m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Цикл "Толпа"

Цитируем по книге:

Экстренная психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Книга первая, часть первая. Издание четвёртое, переработанное и дополненное, с цветными фотоиллюстрациями. Авторы Бордик И.В., Матафонова Т.Ю. с коллективом соавторов: Кучер А.А., Алексеенко О.В., Беленчук И.В. , Елокова И.С., Левко О.В., Лернер Т.В., Харбедия К.О. Москва: 2009. 238 с.

© Матафонова Т.Ю., 2009 Глава 11. Толпа. Эмоциональное заражение. Превращаемость толпы. Агрессивная толпа. Паническая толпа.

Со стр. 151-157

Паническая толпа – подвид действующей толпы (наряду с другими подвидами: агрессивной, стяжательской и повстанческой). Опыт показывает, что это самая опасная толпа из всех разновидностей толпы. По количеству непосредственных человеческих жертв массовая паника обычно превосходит агрессивную толпу. Из-за чрезвычайной социальной опасности и значимости массовая паника часто «выделяется в особое производство», её изучению уделяется наибольшее внимание.
В.М. Бехтерев считал, что паника – это «психическая эпидемия кратковременного свойства», которая возникает в виде «подавляющего аффекта» чаще всего при большом стечении народа, которому как бы «прививается идея о неминуемой смертельной опасности», обусловленной складывающимися обстоятельствами. Паника, по его мнению, неразрывно связана с инстинктом самосохранения, который одинаково проявляется у личности независимо от её интеллектуального уровня. Внушение в толпе распространяется подобно пожару, оно иногда возникает от случайно сказанного слова, отражающего переживания масс, резкого звука, выстрела, внезапного движения. В исступлённой толпе каждый индивид влияет на окружающих и сам подвергается постороннему влиянию.
Опыт ликвидации последствий ЧС показывает, что в психологической поддержке и снижении психологической напряжённости нуждаются все группы населения, находящиеся в зоне ЧС. Известно, что даже спасатели в очаге поражения могут испытывать чувство психологической напряжённости и даже страха. Страх, являясь защитной реакцией человека на возникающую опасность, пожет быть подавлен силой воли. Однако отсутствие ясности в развитии ЧС, её масштабности и возможных последствий воздействия поражающих факторов ЧС на человека могут привести к панике, которая охватывает иногда большие группы населения.
Поскольку формы проявления ЧС, будь то техногенная, транспортная или природная катастрофа, террористический акт, военное или другое действие как причина паники разнообразны и их последствия не всегда предсказуемы, то и рекомендации по предотвращению паники могут носить лишь общий характер. Здесь, как и в медицине, действует принцип: лучше профилактика, чем лечение.
Для предотвращения или прекращения паники важно прервать возбуждённое состояние и успокоить людей, либо, наоборот, вывести их из состояния ошеломления, оцепенения, активировать их действия. Наиболее эффективными являются меры, когда они проводятся в начальной фазе, ибо в этот момент охваченных паникой люди боле всего поддаются внушению. Важно своевременно оповестить их об опасности, дать точные и конкретные рекомендации, указания, советы, как себя вести и что делать в данной ситуации.
Можно ли предотвратить панику и как снизить её масштабы? Какие мероприятия рекомендуется проводить для этого? Что, вообще, необходимо знать о панике и её последствиях?

Паника – временное переживание гипертрофированного страха, порождающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самоконтроля, неспособностью реагировать на призывы, с утратой чувства долга и чести.
В основе паники лежит страх – опредмеченная тревога, возникающая как результат переживания беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путём уйти от неё вместо того, чтобы бороться с ней.
Люди в группе, охваченной аффективной паникой, не контролируют сознательно своё поведение, туманно воспринимают окружающее, аффективная паника парализует их целенаправленную деятельность. Характерные действия при панике – неудержимый, устремлённый в никуда бег, хаотичные, беспорядочные действия, неадекватные поступки. Не потерявшие способность к оценке обстановки выбирают путь от опасности, но некоторые могут двигаться в её сторону, полагая, что так менее опасно, чем в общем потоке. Бывает, что кто-то приходит в себя и пытается остановить людей, организовать их действия, но такие попытки чаще всего оказываются неудачными, а человек, ставший на пути панической толпы, может оказаться сметённым и раздавленным. В практике имелись случаи, когда люди, сохранившие самообладание, объединялись в группы и совместными усилиями пытались внести организованность в поведение находящихся в панике людей.

Любые группы подвержены панике при плохой подготовленности к действиям в экстремальных ситуациях и, особенно – к внезапности и неожиданности. Сказывается наличие в группах слабых, морально и психологически неустойчивых, впечатлительных, истеричных людей – паникёров, первыми теряющими контроль над собой. Их паническое настроение – метания, попытки бежать, истошные вопли, пугабщие крики «пожар», «окружают», «предали», «спасайтесь», «все погибнем» и др. – сильно действует на до предела натянутые нервы других членов группы, и может послужить толчком для начала паники.

Панику можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности и деструктивным последствиям.

По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику. В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно: групповая от 2-3 до нескольких десятков и сотен человек, а массовая – тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном замкнутом пространстве (на корабле, в здании) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего числа.

Под глубиной охвата имеется в виду степень панического заражения сознания. В этом смысле можно говорить о лёгкой, средней панике и панике на уровне полной невменяемости.
Лёгкую панику можно, в частности, испытывать тогда, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке). При этом человек сохраняет почти полное самообладание и критичность. Внешне такая паника может выражаться лишь лёгким удивлением, озабоченностью, напряжением.
Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Паника средней глубины часто появляется при проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре и различных стихийных бедствиях.
Полная паника – паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью – наступает при чувстве ужасной, смертельной опасности. В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль за своим поведением : может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие их критическую оценку, рациональность и этичность. Классические примеры паники – события на корабле «Адмирал Нахимов», а также во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров в универмагах.

Панику делят так же на аффективную и поведенческую. Аффективная паника бывает при пожарах, взрывах, землетрясениях, селевых потоках, сходах лавин, крупных авариях на транспорте, на производстве, в боевой обстановке и пр. Возникает она всегда внезапно и постепенно затухает. Длится от нескольких минут до нескольких часов. Считается, что 55% жертв, например, при землетрясении обусловлено неправильным поведением людей, в том числе и паникой.
Другой вид паники – поведенческая паника (панические настроения). Это уже не эмоциональная вспышка, а осмысленные и насыщенные переживаниями тревоги, страха, растерянности, поспешные решения и действия. Которые не всегда адекватны угрозе или причине, побуждающей их. В отличие от аффективной паники она возникает не только под влиянием угрозы, но и по причине длительных переживаний, опасений, накопления тревоги, неопределённости, ожидания худшего, с накоплением «психологического горючего» и срабатыванием «реле», определённого «психологического катализатора», а катализатором может быть всё что угодно. Поведенческая паника, возникнув не сразу, потом, как лавина, развивается по нарастающей и прекращается постепенно. Таковы, например, паники на бирже, продуктовых рынках, паники, порождающие потоки беженцев, переселенцев.
Продолжительность поведенческой паники – от нескольких часов до нескольких лет. Интенсивность панического состояния зависит от оценки степени опасности, её реальности, вероятности и обстановки. Паника негативна как социальными, материальными, так и человеческими потерями. При поведенческой панике бывают группы людей, использующих её в корыстных целях. Так, в обстановке стихийных бедствий нередко усложняется криминальная обстановка, увеличивается число краж, грабежей, распространяется мародёрство. Последствия психологических потрясений от перенесённого при панике шока у некоторых людей сохраняются много лет.

По длительности паника может быть:
-кратковременной (секунды, несколько минут) – это, например, паника в автобусе, потерявшем управление,
- достаточно длительной (десятки минут, часы) – при землетрясениях, не развёрнутых во времени и не очень сильных,
- пролонгированной (несколько дней, недель) – во время длительных боевых операций, или ситуация после взрыва на Чернобыльской АЭС.

Факторы превращения более или менее организованной группы в паническую толпу:

1. Социальные факторы: общая напряжённость в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т.д. Иногда напряжённость обусловлена памятью о трагедии или предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.
2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особо опасными последствиями.
3. Общепсихологические факторы: неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.
4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и достаточно значимой общей цели, эффективных пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплочённости.

Два основных момента, определяющих возникновение паники:
Первый связан главным образом с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности, например, при взрыве, аварии, пожаре.
Второй можно связать с накоплением соответствующего «психологического горючего» и срабатыванием «реле» определённого психического катализатора. Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределённость ситуации, предполагаемые опасности, невзгоды – всё это создаёт благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором может быть всё что угодно.

Механизм развития бурной динамической паники можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь:
- включение «пускового сигнала» (вспышка, громкий звук, обвал помещения, землетрясение),
- воссоздание образа опасности,
-активизация защитной системы организма на различных уровнях сознания,
- инстинктивное реагирование и следующее за этим паническое поведение.
Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, сразу отличающегося чем-то заведомо необычным. Для того чтобы привести к настоящей панике, действующий на людей стимул должен быть
- либо достаточно интенсивным,
- либо повторяющимся (например, взрыв, сирена, автомобильный клаксон, серия гудков и т.п.),
- он должен привлекать к себе внимание,
- вызывать эмоциональное состояние подчас неосозанного, животного страха.

Этапы панической реакции:

Первый этап реакции на такой стимул – как правило, резкий испуг, потрясение, ощущение сильной неожиданности, шока и одновременно восприятие ситуации как кризисной, критической, угрожающей и даже безысходной.
Второй этап – обычно замешательство, в которое переходит потрясение, а также связанные с ним хаотические индивидуальные, часто совершенно беспорядочные попытки как-то понять, проинтерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или же путём лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из известного человеку чужого, как бы заимствованного им, опыта. С этим связано острое чувство реальной угрозы. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится особенно актуальной и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает новый страх. Первоначально этот страх сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией. Если такой страх не будет подавлен, то развивается следующая стадия,
Третий этап – усиление интенсивности страха по известным психологическим механизмам циркулярной реакции. Тогда страх одних людей отражается другими, что, в свою очередь, ещё больше усиливает страх первых. Усиливающийся страх стремительно снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создаёт у большинства смутное ощущение обречённости. Завершается всё это неадекватными действиями, которые обычно представляются людям, охваченным паникой, спасительными. Хотя на деле они могут совсем не вести к спасению: это этап «хватания за соломинку», в итоге всё равно оборачивающийся паническим бегством (разумеется, за исключением тех случаев, когда бежать людям просто некуда). Тогда может возникать подчёркнуто агрессивное поведение: известно, насколько опасен бывает зверь, загнанный в угол, даже если он обычно убегает от опасности.
Четвёртый этап – массовое бегство. Паника именно как особый вариант массового поведения реально становится заметной, проявляясь в наблюдаемых феноменах – прежде всего в массовой бегстве. Безоглядное бегство – как правило, апофеоз паники. Раньше или позже, именно бегство становится естественным следствием любой паники. Стремление спрятаться, укрыться от надвигающегося страха (ужаса) – естественная реакция.
Пятый этап – завершение паники. Внешне паника заканчивается по мере прекращения отдельными людьми бегства. Либо они это делают по причине усталости, либо, начиная осознавать бессмысленность бегства и возвращаясь в здравый ум. Обычные следствия паники – либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям.

По своим деструктивным последствиям паника бывает следующих типов:

- паника без каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических нарушений,
- паника с разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время,
- паника с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, срывами, с последствиями в виде длительной утраты трудоспособности и инвалидности.

Некоторые рекомендации и возможные мероприятия для предотвращения паники:
1) Кропотливая и целеустремлённая подготовка всех групп населения, работников организаций, руководящего и командно-начальствующего состава формирований, спасателей к действиям в ЧС. Это прежде всего выработка определённой суммы навыков и умений, обеспечивающих психологическую готовность к встрече с предполагаемыми опасностями ЧС природного, техногенного или военного характера и формирование на этой основе рационального к ним отношения. И, главное, - целенаправленная практическая тренировка и упражнения с психологической направленностью в ходе повседневной жизнедеятельности.
Очень часто зарождение опасности видят только незначительное количество людей. Большинство людей получают о ней информацию от других. Однако оповещающие толпу информаторы могут быть не подготовлены к тому, чтобы отличить действительную угрозу для жизни от мнимой.
2) Своевременное определение очагов напряжения. Своевременная, достоверная и достаточно полная информация об аварии или катастрофе. Информация должна быть понятной и доступной для правильного восприятия. При этом должны использоваться все средства массовой информации: радио, печать, телевидение, как центральные, так и местные. Местные СМИ, по сравнению с центральными, оказываются более эффективными по воздействию на сознание людей, поскольку они непосредственно включены в ЧС и участвуют в их ликвидации.
3) Речь или передаваемое сообщение могут оказывать на людей более эффективное воздействие по сравнению с другими способами, и первостепенную роль играет содержание сообщения и тон. Недостаток информации порождает сплетни и слухи, создаёт неопределённость.
4) Чёткое управление, постоянный контакт руководящего состава с оперативными или вспомогательными силами, участвующими в ликвидации ЧС. Неумелых руководителей следует отстранять от управления. В действия на преодоление паники надо выделять людей, правильно оценивающих обстановку, способных контролировать свои поступки и давать разумные распоряжения.
5) Чем тяжелее складывается ситуация, тем суровее должна быть реакция руководителя группы на паникёров. Паникёрство пресекают, распространителей слухов изолируют. Слухам противодействуют путём передачи точной информации о том, что делается для ликвидации ЧС и как развивается обстановка.
6) Простые и понятные указания о действия и правилах поведения, возможных способах и средствах защиты. Отдавая такие указания, следует воздержаться от специальных научных и технических терминов, т.к. они могут быть неверно истолкованы и поняты.
7) Хорошо подготовленная и информированная группа людей, даже в сложной обстановке, имеет больше шансов избежать паники и потерь. Изолирование душевнобольных, снятие острых реакций у кричащих, успокоение их способствует созданию спокойной деловой обстановки.
8) Разделение большого скопления людей на малые группы. Ими легче управлять.
9) Отвлечение людей, хотя бы на непродолжительное время, от источника опасности, страха путём вовлечения в активные действия: в борьбу со стихией, в спасательные работы, в оказание помощи престарелым, инвалидам, упаковку вещей для эвакуации и др.
10) Разрядка ситуации путём передачи музыки. Действующая толпа аритмична, и поэтому громкий ритмичный звук способствует соответствующему превращению. Известные народные песни, церковные песнопения или гимн страны способствуют довольно быстрому воздействию на паническую толпу.
11) Использование директивных методов управления, резких команд и грубых распоряжений, так же как предложение или принуждение к активным действиям, должно быть очень осторожным, ответственным и проводиться с учётом индивидуальных и коллективных психологических проявлений. Например, выстрел вверх может только усилить панику.
12) Если очаг опасности возникает в здании, в помещении, где находится большое количество людей, то немедленно открываются выходы. Организуется чёткое управление потоками людей, создаются мобильные группы с конкретными задачами по спасению людей и имущества.
13) Самовнушение, умение руководить собой, своими чувствами и эмоциями, т.е. выработка психологической устойчивости, преодоление личного страха, способного перерасти в панику, чувство собственной ответственности и осознание дела, которое делает человек – в ЧС важно помнить о том, что именно воля и стремление к жизни являются основными факторами, помогающими человеку выжить.
14) Исключение из обихода слов «паника», «катастрофа», «спасайся, кто может» и др.
Итак, паника возникает легче в общей обстановке неудач, чередующихся грозных явлений природы; среди людей, перенёсших психические потрясения, усталых, физически и психологически изнурённых, находящихся в состоянии предельного напряжения; в темноте, при плохой видимости, когда воображение рисует то, чего нет, и преувеличивает опасности. Всесте с тем, при панике проявляются порой и инициативные попытки преодолеть стихийность, действовать разумно, внести элементы организованности.

Конец цитаты из главы 11 вышеуказанного издания.

Next?
Чтобы завтра усадить себя печатать следующие страницы, мне нужно увидеть 20 комментариев к этому посту :)

Update в комментариях
Tags: секреты профессии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments