rorschach_club (rorschach_club) wrote in rabota_psy,
rorschach_club
rorschach_club
rabota_psy

Многоосевая психодиагностика

© О.В. Бермант-Полякова, 2010

Одно из самых нудных занятий, какие я знаю, - это писать для супервизора «вербат», verbatim record, дословную запись сессии с клиентом. Сиди корпи над листом бумаги, вспоминай, что какими словами сказал. Вместе с тем текст – это единственная возможность проработать материал, который «принёс на встречу клиент», вместе с опытным коллегой в удобном для начинающего психотерапевта темпе.

В других традициях принято указывать клиенту, что он «принёс на встречу не то, что нужно», «говорит о других людях, а не о себе», в психоаналитической принято понимать, что и как рассказывается в том, что клиент посчитал нужным психотерапевту рассказать. Из потока впечатлений, событий и встреч прошедших дней или лет клиент выбирает героев и сюжеты своих историй, и его рассказ психоаналитически ориентированный психотерапевт обдумывает в нескольких направлениях (осях):

1) Кто и какой сюжет рассказывает?
2) О чём этот сюжет? (рабочие гипотезы)
3) Как рассказан сюжет?
4) О чём умалчивается? (психотерапевту, размышляющему над материалом, приходится постоянно задавать себе этот вопрос. Люди в основном посвящают свою жизнь четырём занятиям: 1) работе, дающей им средства к существованию, 2) удовлетворению своих сексуальных желаний, 3) занятиям, которые недостаточно прибыльны, чтобы посвящать им всё своё время, таким как общение или хобби, 4) деятельности, продиктованной убеждениями. Пропуск одного из них не может быть случайным. В судьбоанализе Сонди занятия соответствуют восьми бессознательным влечениям, и то, о котором умалчивают, обладает наибольшей динамической силой).
5) Что само рассказывается?
Это самая трудная для начинающих психотерапевтов задача, потому что она напрямую связана с широтой профессиональной эрудиции. Дискурсов, стилей рассказывания, много. Психоаналитически ориентированный терапевт «на слух» определяет в том, что само рассказывается, действие психологических защит и бессознательное влечение, которое владеет клиентом во время изложения сюжета.

Первые три вопроса – это степень вашей наблюдательности, последние два – это степень вашей психологической проницательности. Как всякий навык, она может быть натренирована, и, чтобы работа была этически безупречной, для разбора возьмём отрывок из литературного произведения:

Цитируем по книге:
Януш Леон Вишневский. Любовница. М: Азбука-Классика, 2007. 224 с.
 
«Марта была ее лучшей подругой. Всегда. Она не помнит того времени, когда Марты не было в ее жизни. И Марта будет до конца. Что бы это ни значило.
Если бы у Марты было время пройти тест на интеллект, то она могла бы с гордостью сказать, что является подругой самой интеллектуальной женщины в этой части Европы. Но времени на это у Марты не было, и вообще это было для нее неважно. Марта использовала свой интеллект главным образом для того, чтобы переживать эмоции. Эта деревенская девушка – она приехала на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «где телефон был только у ксендза и его любовницы», как она сама говорила, – неожиданно открыла для себя мир. После года занятий английским на филологическом она стала параллельно изучать философию. Она упивалась жизнью в Кракове. Никакие значительные события в опере, драматическом театре, музее, филармонии или клубе не проходили без участия Марты.
Именно в клубе она познакомилась со своим красавчиком квазихудожником в кожаных штанах. Он остался на второй год на третьем курсе Академии художеств, но держал себя как Энди Уорхол с министерской стипендией. Но мало того, что держался как Уорхол, так он еще был из Варшавы, что подчеркивал по любому поводу. Кракову полагалось онеметь. Прийти в неистовый восторг и пасть на колени: гений приехал.
Она его терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила их друг другу.
Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Марта стояла, она стояла, кашляющая старушка с палкой стояла с ними рядом. А этот хам в своих потертых кожаных портках сидел и разглагольствовал о своей роли в современном искусстве.
Но Марте, однако, это казалось прекрасным. Она влюбилась. Вероятно, только химически, но результаты были плачевными. Она кормила его со своей стипендии, покупала со своих сбережений ему гектолитры спиртного, даже давала ему деньги на транспорт, чтобы он мог по дороге в академию очаровывать лицеисток своими рассказами. Из-за него она перестала где то бывать. А если вдруг куда то приходила, то стояла, как серая мышка, за спиной своего варшавского Уорхола и с восторгом смотрела, как он рассказывал, что он сделает, если только «все эти бездарности, которые мстят подлинным художникам, – он имел в виду профессора, вторично завалившего его на экзамене, – избавятся от своей прирожденной зависти». Она уговаривала Марту опомниться. Просила, умоляла, грозила. Но Марта не слушала – она в то время была как в процессе химической реакции.»
 

1) Клиент, тот кто рассказывает, - девушка . Какой сюжет рассказан? «Девушка приехала из деревни в город, стала учиться в университете. В городе ей нравится. Она встретила юношу, влюбилась в него, стала вести себя иначе.»
2) О чём этот сюжет? (рабочие гипотезы) О метаморфозе, происходящей с человеком (не-студентка становится студенткой, девушка становится женщиной). О метаморфозе, происходящей с окружением (деревня сменяется городом, круг случайных знакомых сменяется одним партнёром). О метаморфозе, которую претерпевают цели (уйти от жизни в деревне, взять как можно больше от городской жизни, уйти от городской жизни).
3) Как рассказан сюжет? С одобрительной интонацией (positive investment), когда речь идёт о стремлении в новое место жительства, к новым знаниям и интересам, с неодобрительной интонацией (negative investment), когда речь идёт о стремлении подчинить свои интересы интересам мужчины, заботиться о мужчине, быть вдвоём с мужчиной.
4) О чём умалчивается? О сексуальных желаниях.
5) Что само рассказывается?
Чтобы отработать навык «на слух» различать восемь бессознательных влечений по Сонди, освободим текст Януша Вишневского от драматизации, чтобы больше было похоже на обыденную речь, отредактируем прямую речь и потом расцветим исходник подробностями так, чтобы было совершенно очевидно, какое бессознательное влечение владело клиенткой в момент рассказа, - детали истории, впечатления, факты и обстоятельства, на которые обращает внимание рассказчик, «выдадут её с головой».

Исходник:
«Если бы у Марты было время пройти тест на интеллект, я могла бы с гордостью сказать, что являюсь подругой самой интеллектуальной женщины в этой части Европы. Но времени на это у Марты не было, и вообще это было для нее неважно. Марта использовала свой интеллект главным образом для того, чтобы переживать эмоции. Эта деревенская девушка – она приехала на учебу в Краков из захолустной Сенковой, «где телефон был только у ксендза и его любовницы», как она сама говорила, – неожиданно открыла для себя мир. После года занятий английским на филологическом она стала параллельно изучать философию. Она упивалась жизнью в Кракове. Никакие значительные события в опере, драматическом театре, музее, филармонии или клубе не проходили без участия Марты.
Его я терпеть не могла с того дня, когда Марта в автобусе представила нас друг другу.
Он нагло развалился на сиденье и громогласно, так что слышал весь автобус, говорил о себе. Она кормила его со своей стипендии, покупала со своих сбережений ему гектолитры спиртного, даже давала ему деньги на транспорт, чтобы он мог по дороге в академию очаровывать лицеисток своими рассказами. Из-за него она перестала где то бывать. А если вдруг куда то приходила, то стояла, как серая мышка, за спиной. Я уговаривала Марту опомниться. Но Марта не слушала – она в то время была как в процессе химической реакции.»

© Carl Warner Все детали картины, вплоть до мельчайших, съедобны.
 

 

Tags: многоликая депрессия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments