prosto_anatolii (prosto_anatolii) wrote in rabota_psy,
prosto_anatolii
prosto_anatolii
rabota_psy

Categories:

Когда неудовлетворенность в отношениях оказывается сексуальной зависимостью (ч.2)


Какие особенности избавления от зависимости от секса описаны в серии книг «Люди из шкафа»?
1. Любое изменение устоявшихся моделей поведения состоит из постоянно повторяющихся этапов: осознание своей проблемы (распознавание чувств, которые в ней срабатывают) — принятие себя и своих чувств в это проблеме (и получение собственного ресурса) — осознанное изменение привычного поведения (провокация боли) — получение боли (что логично, так как она спровоцирована) — проживание сильных чувств. В результате должна образоваться способность спокойно относиться к ситуации (мы назовем это излечением), которая вызывала в прошлом страдания. Пройдя круг один раз, человек понимает, что он освободился только от маленькой толики того, что живет и страдает внутри него. И тогда он продолжает свой путь и усложняет задачу — делает следующий шаг в болезненную сторону. Он снова получает страдания, затем новое осознание пагубности прошлых моделей поведения, и даже отвращение к себе (всегда обязательный этап — самопринятие), проработка переживаний, — и так до тех пор, пока проблема полностью не уйдет. (Подробно путь человека, который хочет избавиться от своей зависимости изложен в книге)

2. Как уже говорилось выше, — каждая проблема представляет из себя клубок трудностей, которые в сумме образуют одну огромную непереносимую рану. Этот клубок необходимо «размотать» и по каждому пункту проходить описанный выше круг — и так до тех пор, пока опознанная задача не решится.

3. В работе над собой может показаться, что человек не двигается, а стоит на месте. У главных героев «Людей из шкафа» постоянно возникает вопрос: «Куда я пришел?», подразумевающий «Чего я добился и чего я в результате получил?». Эти сомнения возникают в тот момент, когда участник снова соприкасается с событиями, вызывающими непереносимые эмоции, и понимает, что еще не вылечился. Он недоумевает: «Я так сильно старался, проживал то, что, казалось, невозможным пережить, и снова оказался там-же, где и был».

Разгадка заключается в том, что основная проблема настолько сильная, настолько сложная, что ее просто невозможно пройти с одного или даже с двух раз. Участник событий каждый раз будет снова и снова возвращаться к источнику, спотыкаться об него — ровно до тех пор, пока не выработает в себе внутренне спокойствие в ответ на все составляющие основной проблемы. С каждым шагом человек нарабатывает в себе психическую силу, необходимую для того, чтобы встретиться со своим «внутренним зверем», — а точнее очень страшным и сильным, неимоверно больным чувством.

4. Что это, — хождение по кругу или движение вперед? Особенность психологических изменений состоит в том, что перед завершением каждого этапа человек словно «сдает экзамен» перед собой, — он откидывается в своих переживаниях назад и с новой силой окунается в них. Для того чтобы двинуться вперед, необходимо пережитое снова «прокрутить и отпустить», используя наработанные навыки. Создается впечатление, что каждый должен окончательно «закрыть дверцу» к прошлой боли. И только после этого он сделает шаг к новым испытаниям. — Об этом механизме упоминает в своих трудах и Ницше. Философ подмечает, что возврат в прошлые переживания, которые казались законченными, возникает при каждом новом испытании.

Таким образом, изменения идут вовсе не по прямой. Они идут по спирали, — где обладатель преодолевает все новые трудности на каждом витке событий. А потом возвращается к одной и той же исходной точке. Ровно до тех пор, пока не осознает, что именно происходит с ним в этой точке, и не найдет в себе силы это преодолеть.

5. Для того чтобы подойти ближе к самому главному источнику всех страданий героиня сначала учится преодолевать то «малое», что попадается на ее пути, — так она набирается сил для того, чтобы «копнуть» следующий слой. Таким образом, каждый последующий слой сложнее предыдущего. Постепенно, шаг за шагом женщина подбирается к тому, что стоит за первой видимой потребностью быть желанной.

Как говорилось ранее, заключительным осознанием главной героини стало понимание собственного рабства: «Это твое добровольное подчинение его власти, которую подарила ему ты. И вся твоя жизнь, — она о том, как властелин удовлетворил тебя — и тогда счастье, или о том, как он не обратил на тебя внимание, — и тогда жизнь покрылась мраком». — В момент, когда для обладателя становится неприемлемым и даже противным прошлое поведение и прошлые чувства, — он от них с относительной легкостью избавляется.

Какие составляющие главной проблемы обнаруживаются в процессе избавления?
1. Отсутствие у главной героини личного пространства. Она все время находится в состоянии «мы» и очень нуждается в продолжении этого чувства. При этом необходимое отделение, создание личного пространства оказывается для нее очень болезненным, — практически то-же самое, что умереть прошлой и родиться заново.

Однако, для отрыва необходим отрыв. Здесь для человека важно осознание того, что полноценно он может существовать только как отдельная личность. В этом смысле все наоборот — смерть — это так и не почувствовать себя, не отделиться. Героиню произведения толкает к отрыву постоянное ощущение себя «приставкой». — Она устала быть частью кого-то. Она хочет быть собой. И она добивается рождения себя.

Вместе с осознанием применяется методика самопрограммирования: «Я это я, он это он», «Он, его желания, стремления, приоритеты не зависят от меня. Это его собственный выбор», «Это я, я иду, я живу, я двигаюсь…» и так далее. А образное проживание смерти, применяемое в третьем пункте, делает отрыв для героини менее болезненным.

2. Обесценивание личных интересов. Что логично вытекает из первого пункта. Если человек не чувствует себя, то он и не чувствует ценности всего того, что принадлежит только ему. Для воскрешения потерянных ценностей героиня регулярно проходит методику самовнушения: «Это я, это мое, все мое — ценное» — повторяет она себе и, посредством усиления восприятия повествовательной частью книги, максимально чувствует принадлежность и ценность собственного пространства. В дальнейшем это создает неисчерпаемый ресурс, который не нуждается в сторонней поддержке и восполняется лишь собственными силами. То есть является важным элементом самодостаточности.

3. Как и во всяком случае чрезмерных акцентов на чем-либо, главные герои отрицают ту часть свой жизни, в которой нет желаемых событий и эмоций. В ходе избавления от пагубных эмоций автор предоставляет каждому возможность прочувствовать предполагаемую перспективу смерти или даже саму смерть. И после как-бы спрашивает: «Ты продолжаешь не хотеть жить?». Так постепенно герой учится видеть вокруг маленькие радости и, наконец, насыщается ими, понимает, что реальность даже без желаемых эмоций прекрасна и притягательна. Кроме того, через прохождение образной смерти, герой приближается к важному этапу самопринятия и объединения с собой.

4. Самопринятие — еще один важный этап в любой работе над собой, достигается посредством комплексных усилий, применяемых во всех предыдущих пунктах.

И самый главный вопрос, — каким образом героине удается прожить свои непереносимые, огромные, больные чувства, перечисленные ранее и связанные с отсутствием той желанности, в которой она так сильно нуждается?

Серия книг «Люди из шкафа» представляет из себя сборник сюрреалистических историй, которые как будто не связаны между собой. Через собственное проживание рассказов о чувствах читатель получает возможность практической работы над собой посредством известного в психотерапии метода под названием сказкотерапия. Однако, в противовес знакомым приемам сказкотерапии, направленным на смягчение переживаний ребенка, взрослому данная книга раскрывает внутренние страсти «во всей своей красе». Автор придерживается точки зрения о том, что для полного избавления от проблемы, решения ее в корне, — необходимо во всей силе проживать те чувства, которые ее провоцируют. Принцип здесь простой: научившись не обращать внимания на то, что раньше тобой управляло, — ты сам начинаешь управлять собой. Таким образом, ты можешь стать сильнее своих чувств.

Разумеется, необходимы методики проживания своей самой сильной боли. И здесь автор с успехом применяет философию Дзэн-буддизма: если о боли не думаешь, то ее и не чувствуешь (или значительно снижаешь силу ее воздействия на тебя).

Участник событий учится жить, не смотря на то, что у него рвет и мечет внутри: «Без успокоения и сна человек продолжает идти. Он живет, не смотря ни на что. Ни у кого и ни о чем не просит. А только лишь преодолевает самого себя. Сквозь тьму и дебри, по серым туманам неумолимо приближается к собственной свободе. Смерть стирает все радости, а он сквозь слезы видит счастье. Тоска истязает душу, а он рождает в ней тепло. Мгла застилает пеленой глаза, а он видит солнце. Горесть накрывает с головой, а он чувствует ступнями землю. Боль сжимает тисками грудь, а он толкает сердцем кровь». (Отрывок из третьей части под названием «Твоя реальность».) — В этом отрывке описано прохождение через сильнейшие переживания, ассоциированные с отсутствием всяческого стремления к героине любимого человека. Подробнее о преодолении чувств можно почитать здесь.

Автор учит читателя правильно обращаться со своими пагубными эмоциями, — «В них важно не проваливаться. Но и игнорировать их нельзя. Ощущения нужно видеть, но оставаться при этом «на плаву». А поможет в этом способность воспринимать остальную свою жизнь. Именно та часть жизни, которую ты в прошлом отвергал вне присутствия в ней самого главного, — поддержит в сложный для тебя период».

В заключении остается отметить, — когда героиня известного повествования сделала аспекты собственной жизни для себя важными, — ей удалось преодолеть свою пагубную зависимость. Она обнаружила, наконец, что желание перестало быть постоянным. Она научилась отказывать мужчине в сексе. И вместе с тем смогла спокойно воспринять и его ответный отказ (а как же без этого!). И, наконец, через четыре года постоянной работы над собой, описанной в 10 частях «Людей из шкафа», — освободилась от боли.

Ее путь — пример того, как можно решить проблему внутри себя, решить ее снаружи (она попутно выстраивала новые отношения с любимым человеком) и прийти в результате к полноценным и гармоничным отношениям.

Ссылка на книгу
© Наталья Москалева, 2019 г.
Источник https://psyfactor.org/lib/seksualnaja-zavisimost.htm
Предыдущая часть...
Tags: секс, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments