Гольдман», «Алекс Шмерлинг, адвокат». Как вы узнаёте, от кого к вам пришёл человек?
- Спрашиваю, кто посоветовал обратиться, и прошу поблагодарить от моего имени, как правило. Иногда прошу передать привет тому, кто прислал.
- А зачем пишете это в ежедневник?
- Веду учёт, сколько прислали люди, сколько принёс самотёк из интернета.
- И кто ваш самый активный поставщик?
- Клиенты А-класса.
- Сколько людей присылает один такой клиент?
- По итогам месяца, по итогам полугодия, по итогам года? У меня три шага для оценки.
- Почему один день в неделю совершенно белый? Я догадалась, что это выходной, но вы же делаете что-то в этот день?
- В рабочем ежедневнике нет сведений, относящихся к моей личной жизни и деньгам. Принятые суммы отмечаются в другой книге.
- Белая неделя это отпуск?
- Да.
- Не понимаю тогда, почему написано «обед с Диной», «завтрак с Гиди».
- За обедом я обсуждаю дела с партнёрами, это часть работы.
- В конце книги вложены листы, на каждом перечни фамилий и телефонов и заголовок «Даф кешер» (лист для связи, иврит). Где вы их берёте?
- Когда выступаю на лекции или семинаре, вначале прошу всех участников записаться и указать свой телефон. В конце года составляется один общий контакт-лист.
- Зачем вам это надо?
- Вы можете разослать смс одновременно полутора-двум тысячам человек, современная техника позволяет это делать. Мы поздравляем их с праздником еврейского нового года, это позволяет напомнить о себе и поддержать контакт тёплым.
- Для чего вам поддерживать контакт с массой случайных людей??
- Потому что консультация психолога и психотерапия это товар отложенного спроса...
<...>
<...>
Мораль: Ставьте лошадь впереди телеги, а не позади. Сначала предлагайте собеседнику задавать вам вопросы, потом делайте выводы и принимайте решение, сотрудничать с ним или нет.

Поскольку Оксана хотела на консультации понять, ПОЧЕМУ подруги не воспринимают её всерьёз и не обращаются к ней, как к психологу, разговаривала я с ней как с «эмоционально трёхлетней структурой», ибо продвинуться человек может за одну встречу на один шажок, а начинать движение пришлось с якания в вопросах и с вынесенной в титульный лист еженевника идеи отстаивать свою автономию в условиях полной финансовой зависимости от родителей. Смысла говорить с читателем на столь примитивном уровне я не вижу, потому резюмирую консультацию в двух словах: мы выучили понятия negative investment (произносится нЕгатив инвЕстмент), positive investment (произносится пОзитив инвЕстмент) и narcissistic investment (произносится наркиссИстик инвЕстмент) и определили отношение родителей к Оксане как негатив инвестмент, а отношение молодого человека как позитив инвестмент. Инсайт был, куда без него, отношение Оксаны к себе «позитив инвестмент» назвать было нельзя, а потому ближайшей жизненной задачей было признано найти «свою стаю» и получить недостающие «инвестиции» не в семье, а в группе сверстников, иначе оковы эмоциональных проблем будут и дальше сдерживать её финансовое процветание как психолога-практика.

Мораль: Везде, где вас читают он-лайн, пишите с позиции positive investment. Потенциальные клиенты это любят.

Мораль: Тот, кто публично озвучивает narcissistic investment, рискует. Ваша потребность говорить правду о себе любимом на публике может быть неправильно понята.

«Алёна»

Алёнины (имя изменено) ежедневники не содержали упоминания о людях, которые рекомендуют её как психолога, у неё вообще не было пока ни одного своего клиента. Из нашей предыдущей беседы я знала, что она рассматривает психологию как хобби, и Алёна получала домашнее задание, первую половину недели во время каждого разговора с новым человеком произносить про себя фразу: «А ещё мне нравится заниматься аквариумом» (рыбки это её хобби в реальной жизни), а вторую половину недели – вслух.

Алёна сказала, что чувствовала себя идиоткой и злилась на меня, а задание выполняла «для галочки». Мысленно заявлять о своём хобби было легче, чем «ляпать, как дуре, ни к селу ни к городу» про свой аквариум. Количественно во вторую половину недели ей пришлось разговаривать с 7-ю новыми людьми, из них 1 оказался аквариумистом и пустился в расспросы об Алёнином аквариуме. В процентах это 14 от общего числа, при одном источнике информирования. У раскрученных профи процент выше, за счёт многократного повторения одного и того же имени из самых разных источников. Курпатов, скорее всего, может похвалиться очень высокой откликаемостью на заявление о том, что он психолог.
Социодинамический закон (кому многое дано, у того приумножится), как и социометрический закон неравномерности выборов, вы без меня знаете. «Звезды» собирают больше других. Именно поэтому я озвучиваю один и тот же рецепт успеха: СПЕЦИАЛИЗИРУЙТЕСЬ. Выберите область, где вы один или одна профи высокого уровня и будете в ней звездой, к которой притягивается множество выборов. Если такой области нет, её надо придумать.

Хороший проект решает несколько задач. Листая ежедневник, я давала Алёне возможность узнать, какой денежный поток проходит через клинику, и, хотя она не задала вопроса «Сколько вы зарабатываете?», она посчитала. И мысль «Я тоже так хочу» тоже наверняка была. Поэтому когда я спросила её, к чему привели её размышления на тему психология как работа и как хобби, ответом мне было «Хочу зарабатывать консультированием». Дальше, как вагончики к паровозу, к желанию были прицеплены фразы про «меня никто не знает», «я не знаю, как начать и где работать», «у меня недостаточно опыта, чтобы работать» и прочие воплощения одного и того же negative investment.

Начинать практику нужно ещё во время обучения, и начинать не со стен, а с клиентуры, - эту мысль я старалась донести в 1/12. Начать информировать окружение о том, что вы Психолог, работаете Психологом и будете рады быть полезной, как Психолог, - три варианта золотых слов, которые конкретны и эмоционально нейтральны, не содержат перечисления проблем, то есть того, что несёт negative investment, - лучше с первого курса. Поскольку в Алёне уже проснулась жадность и она была готова попробовать говорить всем и каждому не про аквариум, а про психологию, она получила задание,

я предлагаю вам сделать то же самое, -

взять тетрадные листы в клетку или линию, соединить их клейкой лентой в дорожку, написать в столбик числа от 1 до 100. Потом открыть дверцу платяного шкафа в спальне, - чтобы никто случайно не увидел, - прикрепить к внутренней стороне скотчем эту бумажную «простыню» и записывать туда имена людей, кому вы сказали, что вы психолог. КАЖДЫЙ ДЕНЬ при контакте с новым человеком, если это будет, представляя себя при знакомстве, вам нужно будет говорить имя и профессию. Я даю это задание, чтобы переупрямить тех, кто утверждает, что никто не обращается к нему как к психологу. Да вы никому и не объявляли, что вы психолог! У каждого первая сотня заполняется в разном темпе, это верно. Есть более общительные люди, есть менее общительные. Однако правило 1 из 7, которое сработало на Хобби, сработает и сейчас. Ведь психология для Алёны на бессознательном уровне так и осталось хобби, мы работаем с наличной ситуацией. Из ста контактов это будет 14 обращений к ней как к психологу. Таких людей надо будет выделить маркером вашего любимого цвета. Любуйтесь на них утром и вечером, открывая шкаф. Факты – упрямая вещь. Эти люди хотели вас как психолога, вы востребованы. Хотите работать – не ленитесь, работайте.

Мораль: Проблемы с клиентами у вас не потому, что к вам не обращаются. Проблемы с клиентами у вас из-за negative narcissistic investment.

Признаюсь, западное психоаналитическое образование, когда ты пять лет неделю за неделей пишешь психологические отчёты, ведёшь десять пациентов и обсуждаешь их терапию сессия за сессией с четырьмя (!) разными супервизорами (супервизоров не выбирают, их назначают на каждый год новых, за пятилетку это два десятка опытных коллег),– так вот, западное психоаналитическое образование накладывает неизгладимую печать. Она называется «доброжелательно-отстранённая наблюдательность аналитически нейтральной сотрудничающей позиции». Одновременное наблюдение за другим, за отношениями, которые складываются в процессе взаимодействия, и за самим собой становится вашей второй натурой. Не думайте, что я пребываю в блаженной уверенности, что вы поняли мою психоаналитическую тарабарщину. Признаюсь, увильнула от работы. Определять понятия кальками с английского мне проще, чем отыскивать в русском точное соответствие (про сложности из-за акцента и стилистического своеобразия речи умолчим. Я звучу по-русски с певучим израильским акцентом, на иврите с аргентинским, - произношение мне ставила учительница из Аргентины, а говорю в соответствии с грамматикой языка, на котором думала мысль, то есть как Бог на душу положит). Проблемы с клиентами у вас из-за negative narcissistic investment – по-русски «проблемы с клиентами у вас из-за недоброжелательного отношения к самому себе». Вы плохо о себе думаете, как о профессионале.

Коробка. В каждом человеке есть то, что
1) он знает о себе и другие это о нём знают,
2) он не знает о себе, а другие знают,
3) он знает о себе, а другие не знают,
4) и, наконец, локус цекум, слепое пятно, которого ни он не знает, ни другие не знают.

Вопрос. Какой вы психолог? Запишите ответ.

Самореклама психолога, который занимается частной практикой, неизбежный пустоцвет на древе его жизни. Имидж и пиар, - умение красоваться и бахвалиться - вам придётся освоить, чтобы подороже продать свой труд, об этом мы поговорим в главе 11/12. Давайте разбираться в новом материале про «нарциссические инвестиции» по порядку, знания лишними не бывают, и делать это на русском.

<...>



О книге "Молочные реки, кисейные берега" http://m-d-n.livejournal.com/74454.html
Tags: истории из практики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments