Цитаты из книги "Люди и судьбы.Сондиана в психологическом консультировании"
КДПВ:

Терапевтическое вмешательство.
Целительным является сам процесс складывания нарратива про «всех вместе». Целостность во внутреннем мире выглядит как связность и логичность отношений между разными (порой взаимоисключающими) желаниями и способностью человека придумать, что могло бы сделать их одной командой, дружной группой. Полезные вопросы, направляющие работу клиента по принятию того,
что «всяк по-своему хорош»: Какое общее дело могло бы связывать людей этих профессий?
Что они любят делать или делают вместе в свободное от работы время?
К читателю. Не читайте интерпретации, описанные ниже, пока не выполнили упражнение для самого себя.
Кейс Где деньги?
Список из 20 желаний представлял собой последовательность: ...
Проницательному психологу не составляет труда обнаружить молчащее влечение d по ответам о желаниях. Что перед нами:
- сознательный выбор;
- бездействующее влечение;
- запрет,
- действующий как психологическая
- защита;
- вытеснение?
- А может быть, кто-то из близких взрослых в семье, родитель или супруг, «работает за двоих» в том же самом направлении?
Задание по кейсу
Допустим, три разных клиентки дали три разных ответа на вопрос о деньгах.
Какие причины «молчания» влечения d вы предполагаете в каждом случае?
– Деньги это суета, пустое, – ответила клиентка.
– Точно, совсем забыла про материальные желания. Хочу денег, новую машину себе и ещё зарплату в валюте. Но почему-то мне в голову не пришло это написать в списке 1–20, – призналась клиентка.
– У меня муж хорошо зарабатывает, – пояснила клиентка.
Психолог не сообщает клиенту, что мысленно разносит его ответыпо графам. Он делает это «про себя», на этапе уточняющих вопросов, чтобы потом задать хитренький вопрос.– А денег не хочется? – спросил в данном случае психолог. – Как-то материальных интересов в списке не наблюдается.
Двадцать желаний у этой клиентки подразделяются на шесть смысловых групп, которые она персонифицировала следующим образом:
- девочка, 12 лет, школьница;
- мужчина, 45 лет, руководитель технологической корпорации;
- девушка, 20 лет, актриса и певица;
- мужчина, 70 лет, физик и биолог;
- женщина, 40 лет, домохозяйка;
- женщина, 70 лет, психолог, психотерапевт.
45 лет, он руководитель крупной технологической корпорации. Его жена домохозяйка, ей 40 лет. У них двое детей. Одной дочке 20 лет, она актриса и певица, другой 12 лет, она пока школьница. Это родные сёстры. Вообще, это дружная семья, они все любят работать и учиться.
Проницательный психолог заметит, что структура семейки субличностей – «осинка», выглядит семейка субличностей как «семья папы», и старшее поколение живёт судьбу умелых, а младшее – судьбу предприимчивых.
Благодаря упражнению сразу видно, каким желаниям, разрешённым для «семейки субличностей», пока не находится места в реальной жизни участника, а с помощью психолога можно выяснить природу этого несоответствия, почему влечение молчит.(d)
Кейс Где прародители?
Писать в списке можно любые желания, как сиюминутные, так и долгосрочные, загадывать что-то для себя и для других людей, – чаще всего желают мира во всём мире или здоровья всем членам своей семьи. Масштабность желания добавляет букву p+ в аккорд влечений.
Чего я хочу сейчас?
1. Чтоб у каждого была семья.
2. Не бояться что-то в себе менять.
3. Съездить в Австралию.
4. Знакомиться с новыми людьми.
5. Весну за окном.
6. Научиться играть на гитаре.
7. Чтоб каждый мог любить.
8. Научиться заставлять делать что-либо.
9. Как-нибудь помочь миру.
10. Попробовать себя в разных профессиях.
11. Подружиться с книгами.
12. Узнавать и удивляться новому.
13. Попробовать много в жизни.
14. Побеждать свои страхи.
15. Научиться рисовать.
16. Поговорить со знаменитостями.
17. Побывать в роли ведущего.
18. Иметь больше терпения.
19. Не создавать рамки.
20. Объединить мир.
В этом перечне желания говорят сами за себя. После уточняющих вопросов мы имеем последовательность p+m+, hy-d+, e-, d+, d+m+, h+, p+h+, s+, e+p+, d+, p+, hy+d+, d+, hy-, hy+, hy+m+, e+, s-, p+, p+m+.
Проницательный психолог видит, что речь здесь идёт в основном о поисках разнообразия d+, масштабности замыслов p+ и страхах и славе hy-+. Молчащее влечение k0, ничего из ключевых идей k ни разу не упомянуто.
Двадцать желаний объединены в шесть смысловых групп:
М, 18 лет, сёрфер – 3, 17, 20;
Ж, 50 лет, психолог – 1, 7, 9, 18;
Ж, 20 лет, студентка – 2, 14, 19;
Ж, 15 лет, школьница – 4, 5, 16;
М, 25, начинающий бизнесмен – 8, 10, 13;
Ж, 45 лет, репортёр-журналист – 5, 11, 12, 15.
История про эту семейку получилась такая. В ней две взрослые сестры, одной 50 лет, другой 45 лет. Одна психолог, другая журналист. У каждой по двое детей разного пола. У психолога сын-начинающий бизнесмен
и дочь-школьница, а у журналистки дочь-студентка и сын-сёрфер. По-видимому, не подозревающий о призыве на воинскую службу.
Где старшее поколение семьи – родители, где отцы всех четырёх детей?
– Родители умерли, – предложила вариант участница.
– Это наводит на печальные мысли о судьбе супер-эго во внутреннем мире, – обронила замечание психотерапевт.
Дальше психолог поинтересовался тем, кто в «семейке субличностей» тяжелее всех работает, как часто они видятся между собой, какое общее дело могло бы их объединить. По итогам диалогов с ведущими у клиентки оформился сюжет про «семейку субличностей» с непутёвыми родителями, бесконечными командировками и случайными заработками, на тему «не жили хорошо, нечего и начинать».
– В реальной вашей жизни было что-то похожее на эту идею?
– Да...
– В «семейке субличностей» вы хозяйка истории и можете всё изме-
нить, придумать персонажам другую судьбу. Хотите попробовать?
– Хочу.
– Родителей будем менять или замуж кого-то из сестёр отдавать?
Нам нужен новый персонаж внутри, такой, с любовью к точности и изме-
рениям, инженер, конструктор, знаток правил и распорядка.
– Ой, вы знаете, в реальной жизни в меня влюбляются почему-то имен-
но такие мужчины. Зануды, пунктуальные и дотошные.
Задание по кейсу
Объясните, почему в участницу, у которой в списке желаний k0, в реальной
жизни влюбляются мужчины с сильным k+.
Опыт работы с упражнением «Семейка субличностей» показывает, что обычно на одну букву, обозначающую бессознательное влечение, находятся два-четыре желания из списка. В рассматриваемом примере p+ и d+ обнаруживаются по шесть раз. Это пример на избыток бессознательного влечения, который не может быть случайным. В реальной семейной системе такого клиента обязательно отыщется человек с дефицитами p0 или d0.
Навык видеть в материале клиента (его рассказах о своих повседневных практиках, в желаниях, перечисленных в упражнении) дефицит бессознательного устремления или избыток бессознательного влечения приходит к психологу с практикой.
Кейс Где родство?
Это иллюстрация на «секвенцию» – последовательность, в которой влечения приходили на ум. По списку от первого к двадцатому h, e-, d, s, e-, h, k, hy, d, h. Молчащие влечения здесь p и m.
Чего я хочу сейчас?
1. Вылечить глаза.
2. Отдохнуть.
3. Вылечить десну.
4. Почувствовать свободу.
5. Сбросить груз ответственности.
6. Иметь достаточно денег.
7. Сделать ремонт в квартире.
8. Прибрать в квартире.
9. Набраться энергии.
10. Встретить любовь.
11. Затопить камин.
12. Сбросить лишний вес.
13. Организоваться.
14. Разобрать электронную почту.
15. Сделать записи в интернете.
16. Порисовать.
17. Консультировать частным образом.
18. Сходить в баню.
19. Погладить кошку.
20. Понять, кто я.
После уточняющих вопросов расклад желаний выглядит так:
h Вылечить глаза (здоровье тела), отдохнуть, вылечить десну, сбросить лишний вес (здоровье), сходить в баню, погладить кошку, понять, кто я
s Набраться энергии, встретить любовь (сексуальная жизнь)
е- Почувствовать свободу, сбросить груз ответственности, затопить камин (огонь)
h Вылечить глаза (здоровье тела), отдохнуть, вылечить десну, сбросить лишний вес (здоровье), сходить в баню, погладить кошку, понять, кто я
s Набраться энергии, встретить любовь (сексуальная жизнь)
е- Почувствовать свободу, сбросить груз ответственности, затопить камин (огонь)
hy Сделать записи в интернете, порисовать
k Организоваться, разобрать электронную почту
p ---
d Иметь достаточно денег, сделать ремонт в квартире (обновление), прибрать в квартире (чистота), консультировать частным образом
m ---
k Организоваться, разобрать электронную почту
p ---
d Иметь достаточно денег, сделать ремонт в квартире (обновление), прибрать в квартире (чистота), консультировать частным образом
m ---
Желания персонифицированы следующим образом.
Солидный мужчина 50 лет, бизнесмен – 6, 9.
Строгий преподаватель 50 лет, мужчина – 7, 8, 13, 14, 15.
Это два брата, их родители умерли в раннем возрасте. Кто воспитывал детей, без понятия.
Молодая женщина 20–22 лет, художник – 10, 16, 18, 19. Жена строгого преподавателя.
Девочка 5 лет – 3, 4, 5. Дочь художника и преподавателя.
Здоровая красивая женщина 25–30 лет, преподаватель. Жена бизнесмена. Без детей.
Философ-мужчина 60 лет – 20. Может быть, это их дальний родственник, никто не знает, по какой линии.
Здесь несколько нестыковок. Неизвестны родители 50-летних братьев, неизвестна связь братьев с философом, и неизвестны обстоятельства появления 5-летней дочери у художницы в возрасте 20–22 лет.
За невозможностью вообразить родственные отношения с персонажемт может стоять болезненный опыт.
Как мы уже обсуждали в главе 3.9., опыт неслучившегося, опыт горя и травматический опыт получают в разных ситуациях. На уровне интроектов «Семейки субличностей» видно, как наша психика перерабатывает
эти переживания.
Группа желаний может оформиться в персонажа, мечтающего воплотить что-то, не реализованное в прошлом. Группа желаний можетстать персонажем, который навечно застыл в одном и том же возрасте, – это необратимость утраты. Ненадлежащее обращение (родительская эмоциональная и физическая жестокость) и травматический опыт (угроза
жизни и здоровью в ситуации посягательства) могут дать пару персонажей, где один хочет получать помощь других людей, а другой со всеми задачами хочет справляться только сам. Эмоциональный разрыв проявится как бессвязность. Персонажи такого клиента в лучшем случае будут соседями, а в худшем – чужими друг другу людьми.
Бессвязность на уровне интроектов отражает не просто неприязнь к кому-то в реальной семье. Неприязнь – это эмоция, а эмоциональный разрыв – эмоция плюс идея. Именно конфликт приоритетов, конфликт ценностей,
взаимоисключающие позиции по какому-либо вопросу приводят к разрыву.
Задай психолог хоть дюжину направляющих вопросов, такой клиент не сможет помыслить субличности родственниками. У подобного отчуждения обязательно есть истоки в прошлом клиента (предательство, семейные конфликты между братьями и сёстрами, прекращения дружб). В детских «Рисунках дерева» репрезентацией отчуждения может быть дупло в стволе. Взрослые, которых не заставишь рисовать на приёме, предъявляют психологу «ноль родства» между субличностями.