rinamois (rinamois) wrote in rabota_psy,
rinamois
rinamois
rabota_psy

Categories:

Карантин по-юнгиански

На что похож карантин? Первое, что приходит в голову - это тюрьма. Вторая - перелет на длинную дистанцию в самолете. Причем дистанция перелета в билете не указана: может, придется намотать пару кругов-месяцев вокруг земного шара.

Если думать в сторону карантина-тюрьмы.
Во-первых, тюрьма - это казенный дом. То есть, карантин - это не только тюрьма, но и больница, и школа. Любой "не-дом". House, но не home.

Что нам это дает?

Карантин как тюрьма

Ожидание окончания отсидки. Надежда на условно-досрочное. Баланда. Нары. Необходимость либо делить пространство "камеры" с большим количеством людей, либо, наоборот, томиться в одиночке или еще похуже в карцере.

Карантин как больница

Страх заболеть и оказаться без помощи. Страх заболеть и оказаться беспомощным в чужих незаботливых руках. В целом - ощущение страха и болезни, нездоровья какого-то базового.

Карантин как школа

Обязаловка. Необходимость быть где-то строго по часам, где неинтересно или где обижают. Зарегулированность, распорядок, однообразие. Вынужденное общение или страх такого общения. Чувство одиночества, более яркое на контрасте с тем, что де факто тебя окружают люди. Власть другого.
В целом, недаром в картах казенный дом - это общее понятие. Что в школе, что в больнице, что в тюрьме есть общие фоновые вещи. И оно же есть и на карантине.

Что это за общее?

  1. Чужая воля. Мэр попросил, мы сидим. Если мы будем плохо сидеть, к нам будет применены санкции: либо в карцер, либо в бокс, либо к директору.

  2. Обязанность соблюдать чужую волю. Как бы мы не хорохорились, как бы ни "прогуливали" школу, как бы ни сбегали из палаты на покурить, как бы ни готовили побег как граф Монтекристо - мы обязаны, должны подчиняться чужой воле. Более того, это в наших интересах, если смотреть не на свои мелкие интересишки, а глобально смотреть, ощущать себя частью нации или человечества.

  3. Рутина. Жизнь по регламенту, установленному извне. Нельзя слетать в Стамбул на выходные.

  4. Общение. Либо его много, либо его недостает. Тут у каждого свой ад: у экстравертов недостаток коммуникации и разнообразия, у интровертов его внезапный избыток.


Изменение активного начала. Это не совсем про отсутствие возможности гулять, кататься на велике или бегать в парке. Это скорее про сокращение психической активности. Мы вынуждены подчиняться чужой воле и от этого наша собственная воля - у кого она была - изменяется. Если в метафоре школы - то это что-то вроде клипа Пинк Флойда про тичерсливазолэлон. Если в метафоре больницы - то это про необходимость отдаться во власть наркоза и хирурга. Если в метафоре тюрьмы - то это бытие заключенным с номером, человеческой единицей в камере.

Если обобщать это еще разок, то все это можно свести к слову "надо". Карантин - это то, что сталкивает нас с нашим Супер Эго. С "нельзя потому что нельзя", с "надо потому что надо". Это разворот судьбы, который в очередной раз в условиях, близких к экстремальным, обращает нас к необходимости увидеть и помыслить идеальный образ себя. Разворачивает к нашим ценностям. К необходимости отстаивать свои ценности, но не в борьбе, как воину, а в ежедневном подвиге - как монаху.

Это возможность увидеть ценность внутреннего родителя. Это возможность увидеть, что внутренний ребенок - это не всегда милое создание, чувства которого надо учитывать, а то беда-беда. Это возможность пересмотреть внутреннюю иерархию, и подснизить власть той внутренней фигуры, которая на самом деле управляет вашим поведением, если это управление неэффективно.

С этой точки зрения карантин - это алхимический котел, возможность переплавки, трансформации. Все очень необычно и бурно, тревожно, есть ощущение, что по-старому уже не будет, интерес к тому, как будет. Это время сжечь старое: от установок до привычек. И появившуюся от сжигания энергию направить на какое-то новое, как пар в паровом котле.

В моем списке - про вынужденное отсоединение, вынужденные ограничения. Но ведь есть еще и сознательное затворничество, осознанный уход от мира. Монастырь, например. Место духовного роста и вызревания. Или уход в кабинет писать научный труд - место творческого созидания.

Мастерская - место, где становишься мастером. У скульпторов и художников быть в мастерской - это быть наедине с самим собой, в тишине. Только с музой и Богом, которым карантин не помеха. Те люди, которые превратили тюрьму в мастерскую, больницу в мастерскую - они алхимически переплавили обстоятельства, а энергию пустили в себя, а затем передали дальше. Первый, кто приходит в голову, это Достоевский, конечно. Лимонов. Больница - Солженицын.

Про самолет и как сделать из казенного дома мастерскую напишу еще.
Tags: small talk
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments