bogatr (bogatr) wrote in rabota_psy,
bogatr
bogatr
rabota_psy

Categories:

Кейсы по результатам выполнения упражнения Семейка Субличностей

Само упражнение можно посмотреть здесь: https://rabota-psy.livejournal.com/1701464.html
Цитаты из книги "Люди и судьбы.Сондиана в психологическом консультировании"
КДПВ:

Терапевтическое вмешательство.
Целительным является сам процесс складывания нарратива про «всех вместе». Целостность во внутреннем мире выглядит как связность и логичность отношений между разными (порой взаимоисключающими) желаниями и способностью человека придумать, что могло бы сделать их одной командой, дружной группой. Полезные вопросы, направляющие работу клиента по принятию того,
что «всяк по-своему хорош»: Какое общее дело могло бы связывать людей этих профессий?
Что они любят делать или делают вместе в свободное от работы время?
К читателю. Не читайте интерпретации, описанные ниже, пока не выполнили упражнение для самого себя.

Кейс Где деньги?

Список из 20 желаний представлял собой последовательность: ...
Проницательному психологу не составляет труда обнаружить молчащее влечение d по ответам о желаниях. Что перед нами:

  • сознательный выбор;

  • бездействующее влечение;

  • запрет,

  • действующий как психологическая

  • защита;

  • вытеснение?

  • А может быть, кто-то из близких взрослых в семье, родитель или супруг, «работает за двоих» в том же самом направлении?

Задание по кейсу
Допустим, три разных клиентки дали три разных ответа на вопрос о деньгах.
Какие причины «молчания» влечения d вы предполагаете в каждом случае?
– Деньги это суета, пустое, – ответила клиентка.
– Точно, совсем забыла про материальные желания. Хочу денег, новую машину себе и ещё зарплату в валюте. Но почему-то мне в голову не пришло это написать в списке 1–20, – призналась клиентка.
– У меня муж хорошо зарабатывает, – пояснила клиентка.
Психолог не сообщает клиенту, что мысленно разносит его ответыпо графам. Он делает это «про себя», на этапе уточняющих вопросов, чтобы потом задать хитренький вопрос.

– А денег не хочется? – спросил в данном случае психолог. – Как-то материальных интересов в списке не наблюдается.
Двадцать желаний у этой клиентки подразделяются на шесть смысловых групп, которые она персонифицировала следующим образом:

  • девочка, 12 лет, школьница;

  • мужчина, 45 лет, руководитель технологической корпорации;

  • девушка, 20 лет, актриса и певица;

  • мужчина, 70 лет, физик и биолог;

  • женщина, 40 лет, домохозяйка;

  • женщина, 70 лет, психолог, психотерапевт.

История про эту семейку у клиентки получилась такая. Перед нами большая семья, все живут в городе: бабушка и дедушка, им по 70 лет. Он учёный, физик+биолог, она психолог, психотерапевт. У них есть сын
45 лет, он руководитель крупной технологической корпорации. Его жена домохозяйка, ей 40 лет. У них двое детей. Одной дочке 20 лет, она актриса и певица, другой 12 лет, она пока школьница. Это родные сёстры. Вообще, это дружная семья, они все любят работать и учиться.

Проницательный психолог заметит, что структура семейки субличностей – «осинка», выглядит семейка субличностей как «семья папы», и старшее поколение живёт судьбу умелых, а младшее – судьбу предприимчивых.
Благодаря упражнению сразу видно, каким желаниям, разрешённым для «семейки субличностей», пока не находится места в реальной жизни участника, а с помощью психолога можно выяснить природу этого несоответствия, почему влечение молчит.(d)

Кейс Где прародители?
Писать в списке можно любые желания, как сиюминутные, так и долгосрочные, загадывать что-то для себя и для других людей, – чаще всего желают мира во всём мире или здоровья всем членам своей семьи. Масштабность желания добавляет букву p+ в аккорд влечений.
Чего я хочу сейчас?
1. Чтоб у каждого была семья.
2. Не бояться что-то в себе менять.
3. Съездить в Австралию.
4. Знакомиться с новыми людьми.
5. Весну за окном.
6. Научиться играть на гитаре.
7. Чтоб каждый мог любить.
8. Научиться заставлять делать что-либо.
9. Как-нибудь помочь миру.
10. Попробовать себя в разных профессиях.
11. Подружиться с книгами.
12. Узнавать и удивляться новому.
13. Попробовать много в жизни.
14. Побеждать свои страхи.
15. Научиться рисовать.
16. Поговорить со знаменитостями.
17. Побывать в роли ведущего.
18. Иметь больше терпения.
19. Не создавать рамки.
20. Объединить мир.
В этом перечне желания говорят сами за себя. После уточняющих вопросов мы имеем последовательность p+m+, hy-d+, e-, d+, d+m+, h+, p+h+, s+, e+p+, d+, p+, hy+d+, d+, hy-, hy+, hy+m+, e+, s-, p+, p+m+.
Проницательный психолог видит, что речь здесь идёт в основном о поисках разнообразия d+, масштабности замыслов p+ и страхах и славе hy-+. Молчащее влечение k0, ничего из ключевых идей k ни разу не упомянуто.
Двадцать желаний объединены в шесть смысловых групп:
М, 18 лет, сёрфер – 3, 17, 20;
Ж, 50 лет, психолог – 1, 7, 9, 18;
Ж, 20 лет, студентка – 2, 14, 19;
Ж, 15 лет, школьница – 4, 5, 16;
М, 25, начинающий бизнесмен – 8, 10, 13;
Ж, 45 лет, репортёр-журналист – 5, 11, 12, 15.
История про эту семейку получилась такая. В ней две взрослые сестры, одной 50 лет, другой 45 лет. Одна психолог, другая журналист. У каждой по двое детей разного пола. У психолога сын-начинающий бизнесмен
и дочь-школьница, а у журналистки дочь-студентка и сын-сёрфер. По-видимому, не подозревающий о призыве на воинскую службу.
Где старшее поколение семьи – родители, где отцы всех четырёх детей?
– Родители умерли, – предложила вариант участница.
– Это наводит на печальные мысли о судьбе супер-эго во внутреннем мире, – обронила замечание психотерапевт.
Дальше психолог поинтересовался тем, кто в «семейке субличностей» тяжелее всех работает, как часто они видятся между собой, какое общее дело могло бы их объединить. По итогам диалогов с ведущими у клиентки оформился сюжет про «семейку субличностей» с непутёвыми родителями, бесконечными командировками и случайными заработками, на тему «не жили хорошо, нечего и начинать».
– В реальной вашей жизни было что-то похожее на эту идею?
– Да...
– В «семейке субличностей» вы хозяйка истории и можете всё изме-
нить, придумать персонажам другую судьбу. Хотите попробовать?
– Хочу.
– Родителей будем менять или замуж кого-то из сестёр отдавать?
Нам нужен новый персонаж внутри, такой, с любовью к точности и изме-
рениям, инженер, конструктор, знаток правил и распорядка.
– Ой, вы знаете, в реальной жизни в меня влюбляются почему-то имен-
но такие мужчины. Зануды, пунктуальные и дотошные.
Задание по кейсу
Объясните, почему в участницу, у которой в списке желаний k0, в реальной
жизни влюбляются мужчины с сильным k+.
Опыт работы с упражнением «Семейка субличностей» показывает, что обычно на одну букву, обозначающую бессознательное влечение, находятся два-четыре желания из списка. В рассматриваемом примере p+ и d+ обнаруживаются по шесть раз. Это пример на избыток бессознательного влечения, который не может быть случайным. В реальной семейной системе такого клиента обязательно отыщется человек с дефицитами p0 или d0.
Навык видеть в материале клиента (его рассказах о своих повседневных практиках, в желаниях, перечисленных в упражнении) дефицит бессознательного устремления или избыток бессознательного влечения приходит к психологу с практикой.


Кейс Где родство?
Это иллюстрация на «секвенцию» – последовательность, в которой влечения приходили на ум. По списку от первого к двадцатому h, e-, d, s, e-, h, k, hy, d, h. Молчащие влечения здесь p и m.
Чего я хочу сейчас?
1. Вылечить глаза.
2. Отдохнуть.
3. Вылечить десну.
4. Почувствовать свободу.
5. Сбросить груз ответственности.
6. Иметь достаточно денег.
7. Сделать ремонт в квартире.
8. Прибрать в квартире.
9. Набраться энергии.
10. Встретить любовь.
11. Затопить камин.
12. Сбросить лишний вес.
13. Организоваться.
14. Разобрать электронную почту.
15. Сделать записи в интернете.
16. Порисовать.
17. Консультировать частным образом.
18. Сходить в баню.
19. Погладить кошку.
20. Понять, кто я.
После уточняющих вопросов расклад желаний выглядит так:
h Вылечить глаза (здоровье тела), отдохнуть, вылечить десну, сбросить лишний вес (здоровье), сходить в баню, погладить кошку, понять, кто я
s Набраться энергии, встретить любовь (сексуальная жизнь)
е- Почувствовать свободу, сбросить груз ответственности, затопить камин  (огонь)
hy Сделать записи в интернете, порисовать
k Организоваться, разобрать электронную почту
p ---
d Иметь достаточно денег, сделать ремонт в квартире (обновление), прибрать в квартире (чистота), консультировать частным образом
m ---
Желания персонифицированы следующим образом.
Солидный мужчина 50 лет, бизнесмен – 6, 9.
Строгий преподаватель 50 лет, мужчина – 7, 8, 13, 14, 15.
Это два брата, их родители умерли в раннем возрасте. Кто воспитывал детей, без понятия.
Молодая женщина 20–22 лет, художник – 10, 16, 18, 19. Жена строгого преподавателя.
Девочка 5 лет – 3, 4, 5. Дочь художника и преподавателя.
Здоровая красивая женщина 25–30 лет, преподаватель. Жена бизнесмена. Без детей.
Философ-мужчина 60 лет – 20. Может быть, это их дальний родственник, никто не знает, по какой линии.
Здесь несколько нестыковок. Неизвестны родители 50-летних братьев, неизвестна связь братьев с философом, и неизвестны обстоятельства появления 5-летней дочери у художницы в возрасте 20–22 лет.
За невозможностью вообразить родственные отношения с персонажемт может стоять болезненный опыт.
Как мы уже обсуждали в главе 3.9., опыт неслучившегося, опыт горя и травматический опыт получают в разных ситуациях. На уровне интроектов «Семейки субличностей» видно, как наша психика перерабатывает
эти переживания.
Группа желаний может оформиться в персонажа, мечтающего воплотить что-то, не реализованное в прошлом. Группа желаний можетстать персонажем, который навечно застыл в одном и том же возрасте, – это необратимость утраты. Ненадлежащее обращение (родительская эмоциональная и физическая жестокость) и травматический опыт (угроза
жизни и здоровью в ситуации посягательства) могут дать пару персонажей, где один хочет получать помощь других людей, а другой со всеми задачами хочет справляться только сам. Эмоциональный разрыв проявится как бессвязность. Персонажи такого клиента в лучшем случае будут соседями, а в худшем – чужими друг другу людьми.
Бессвязность на уровне интроектов отражает не просто неприязнь к кому-то в реальной семье. Неприязнь – это эмоция, а эмоциональный разрыв – эмоция плюс идея. Именно конфликт приоритетов, конфликт ценностей,
взаимоисключающие позиции по какому-либо вопросу приводят к разрыву.

Задай психолог хоть дюжину направляющих вопросов, такой клиент не сможет помыслить субличности родственниками. У подобного отчуждения обязательно есть истоки в прошлом клиента (предательство, семейные конфликты между братьями и сёстрами, прекращения дружб). В детских «Рисунках дерева» репрезентацией отчуждения может быть дупло в стволе. Взрослые, которых не заставишь рисовать на приёме, предъявляют психологу «ноль родства» между субличностями.
Tags: сондиана
Subscribe

  • Стыдно у кого видно

    Друзья, а что вы думаете про чувство стыда? Как его проработать? Как стыд "прожить"? Как "простыдиться"? Зачем нужна эта эмоция?…

  • Мужской образ. Трансформация

    Как вам, товарищи участники? Настолько радикальная перемена лично для меня, что уже начинаю понимать людей с прозопагнозией. К какому архетипу вы…

  • Про "соседей". Подтема

    Про соседей я пишу уже на регулярной основе. Не хотела и не планировала. Но чем больше пишешь про "соседей", тем больше пишется.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment