m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Обсуждения в теме Клиент-Психолог Часть Б

© О.В. Бермант-Полякова, 2009

Из беседы с коллегами на "Одноклассниках":

Тема первая: Характер или Натура?

О.В.: Добрый вечер! Давайте продолжим повторение матчасти по психодиагностике, иначе вместо профессиональной дискуссии получится "кто в лес, кто по дрова", а это, согласитесь, другой жанр. Есть два кардинальных подхода к написанию эссе, - правильно называть диагностическое эссе, потому что в нём есть финальная часть, где мы сочиняем=выдвигаем рабочие гипотезы=концептуализируем. В первом подходе сначала - отчёт, потом сочинение. То есть сначала факты, что было найдено в обследовании, потом концептуализация, что же это может быть. Чтобы другие могли предложить свои версии происходящего и мы могли в работе проверить больше клинических гипотез. Во втором подходе каждый абзац содержит отчёт о находке-сочинение на тему находки. В таком отчёте резюме не приносит ничего нового в текст, просто суммирует ранее сказанное. Две школы бьются не на жизнь, а на смерть, если вам интересна англоязычная библиография на эту тему, я вам её дам. Я ученица Лиоры Хайманн, поэтому сначала факты - потом концепции.

Структура заключения:
Идентификационные данные
Обстоятельства направления на обследование и кто направил
Кратко история жизни и уровень функционирования на сегодяшний день
Какие методики были проведены
Отчёт об органических нарушениях
Отчёт об особенностях когнитивной сферы
Отчёт от особенностях эмоциональной сферы
Выводы (тут сочиняем=концептуализируем)
Рекомендации (должны быть логическим следствием выводов)
Подпись
Номер лицензии

Стандарт психодиагностической работы "под протокол", то есть с написанием заключения, которое будет добавлено в историю болезни по его итогам, (есть ещё и заключение для психотерапевта, неофициальное, там в двух абзацах суть, и обычно это профессиональный жаргон, тогда как в официально подписанном документе не употребляются понятия, которые требуют особого разъяснения, оно пишется обыденным языком), в Израиле составляют пять тестов.
Первым предъявляется Бендер-Гештальт, это рисуночный тест на визуально-моторную координацию, который сразу позволяет исключить дезорганизованных психозом или грубым нейропсихологическим дефектом.
Потом тест Дом-Дерево-Человек, здесь к проверке визуально-моторной координации добавляется сравнение: как выполнял эмоционально нейтральные задания теста Лоретты Бендер, есть ухудшение, когда материал несёт смысловую нагрузку, или нет ухудшения. Попутно, не забывайте, в тесте Бендер проверялась кратковременная визуальная память, а в Дом-Дерево-Человек мы просим после рисунков составить рассказ о каждом изображённом объекте и исследуем речепорождение, уровень речевой инициативы, словарный запас.
Тест Бендер стандартизирован в том числе и для России и можно предъявлять его с 3 лет, ДДЧ предъявляют тоже с 3-4 лет, на него нет возрастных таблиц, это проективная методика.
Третьим всегда предъявляется тест Векслера, это фактически 11 разных тестов. WAIS-R стандартизирован на выборке испытуемых от 16 до 64 лет, для детей есть отдельная редакция WISC, для детей от 5 лет до 15 лет 11 мес. Векслер стандартизирован для России.
Сначала в Векслере задают вопросы, выясняя общую осведомлённость (это позволяет ориентироваться в том, какой уровень школьной программы освоил), 8 баллов по этому субтесту считается baseline для сравнения с остальными субтестами,
потом выясняют, насколько человек ориентируется в житейских ситуациях и понимает происходящее, это имеет отношение к способности адекватно оценивать реальность,
третий субтест арифметический, там требуется умение считать в уме (внимание, память) и знание алгоритмов решения простейших арифметических задач (планирование),
четвёртый субтест на мышление и номинативную речь, нужно установить сходство, выделить общий для разных понятий признак,
пятый субтест просит повторить числовые ряды из двух, трёх, четырёх и так далее цифр, воспроизведение в прямом порядке и в обратном порядке (исследует объём внимания, его переключение, краткосрочную словесную память,в тесте Бендер смотрели краткосрочную визуальную)
шестой субтест словарный, предлагается объяснить значение слов, всего предлагается 42 слова, исследует процессы мышления и речи
Данные теста Векслера потом будут верифицированы в тестах Роршаха и ТАТ, и мы увидим, дезорганизует проекция работу мышления, речи, памяти по сравнению с выполнением эмоционально нейтральных "школьных" заданий или не дезорганизует,
Все перечисленные ниже тесты относятся к словесному (вербальному) интеллекту, следующие шкалы к невербальному интеллекту:
шифровка, числа обозначаются символами, задание на объём внимания и переключение внимания, в наглядно-образном правом полушарии, как вы понимаете,
затем субтест на нахождение недостающих деталей, это способность адекватно оценивать реальность, здесь у посттравмы будет сверхнастороженность - максимальное количество баллов обычно,
субтест кубиков Кооса, классика,
субтест последовательности картинок, потом просят рассказать по картинкам рассказ и смотрят, может ли, заметив ошибку, самостоятельно исправить, поскольку рассказы с юмористической идеей, это интересный эксперимент, на мышление, понимание житейских ситуаций и т.д.
субтест составления фигур, это верификация кубиков Кооса, там перед глазами был образец, по которому собирать, здесь даны разрезанные на части картинки и надо догадаться, что это - и собрать либо действовать методом проб и ошибок. Очень чётко показывает нейропсихологические нарушения: может назвать, что это, не может составить, и другие нарушения в зоне TPO.
В норме вербальный и невербальный интеллект равны, при шизофреническом дефекте невербальный будет на 17 и больше пунктов ниже словесного, при синдроме Аспергера (высоко функционирующий аутизм) наоборот, словесный будет на 17 и больше ниже невербального, при ММД и нарушениях обучаемости мы увидим "пилу" иногда от 3 до 14 баллов по разным шкалам, что усреднённо даст оценку 80-90, нижнюю границу среднего. При олигофрении получим 70 и ниже, одинаково по всем субтестам.
После теста Векслера предъявляется Роршах-тест, знаменитые 10 клякс, которые, как и Векслер, изучают процессы переработки информации и уровень ментального функционирования. Тип переживания по Роршаху это то, что сейчас называется Правополушарным и Левополушарным, и если вы помните, именно Герман Роршах выдвинул эту идею в 1921 году в книге, которую назвал "Психодиагностика", до Роршаха такого слова в лексиконе не было. Благодаря работе Экснеровского фонда и трудам Джона Экснера и Ирвина Вайнера Роршах-тест ТОЖЕ СТАНДАРТИЗИРОВАН, и предъявлять его можно детям с 5 лет, верхней границы нет. Картину не-соответствующего возрастной норме ментального функционирования благодаря Экснеровской интегративной системе можно "приложить" на то, как разные диагнозы (психоз, расстройство адаптации, депрессия и др.) или разные по возрасту группы испытуемых воспринимают и перерабатывают информацию. Психопаты в этом плане 5-летние по уровню зрелости, не буду вдаваться в подробности, на эти темы давно опубликованы монографии. Роршах-тест предъявляют четвёртым, когда в процессе исследования уже ясно, что нет органической патологии - её обнаружили бы обязательно и Бендер, и ДДЧ, и Векслер, где после двух неудачных попыток по инструкции переходят к следующему субтесту, так что при сниженном интеллекте за двадцать минут исследования вы уже имеете половину заполненного протокола, а в Роршахе он вам увидит десять бабочек подряд, и речевая продукция будет скудной. Дольше описывать, чем предъявлять.
Роршах-тест являетя сложной задачей, и после того как она исчерпаетресурсы, испытуемый подустал, поэтому в последнем, проективном тесте ТАТ, психологические защиты работают не-идеально, а нам того и надо, чтобы получить через проективную продукцию доступ к внутриличностным конфликтам.
Логика исследования: эксперимент - клиническое интервью. Бендер и ДДЧ это три задания, Векслер 11 субтестов, Роршах 10 клякс и ТАТ 12 картин - 36 экспериментов в общей сложности. Интегрировать их результаты нужно в одном тексте.

Логика в работе такая:
сначала направление психиатра,
потом тестовое исследование,
по итогам его - формулируются рабочие гипотезы,
клиническое интервью проверяет часть рабочих гипотез, в нём можно уже пойти дальше,
три часа на обработку результатов,
два часа на написание заключения,
когда заключение подписано, обязателен консультативный приём - обратная связь пациенту по итогам обследования.
Клиническое интервью это умение, которое мы совершенствуем всю жизнь.

Методики одни и те же, чтобы повторное тестирование (ре-тест) можно было сравнить с результатами предыдущих лет, увидеть динамику и принять клинически адекватные решения.

Проблема начинающих психодиагностов, - уверенность в том, что они сразу знают, почему факты таковы, какими мы их наблюдаем. У одного следствия может быть несколько причин, а у одной причины - несколько следствий. Грамотный подход - спросить, что ещё мы наблюдаем. Здесь мы подходим к тому, что является центром диагостической работы: что принять за главное, а что за второстепенное? Каждый эксперт по-разному расставляет в материале приоритеты, поэтому в Израиле гарантировано государством право на второе мнение врача или психолога, second opinion. А профи знают, что любым выводам могут оппонировать коллеги и осторожны в выводах.

Теперь про Характер и Натуру другими словами,

Главное требование к психологическому заключению - оно должно быть хорошо интегрированным. Поясню, что имеется в виду. Представьте, что держите в руках кусок холста, на котором вышивка. В каком он состоянии? Выглажен, помят, испачкан,в дырах, подёрнут плесенью,чист?Что на нём вышито? По какой основе? В психодиагностике мы начинаем с работы структур мозга, сначала исключаем несформированность мозговых структур как причину расстройства, описываем, в каком состоянии нити основы холста, что у нас в руках.
Через нити основы в холсте переплетены нити утка, а через холст в целом – проложены стежки переживаний, и эмоциональная сфера может быть примитивно-незрелой или зрелой. Вышивка – это личностно-потребностная, аффективно-смысловая сфера, она пронизывает холст. Психотерапия обсуждает отношения, потребности, ТЕМЫ, которые вышиты на холсте, - компенсирующее обучение детей с ММД штопает прорехи в ткани, на которой каждый из нас разными мотивами вышивает свою жизнь. Есть люди, у которых психика не холст, а марля, любая нагрузка психическая их декомпенсирует, - таким поможет фармакология, лекарства как дубильные вещества сделают ткань прочнее, проще будет переносить жизненные передряги.
«Психология без мозгов» это разговоры на кухне, а не психодиагностика, работа мозга - это нити основы в нашем заключении, и патологию надо объяснять прежде всего основами, дефицитом того или иного фактора. Нити утка - это когнитивная сфера. То, чему обучился: стратегии мышления, гибкость, ригидность, словарный запас, анализ и синтез, планирование деятельности, критика, контроль, понимание соотношения целое-часть, причина-следствие, главное – второстепенное. Когда родители объясняют школьные неуспехи ребёнка с ММД плохими отношениями с учительницей, им простительно. Когда психолог, наблюдая факты, объясняет в отчёте школьные неуспехи ребёнка с ММД плохими отношениями с учительницей, это плохо интегрированное заключение.

Современная литература по Роршах-тесту:
http://rorschach-club.livejournal.com/47022.html
http://rorschach-club.livejournal.com/47170.html
http://rorschach-club.livejournal.com/47589.html
http://rorschach-club.livejournal.com/47808.html

И.Б.: Ольга, классная метафора про холст и вышивку!
О.В.: В консультативной работе нет возможности диагностическое исследование проводить, поэтому приходится по ключевым словам решение принимать, на каком уровне нарушение (характер или натура) и какого уровня тяжести. Сказку про нарушения уровня Натуры напечатать для примера?
Ю.А.: Конечно!

О.В.: "До чего доводит глупость" указ соч. с. 445
"В давние-предавние времена жил в соседней деревне глупый Таз. никого у него не было, кроме старшего брата, у которого он и жил. Больше всего на свете любил Таз чай пить. Пока самовар не опустеет, ни за что из-за стола не выходил.
Вырос Таз, брат женить его надумл, стал невесту подыскивать. В своей деревне не нашлось для Таза девушки, пошли они в соседнюю деревню. Дорогой наставляет его брат:
- Смотри, лишнего не болтай, чая много не пей, как две чашки выпьешь, я тебе под столом на ногу наступлю, а ты опрокинь чашку вверх дном.
Пришли они. Хозяева гостей чай пить усадили, брат с хозяевами разговаривает, а Таз язык прикусил, боится что-нибудь не к месту сказать. Выпил он чашку, две выпил. Думает брат: "Пусть уж и третью выпьет, не стану ему мешать". А у самого ноги затекать стали, вытянул он их и нечаянно толкнул Таза под столом. Подумал Таз, что брат ему знак подаёт, да тут же и перевернул чашку вместе с чаем, весь стол залил. Удивился хозяин, подумал: "Жених-то, похоже, дурак", и не отдал за него дочку.
На обратном пути ругает брат Таза:
- Чай-то сперва выпить надо было, а уж после чашку переворачивать. Сидишь, будто воды в рот набрал, хоть бы о хозяйстве или о скоте поговорил немного.
Через несколько дней идут они в другую деревню. Таз думает, как бы ему опять не осрамиться, и размышляет, что бы ему такое про скот сказать.
Пришли. Говорит хозяин:
- Сядьте, отдохните после дальней дороги.
Сели чай пить. Таз хорошо себя ведёт: выпил чай, чашку перевернул, ничего не напутал. Опять стал думать, что же сказать. Думал, думал и говорит:
- А корова у нас мёртвого белоголового телёнка в прозапрошлом году принесла, а в прошлом году - живого черноголового.
Удивился хозяин таким словам, потому что разговор в это время совсем о другом шёл. Не отдал он дочку за Таза, пусть, думает, кого-нибудь себе под стать ищет.
Клялся Таз, что никогда больше не перевернёт чашку с чаем, что о корове нигде ни словом не заикнётся, но дело прошлое. Не нашлось уже больше человека, который захотел бы ему дочку в жёны отдать. "

Это пример на натуру, неспособность обобщать и переносить опыт из одной ситуации в другие, неспособность соотносить себя и ситуацию взаимодействия. Риторический вопрос: Таз невротик, психопат или олигофрен?

А.Т.: Таз не невротик однозначно. Похоже на дефицит ума, как такового. Малоумие. Но не слабоумие, поскольку, как правило слабоумие приобретенный дефект-деменция. А может быть до 3-х лет что-то случилось? ЧМТ, инфекционное заболевание, отравление и др. Тогда уже слабоумие. Малоумие -врожденный дефект. Судя по тому, что в семье принимает решение брат за Таза, и по тому, как он это делает, говорит о беспомощности Таза, и по ощущениям, так оно было всегда в системе, поскольку предъявляется (помощь брата и его указания) как само собой разумеющееся. Скорее умственная отсталость, но не психопатия и не невроз.
Ю.А.: Согласна, скорее - олигофрен.
М.М.: О психопатах - подтвержденная экспериментально гипотеза Е. Блейлера об «относительном» и «аффективном» слабоумии психопатических личностей, заключающееся в выборе непосильных для возможностей собственного интеллекта задач и сбоях мышления под влиянием аффективных моментов.Типичные высказывания возбудимого психопата: «Я сначала ляпну, а потом уже думаю». «Когда начинаю думать, я сижу уже в тюрьме». Для истерического психопата характерно следующее: «Я планирую, причем очень далеко. Мои прогнозы похожи на шахматы. Вообще, у меня нет таких целей, которых бы я не добивался. Единственное, что мне может помешать, - это тюрьма». О слабоумии (т.к. сейчас мы нигде не пишем- олигофрения). Конкретность мышления олигофренов, неспособность к установлению сложных причинно-следственных связей, к прогнозированию развития ситуации и возможных поть к установлению сложных причинно-следственных связей, к прогнозированию развития ситуации и возможных последствий собственных действий. и в том и в другом случае нарушения мотивационного компонента, волевой регуляции и прогностической функции мышления, на практике ничего не мешает быть олигофрену- психопатом, так же как при олигофрении возможно психотическое соскальзывние, но мы должны выводить на первый план только один ведущий патопсихологический симптомокомплекс, инф-ии маловато все же , Таз может быть и олигофреном и психопатом, смущает, что он пытался исправить допущенный в первый раз промах, он там подумал и решил чашку раньше времени не переворачивать
конечно в зависимости от степени тяжести дефекта можно научить социальным нормам и бытовым навыкам.

О.В.: К словам, на практике ничего не мешает быть олигофрену- психопатом в диагностической системе PDM это будет патология и по оси Характер, и по оси Натура, сочетанная. Мария Михайловна, давайте сначала простые варианты разберём, а потом уже за сочетанные примемся. Потому что симбиотические отношения братьев построены на дефиците в натуре младшего, согласны? И психолог, который на консультации будет думать в направлении симбиоза и рецептов типа "живи сам, сепарируйся, запишись на группу, вам надо перестать опекать его, дать больше самостоятельности", вряд ли поможет семье.
Притом старший брат ведёт себя как типичная "семья с тайной", ведь они идут в Другую деревню, а потом в Следующую деревню, то есть два раза в одном и том же месте не появляются, а в Своей деревне не нашлось девушки для Таза.
Тайной в семейном понимании может быть и изнасилование, и попытка суицида, и опыт проституции и героиновой наркомании, и гомосексуализм, - и везде переезд будет решать проблему сохранения тайны. К словам про малоумие и слабоумие. Если бы только первыми годами жизни всё ограничивалось! Когнитивное снижение (так это политкорректно называется) может быть вызвано самыми разными причинами, как вы и написали, и черепно-мозговая травма, и инфекционное заболевание, и возрастные изменения (болезнь Паркинсона, Альцгеймера, Пика, сосудистые нарушения), и каждый раз в семье будут скрывать, что кто-то из её членов стал таким вот братом Тазом, беспомощным в интеллектуальном плане, инструктировать его, чтобы создать впечатление Натуры приемлемого уровня по возрасту и фазе развития. Глуп и поглупел, это называлось в русском языке. И в классификации Ганнушкина 1920-х годов есть "конституционально глупые" люди, сейчас процитирую описание типа: Сначала напомню начинающим психологам, кто такой Ганнушкин :)

Пётр Борисович Ганнушкин (1875-1933), русский врач-психиатр, создатель концепции так называемой Малой психиатрии, и также один из создателей первой российской школы и социальной психиатрии. Младший ребёнок в семье, начальное образование получил у матери. В возрасте 9 лет поступил в 7-ю Рязанскую мужскую гимназию. Учился отлично, особые способности проявил к языкам. Уже с 13 лет стал интересоваться характерами людей. Окончив в 1893 году гимназию с золотой медалью, он в том же году поступил на медицинский факультет Московского университета. На 4-м курсе Петр Ганнушкин непосредственно занимался на кафедре нервных болезней, руководимой патриархом отечественной невропатологии Кожевниковым, а на 5-м курсе изучал психиатрию у легендарного Корсакова. В 1902 году по предложению Суханова, Сербского и Г. И. Россолимо Ганнушкин был принят в действительные члены Московского общества невропатологов и психиатров. После смерти Корсакова кафедру психиатрии Московского университета возглавил В. П. Сербский. В течение восьми лет, до 1906 года, Ганнушкин работал в психиатрической клинике Московского универ¬ситета ассистентом у В. П. Сербского и все эти годы вел прием больных в амбулатории клиники.
В 1904 году Петр Борисович защитил докторскую диссертацию «Острая паранойя», которая явилась значительным вкладом в психиатрическую науку. Изучая «пограничные состояния», он в 1904 году начал читать доцентский курс «Учение о патологических характерах», шаг за шагом создавая свою концепцию малой психиатрии. В январе 1907 года в знак протеста против единоначалия Сербского из клиники ушли 20 сотрудников, среди которых было 7 врачей: П. Б. Ганнушкин, Т. А. Гейер, С. И. Голубинский, М. О. Гуревич, С. П. Петров, С. А. Суханов и Т. И. Юдин. Оставив должность ассистента психиатрической клиники, Ганнушкин перешел на практическую работу врачом-консультантом в психоневрологическую лечебницу, принадлежащую С.В. Левенштейн. Здесь была возможность продолжать большие амбулаторные приемы. Через год он начал работать в Алексеевской психиатрической больнице на Канатчиковой даче (ныне больница им. П. П. Кащенко), где был ординатором в течение более 7 лет вплоть до призыва в армию во время Первой мировой войны. В 1914 году Ганнушкин был призван на флот и назначен ординатором Петроградского морского госпиталя. В 1917 году после де¬мобилизации он возвратился в Алексеевскую больницу, а в мае следующего года был избран профессором Московского университета, где в течение 15 лет возглавлял кафедру психиатрии. До конца жизни Ганнушкин был директором психиатрической клиники Московского университета.

Доктор Ганнушкин называл психопатическими личностями такие, которые с юности, с момента сформирования обладают чертами, мешающими им «безболезненно для себя и для других приспособляться к окружающей среде». Иначе говоря, психопатические личности - это отклоняющиеся от нормы личности, от которых страдают или они сами, или общество, так как легко вступают в конфликт с правилами общежития, с законом. Присущие им патологические свойства представляют собой постоянные, врожденные свойства личности, которые, хотя и могут в течение жизни усиливаться или развиваться в определенном направлении, однако обычно не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям.

"Конституционально глупые" и их разновидности

П.Б. Ганнушкин: "Последним заключительным аккордом учения о конституциональных психопатиях является группа людей «конституционально-глупых». Эта группа также находится на границе между психическим здоровьем и психической болезнью; это — люди врожденно ограниченные, от рождения неумные, безо всякой границы, как.само собой разумеется, сливающиеся с группой врожденной отсталости (идиотией, олигофренией). Мы не можем здесь заниматься рассмотрением вопроса о причинах, вызывающих к жизни интеллектуальную дефектность этого рода людей. Нашей задачей.является только подчеркнуть, что среди конституциональных психопатий (в том смысле и объеме этого термина, какой ему придается в этой работе) надо отвести место и тем лицам, отличительным свойством которых является врожденная умственная недостаточность. Это именно те случаи, оценивая которые, как случаи глупости и ограниченности, мы обыкновенно не в состоянии сказать, что здесь нормально и что уже не нормально. Подобного рода люди иногда хорошо учатся (у них сплошь и рядом хорошая память) не только в средней, но даже и в высшей .школе; когда же они вступают в жизнь, когда им приходится применять их знания к действительности, проявлять известную инициативу,— они оказываются совершенно бесплодными. Они умеют себя «держать в обществе», говорить о погоде, говорить шаблонные, банальные вещи, но не проявляют никакой оригинальности (отсюда выражение «Salon bioctsinn»— салонное слабоумие). Они хорошо справляются с жизнью лишь в определенных, узких, давно установленных рамках домашнего обихода и материального благополучия.

С другой стороны, сюда относятся и элементарно-простые, примитивные люди, лишенные духовных запросов, но хорошо справляющиеся с несложными требованиями какого-нибудь ремесла; иногда даже без больших недоразумений работающие в торговле, даже в администрации.
Одной из отличительных черт конституционально-ограниченных является их большая внушаемость, их постоянная готовность подчиняться голосу большинства, «общественному мнению» («что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!»); это—люди шаблона, банальности, моды; это тоже люди среды (Milieumenschen), но не совсем в том смысле, как неустойчивые психопаты: там люди идут за ярким примером этой среды, за «пороком», а здесь, напротив,— за благонравием.

Конституционально ограниченные психопаты — всегда консерваторы; из естественного чувства самозащиты они держатся за старое, к которому привыкли и к которому приспособились, и боятся всего нового. Это — те «нормальные» люди, о которых Кюльер (Cullere) говорил, что в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей (demi-fous), цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности. Это те «нормальные» люди, которых Ферри (Ferri) сравнивает с готовым платьем из больших магазинов; здесь действует только закон подражания. Как людям с резко выраженной внушаемостью, им близко, им свойственно все «человеческое», все «людские слабости» и прежде всего страх и отчаяние. Они очень легко дают реактивные состояния, вслед за соответствующими травмами; острый параиоид — после ареста и пребывания в тюрьме, острую депрессию — после потери имущества, острую ипохондрию — после страшного диагноза и т. д.

К конституционально-глупым надо отнести также и тех своеобразных субъектов, которые отличаются большим самомнением и которые с высокопарным торжественным видом изрекают общие места или не имеющие никакого смысла витиеватые фразы, представляющие набор пышных слов без содержания (хороший образец — правда, в шаржированном, карикатурном виде — изречения Козьмы Пруткова). Может быть, здесь же надо упомянуть и о некоторых резонерах, стремление которых иметь о всем свое суждение ведет к грубейшим ошибкам, к высказыванию в качестве истин нелепых сентенций, имеющих в основе игнорирование элементарных логических требований. Не лишнее подчеркнуть, что по отношению ко многим видам конституциональной глупости подтверждается изречение знаменитого немецкого психиатра, что они могут, умеют больше, чем знают (mehr kannen, als wissen), в результате чего в грубо элементарной жизни они часто оказываются даже более приспособленными, чем так называемые умные люди.
Для обозначения того же самого типа Блейлер (Bleuler) пользуется термином «die Unklaren», подчеркивая этим, что этот тип характеризуется не столько бедностью ассоциаций, сколько неясностью понятий. Блейлер считает, что здесь дело идет об отсутствии прочности ассоциативных комплексов, благодаря чему одна и та же идея в разные отрезки времени оказывается в разном ассоциативном окружении без того, однако, чтобы это последнее обстоятельство было уловлено самим пациентом. "
Взято отсюда: http://ncpz.ru/stat.php?num=53

О.В.: Сразу вспоминаются анекдоты про блондинок и женщины, чей духовный мир ограничивается понятием "гламур".
Классический образ конституционально глупой женщины в русской литературе - Эллочка из романа Ильфа и Петрова, кто хочет помочь общему делу и найти цитаты в оригинале с описанием характера? давайте разместим это в rabota_psy, чтобы не перегружать ветку. Задание для желающих: найти рассказы Чехова, где описываются именно такие герои.

Собственно говоря, психология сейчас тоже мода, и в остром тревожном состоянии вам позвонят и обратятся за помощью в том числе и "конституционально глупые". И говорить с клиентом мы будем на языке клиента. Для себя, на уровне современных представлений психологической науки, мы знаем, что причина их конституциональной глупости - в минимальной мозговой дисфункции, в задержке психического развития, которая скомпенсирована определённым образом, чаще всего - в партнёрском союзе симбиотического толка со старшим братом или сестрой или с матерью, иногда с мужем или женой, мы даже умеем провести тесты и знать, какой именно фактор в нейропсихологическом смысле не работает как следует. Ценность подхода, который называется psychoeducation, психо-образование, как раз в его обращённости к проблемам таких клиентов. Их нужно познакомить со своими ограничениями, помочь им осознать суть нарушения, иначе они склонны к генерализации (я ничего не могу и ничего не знаю), это не так, у каждого есть сильные стороны.

Знакома вам ситуация, когда партнёр в браке компенсирует слабость той или иной функции? Пространственный фактор и симультанная агнозия и конструктивная апраксия могут быть примерами,- взрослая женщина не водит машину, потому что не собирает части в целое, не понимает, что улицы и картасоотносимы, умеет прочесть название улицы и спросить у прохожих, не умеет совершить необходимые действия – самой доехать туда, куда надо. Ей по сотовому телефону объясняет партнёр. Супруг как GPS, которая подсказывает, куда поворачивать.

Сто пятьдесят лет назад для этой работы нанимали компаньонку :)

Фотоиллюстрация Ильи Горохова
Tags: беседы в Альянсе Психологов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments