oksana_zaj (oksana_zaj) wrote in rabota_psy,
oksana_zaj
oksana_zaj
rabota_psy

Category:

О созависимости: общие вопросы

Из переписки с lamergirl, модератором сообщества sozavisimye.

Что такое созависимость?

Это ответственность за всех и вся вокруг, кроме самого себя: я появилась в этом мире для того чтобы спасти всех утопающих и помочь всем страждущим. На себя у меня просто не хватает времени. Поэтому:

• у меня масса хронических, запущенных болячек, я не хожу к врачу, потому что мне некогда заниматься такими пустяками. Я спасаю мир, отстаньте.
• я не слежу за собой: у меня всегда масса других дел, я решаю чужие проблемы. У меня высокая миссия. Все человеческое мне чуждо.
• я не умею заботиться о себе: мне в голову вдолбили что это – стыдно, что это – эгоизм. Я должна заботиться только о других, и робко надеяться что они отплатят мне тем же. А не отплатят – значит не заслуживаю.
• я постоянно подавляю свои чувства, желания и эмоции: потому что я глубоко убеждена, что если я покажу всем свое истинное лицо, то все ужаснутся, и никто никогда меня не полюбит. Поэтому я должна быть, а идеальные женщины никогда не ругаются, не капризничают, не просят…
• я настолько не уверена в себе, что постоянно нуждаюсь в чужой оценке. Мне удобно окружать себя такими людьми, на фоне которых я выгляжу выгоднее.
• я постоянно вру себе и окружающим, потому что правды я боюсь как огня. Моя правда слишком горька, а я слишком хочу быть идеальной, поэтому не договариваю, покрываю, преувеличиваю, замалчиваю и выдумываю оправдания.
• у меня нет своего мнения. Точнее, оно есть, но он как бы не мое, потому что оно меняется по 10 раз в день, в зависимости от обстоятельств. Поэтому у меня в голове и в жизни царит хаос, но я старательно маскирую его под «порядок», потому что другие должны думать что у меня все ок, и все под контролем. У идеальной женщины не может быть иначе.
• и, в связи со всем вышеперечисленным, я обожаю, когда другие замечают, какой крест я на себе несу. Я выставляю напоказ этот крест, и горжусь им. Это – моя единственная награда за мои непосильные тяготы. Поэтому пусть только кто-нибудь попробует у меня его отобрать! Врагом мне будет.

Модель созависимого поведения может передаваться неосознанно из поколения в поколение: от бабушки – к маме, от мамы – к дочери, причем дисфункциональная семья, в которой присутствует модель созависимого поведения – это вовсе необязательно алкогольная семья. Девочки из таких семей склонны выбирать себе в мужья зависимых, либо инфантильных, незрелых мужчин, которых надо опекать. Таким женщинам комфортно жить с зависимым человеком, потому что, утратив контроль над собственной жизнью, они обретают иллюзию контроля над жизнью другого человека, тем самым «обретая себя» в таком союзе.

Моя созависимость досталась мне по наследству от мамы – жены и сестры алкоголика. А та, в свою очередь, получила ее в подарок от бабушки – авторитарной мамы алкоголика. Уверена, что бабушка тоже имела перед глазами похожий пример, но об этом история умалчивает. Я вышла замуж за алкоголика и наркомана. Это случилось помимо моей воли, и прошло мимо моего сознания – я действовала, согласно заложенной программе. Я осознала, что болен не только мой муж, но и я тоже, только на четвертом году нашей совместной жизни.

С чего начинается выздоровление от созависимости?

Многие ошибочно полагают, что достаточно «убрать» из своей жизни алкоголика – как следом за ним последует и созависимость. Ничего подобного. Часто, разведясь с одним алкоголиком, созависимые женщины, вздохнув с облегчением, мгновенно находят себе другого алкоголика. Свято место пусто не бывает.

Процесс оздоровления ситуации начинается с осознания самим созависимым собственной проблемы. Мое собственное выздоровление началось с фразы моего психотерапевта: «А вы никогда не думали над тем, почему вы вообще оказались в такой ситуации?» - и тогда я впервые задумалась не о своем зависимом муже, а о том, почему я сама, своими руками, из тысячи возможных вариантов выбрала себе в мужья именно зависимого человека? Я поняла, что мне не справиться в одиночку: все ответы находятся во мне, но кто-то должен помочь мне найти их.

В чем суть выздоровления?

Есть одна задача. Всего одна. Созависимые не умеют думать. Они всегда только реагируют. В отношениях зависимого с близкими работает треугольник Карпмана, в котором созависимый поочередно впадает в роль то преследователя, то спасателя, то жертвы. Он так занят ре-акциями, что остановиться и подумать ему некогда. Поэтому он всегда поступает компульсивно. До тех пор, пока этот процесс не перейдет на осознанный уровень и не будет сознательно прекращен – жизнь его будет безумной и неуправляемой. Вся жизнь созависимого – это постоянная ре-акция на действия, слова и поступки других людей.

Поэтому единственная по-настоящему сложная и первичная задача терапевтической программы заключается в том, чтобы разорвать прочный треугольник и остановить карусель отрицания проблем; научить созависимого быть ЧЕСТНЫМ с собой, и ДУМАТЬ: осознавать, размышлять, рефлексировать, анализировать, синтезировать все, что происходит с ним. Не просто научить, а ПРИучить, сформировать такую привычку. То есть, элементарно заставить поступать не как ребенок, а как зрелый, взрослый человек. В процессе такого взросления созависимый начинает понемногу брать на себя ответственность за свои чувства, поступки, здоровье, дела. Человек, незаметно для самого себя, начинает меняться. Меняются его установки, а значит, и его поведение. Он взрослеет, становится спокойнее, уравновешеннее, мудрее.

Чудесным образом это влияет и на зависимых близких. Переключение внимания созависимого на себя способствует тому, что зависимый остается наедине со своей болезнью, что помогает ему осознать и принять ее, начать двигаться в направлении выздоровления. К несчастью, так бывает не всегда, но очень часто.

О группах взаимопомощи и программе 12 шагов.

В группах взаимопомощи люди собираются вместе и делятся тем, что пережили сами; рассказывают, как они, оказавшись в неблагоприятных условиях, сделали свою жизнь полноценной и счастливой, научились жить в гармонии с собой и преодолевать трудности. Новичок, впервые пришедший на группу, видит, что даже в такой ситуации как у него можно научиться жить счастливо, потому что у других это получилось! И одно это уже дает мощный терапевтический эффект. Терапевту-психологу, который сам не имеет подобного опыта, будет трудно добиться того доверия и расположения, которого моментально, одним своим существованием добивается группа. Созависимость страдает недоверчивостью: доведенные до отчаяния, люди не верят в то, что кто-то способен их понять и помочь. Им где-то даже удобно думать, что их проблема неразрешима, потому что это дает им столь желанный терновый венец, и право быть причисленным к лику святых. Посмертно. Поэтому не удивляйтесь, если созависимые, при всем своем желании выздоравливать, будут вам пенять, что вы-де в такой ситуации не были, откуда вам знать, КАКОВО ЭТО. И вам нечего будет на это возразить. А вот на группе такой фокус не проходит: все знают, каково. И все учатся с этим достойно жить.

12 шагов – четко проработанная и отшлифованная многолетним опытом выздоравливающих алкоголиков, наркоманов и созависимых, программа последовательных действий. Это – по сути, духовная программа, путь становления себя как духовной личности, как взрослого человека, задача которого – воспитать свою душу. То есть, именно то, что требуется созависимому, в жизни и мыслях которого, как известно, царит хаос. По этой программе одинаково успешно выздоравливают и зависимые, и созависимые, и в группе и в одиночку, и в реабилитационных центрах, и амбулаторно, и в группах самопомощи, и в группах с психологом, и в индивидуальной, и в групповой терапии, в основе которой лежит одна из вариаций 12тишаговой программы. Не знаю, знаком ли был с программой всем известный Аллен Карр, но и его методика освобождения от зависимости построена примерно на тех же принципах.

Насколько мне известно, ничего нового и более эффективного придумать за последние 60 лет еще никто не смог. Все попытки придумать что-то «свое», как правило, заканчивались изобретением велосипеда с квадратными колесами.
На мой искушенный взгляд, наиболее эффективны группы взаимопомощи, работающие без психолога (Анонимные алкоголики, Анонимные наркоманы – для зависимых, Ал-анон, Нар-анон – для созависимых родственников). Поясню, почему:
• Во-первых, это бесплатно. А далеко не у всякого созависимого есть деньги на психотерапевта. Часто их любимые зависимые выносят из дома последнее к тому моменту, когда созависимый наконец примет решение действовать.
• Во-вторых, тут все держится на голом энтузиазме. Никто никого не торопит, не принуждает, не подгоняет и не тянет. Человек сам регулирует процесс выздоровления, и выздоравливает в удобном для него темпе в позитивной оздоровительной среде.
• В-третьих, человек всегда видит пример впередиидущего, видит, куда двигается он сам. Это само по себе является мощным стимулом, которого нет при работе с психологом.

Программа дает внутреннюю дисциплину: вне групп я работаю над собой - веду дневник, пишу задания, учусь на уровне бытовых повседневных ситуаций думать и рассуждать там, где раньше поступала компульсивно. Все это помогает мне становиться таким человеком, которым я всегда хотела себя видеть.

О темпе выздоровления.

Он очень индивидуален: кто-то выздоравливает стремительно и совершает за короткий промежуток времени огромные прорывы, а кто-то годами занимается с терапевтом, посещает группы самопомощи, и работает по программе самостоятельно, послушно читает, пишет, зубрит, цитирует наизусть литературу, но самостоятельно думать и совершать решительные действия, необходимые для изменения собственной жизни, увы, так и не научился.
По большому счету, программа выздоровления от созависимости – это путь духовного и личностного развития длиной в жизнь. Процесс выздоровления – это велосипед: стоит перестать крутить педали, как тут же начинаешь заваливаться набок.
Tags: зависимость
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments