alexey5351 (alexey5351) wrote in rabota_psy,
alexey5351
alexey5351
rabota_psy

Взгляд на себя со стороны

Многие люди любят смотреть видео отрывки жизни своих друзей и близких, детей особенно. При этом как только они видят в кадре себя, наступает совершенно другая реакция. Большинство людей, и мужчин и женщин, не любят видеть себя в записи. Конечно, это не всегда так, но статистически довольно часто. При этом те же самые люди могут иметь весьма позитивные представления о себе. Кроме того, их окружающие придерживаются того же мнения. Реакция происходит только когда человек видит себя cамого видео или слышит в аудио записи.

Многие факторы влияют на такое восприятие. Можно начать с самых очевидных, чтобы отодвинуть их потом в сторону и перейти к более интересным. Средне-статистический видеограф знает очень мало о ракурсах, свете, основах фотографии, влиянии позы и одежды на визуальное восприятие. Его или ее не особенно волнует снять матерьял, в котором Елизавета или Семен выглядят комплиментарно. Если же съемки ведет профессионал и если задача у него сделать максимально комплиментарное изображение, то вышеописанный эффект может измениться с точностью до противоположного (Хотя необязательно, что хорошо известно портретистам, часто фотографирующим представительниц прекрасного пола).

C этой оговоркой, зафиксируем и усредним видеографа и перестанем о нем говорить – камера на триподе, линза какая есть, свет какой есть.

Психологическое восприятие записи своего поведения ближе всего описано в теории Objective Self-Awareness (OSA) Duval& Wicklund's. При этом не существует одного единственноверного и максимально полного объяснения, ровно как и универсального метода изменения этой ситуации - если человеку вдруг захочется ее изменить.



Авторы теории OSA замечают, что в момент просмотра записи человек становится одновременно объектом и субъектом. Сосредоточение внимания на себе в этом процессе автоматически вызывает сравнение cебя (Self) с определенными стандартами. В случае несовпадения со стандартами возникает негативный аффект.
Человек получает мотивацию на устранение возникшего разногласия и дискомфорта. Как правило возможны два пэттерна поведения. В первом люди могут пытаться активно менять cвои действия и особенности поведения, чтобы достичь лучшей конгруэнтности со стандартом. Во втором люди пытаются избегать любых стимулов, напоминающих им о несоответствии, и как следствие перестают сравнивать себя со стандартом, а значит и процесс осознания своих особенностей поведения в определенной ситуации прекращается. Подробное описание OSA можно посмотреть в источнике, указанном ниже (Silva, Duval 2001).

Отдельный интерес представляет видео записть клинического интервью. Часто это важный инструмент, который может быть использован в образовательных целях. При этом есть очень мало терапевтов, которым нравится смотреть или слушать себя в записи. Как правило находятся проблемы и ошибки и именно на них фокусируется внимание. (А если интервью прошло блестяще, то именно в этот момент в камере умер аккумулятор)

Возникает справедливый вопрос, а что же делать, дорогая редакция? Не то, чтоб это было суровой проблемой, мы же понимаем. Но елы-палы, что же делать? Ну, например, начинающим психологам, для который self-awareness - исключительно важная вещь и видео запись учебных интервью - полезный инструмент.

Однозначного ответа на этот вопрос нет.
:-)

John and Rita Sommers-Flanagan, авторы книги « Clinical Interviewing, 4th edition» Предлагают способ похожий на лечение фобий в традиции CBT терапии – desensitization.

Cмотри, говорят они, дорогой товарищ, свои видео и делай это чаще. Во-первых полегчает, во-вторых научишься – и вести себя иначе с клиентом и воспринимать свои видео более спокойно. Может хоть шнурки погладишь в следующий раз, все польза будет.

Железная логика у Джона и Риты. Да что там, логика, опыт – cын ошибок трудных.

Может быть у Вас есть более глубокие объяснения и более действенные средства терапии само-видео-ненавистничества.

источники:

Objective Self-Awareness Theory: Recent Progress and Enduring Problems
Paul J. Silva, T. Shelley Duval
Personality and Social Psychology Review
2001, Vol. 5, No 3, 230-241


Clinical Interviewing 4th edition. John and Rita Sommers-Flanagan

Tags: хочу спросить?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments