leftbot (leftbot) wrote in rabota_psy,
leftbot
leftbot
rabota_psy

Categories:

Менталитет нации

Под катом текст моего друга по ЖЖ-переписке. Одно время мы активно переговаривались в каментах. Потом как-то общение затихло.
Автор пишет интересно и самобытно. И, разумеется, никакого рерайта, начётничества, давай-давай на-гора по пять постов в день. Нет, от силы один пост в год. Но текст продуман, прочувствован. Можно соглашаться, можно не соглашаться. Спорных моментов много. Но вот подумать есть о чём.
Автор, Борис Борохов работает тренером в детской спортивной секции в Израиле. И в общем-то, смотреть на мир глазами воспитателя - это его фишка.


Палестинская проблема глазами воспитательницы детского сада
или «Как победить Питер Пена»?
Посвящается Марку Пинскому, ученому и другу.

«Средний возраст палестинца – 15.5 лет.»
http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/PALESTINA.html

У каждой - даже у временной победы есть своя вневременная цена.

От автора
У меня есть твердое убеждение, что люди должны заниматься своим делом – врач должен лечить, учитель должен учить, а министр безопасности должен эту безопасность обеспечивать.
«Кухарка» не должна лезть в управление государством, если главной проблемой государства не является «грамотно приготовленный обед на шесть миллионов персон». Но «кухарка» не может молчать, если люди вызвавшиеся решать любые народные проблемы, оказавшись перед проблемой «обеда», тратят её деньги на мероприятия, которые лишь подтверждают тезис - «обед приготовить невозможно».
Предисловие
Итак, противостояние Израиля терроризму в Газе - это вооружённое противостояние детям – детям, которые самозабвенно играют в войну.
И если «специалисты по войне» оказываются бессильны в решении хронического конфликта, то достаточно логично обратиться к «специалистам по детям».
Рассуждения на тему, «почему из всех возможных игр эти дети выбрали именинно «войну» » , или «кто и что способствует тому, чтобы «война» стала приоритетной игрой именно этих детей», неизбежно приведет к утомительным неконструктивным дебатам, которые однозначно уведут нас от главного – от вопроса как победить в этой войне – как прекратить хроническое кровопролитное противостояние.
Необходимо лишь оговориться, что все ниже приводимые «рецепты» актуальны лишь для тех, кто данную сложившуюся ситуацию действительно считает «войной» и тех, кто не считает «арабо-израильский конфликт» одной из иллюстраций «теории заговора».
Для начала необходимо понять, что армия Израиль имеет дело с армией питер пенов, для которых, "смерть - это ведь тоже приключение!". А увлеченно играющих в войну детей, убедить прекратить игру не возможно – добровольно, ребенок бросит свою игру только тогда, когда эта игра ему надоест.
Азартно играющий ребенок будет постоянно менять правило игры, договариваться и тут же нарушать договоры – ведь цель играющего ребенка это то, «чтобы игра не кончалась» - ведь «ложный договор» делает эту игру ещё интересней, а «окончательный договор» прекращает игру.
Играющий в войну ребенок готов победить любой ценой, потому что он себя видит исключительно героем - или живым героем или героем мертвым – разницы для него не существует. Так что, в данном случае вопрос формулируется так – «Как победить героя?»
И тем неимение, способы победить армию питер пенов существуют и этих способов я, как дипломированный специалист по дошкольному воспитанию и учитель боевых единоборств, вижу три.

Вариант первый («окончательный») – «Убить Питер Пена»

Самый дешёвый и действенный способ – тотальный геноцид. Методичное бескомпромиссное истребление населения или тотальное переселение населения в отдалённый регион, где население будет занято все свое свободное время борьбой за выживание ( тайга, пустыня, джунгли, вечная мерзлота и пр.) Этот наиболее простой способ решения проблемы имеет один существенный недостаток – ни одно «не тоталитарное правительство» не возьмёт на себя ответственность за такое решение. Для такого решения, нужен однозначный тиран – человек, который бы взял бы на себя всю тяжесть ответственности за такое «окончательное решение» вопроса. Человек, на которого можно будет в будущем свалить весь груз национальной вины, которая будет давить национальное сознание не одну сотню лет. И любой, даже самый небывалый, экономический подъем, который неизбежно станет следствием такой «окончательной победы», не будет восприниматься победителями не чем иным, как «памятником национального позора».
Этот вариант для Израиля не актуален и не только из-за памяти Холокоста, а из-за особенностей еврейского национального характера – невозможности слепо следовать какой бы то ни было доктрине исходящей от человека. Исконно еврейское отношение еврея к любой власти основывается на предпосылке «Человеку свойственно ошибаться».

Вариант второй («манипуляция»)– «Растление Питер Пена»

«Растление» - это попытка заставить ребенка преждевременно повзрослеть не для своей пользы – попытаться очаровать ребенка прелестями взрослой жизни, к которым он не готов.
Это означает - «завалить детскую площадку красивыми игрушками, которых детям будет очень жалко потерять». Среди этих игрушек будут и представительские автомобили, и евро-дворцы, и даже возможность выписать себе из-за границы длинноногих глянцевых красавиц.
В данной ситуации главная проблема не в дороговизне «игрушек», и не в том, что в предоставленной самой себе «песочнице» (в отсутствие жесткого контроля «воспитательницы») всегда найдется один «самый сильный карапуз», который постарается забрать себе максимальное количество «игрушек». Главной проблемой в этой ситуации, становиться ошибка - рассматривать этого «наиболее повзрослевшего карапуза», как «зрелого партнера по переговорам» о долгосрочном мире. Да, этот конкретный малыш, возможно со своими ближайшими друзьями (соратниками), в данный момент больше не играет в войну (конкретно ему уже есть чем заняться), но он совершенно не собирается мешать играть в войну всем остальным.
Этот, используемый Израилем, наивный колониальный сценарий, многократно обкатывался в различных регионах нашей планеты в разные времена и давал неплохой, но обязательно временный результат. «Победа» в данном случае – превращение «народно освободительной» войны в войну «гражданскую».
Почему это происходит - в данной ситуации, на передний план выходит «соревновательный аспект» – в детском коллективе каждый ребенок хочет быть обязательно «единственно главным» и потому «война внешняя» на время становиться «войной внутренней» – начинается дележка игрушек, в число которых, на передний план, входит «возможность покрасоваться перед телекамерами». Важно помнить что, в детской внутренней войне (так же как и во внешней) обладание «игрушками» («функциональная ценность игрушек») не является конечной целью, но количество «игрушек» определяет статус ребенка играющего в войну, а это дорого стоит.
Обращает на себя внимание характерное «детское отношение» к этим незаслуженным недетским «игрушкам», это отношение настолько не бережливое, что порою граничит с демонстративным вандализмом.
Почему такая «победа» обязательно будет временной?
(что обычно устраивает любое демократическое правительство, выбранное на короткий срок)
Потому что дальнейшие события развиваются по следующим сценариям:
1.Либо детский лидер – победитель гражданской войны, чтобы выйти из ситуации постоянной борьбы за власть, будет вынужден ценой потери источника «игрушек» переключить внимание своего народа со своей персоны - снова на «заклятого внешнего врага». Таким образом, внутренняя («гражданская») война за власть и опять становиться внешней («народно освободительной»).
2.Либо детский лидер - победитель гражданской войны, устав от постоянной внутренней войны за власть (повзрослев окончательно), прихватив с собой пару верных соратников и небольшой сундук денег, отправляется на «заслуженный покой» - в место, где его (какое-то время) не будут судить за «преступление перед собственным народом». А на его родине все начинается сначала.
Единственно, что может служить оправдания лояльного отношения народа Израиля к своему правительству при такой политике то, что не все «игрушки» покупаются на кровные Израильские деньги.

Третий вариант «воспитание» – «Создать условия, при которых, Питер Пену захочется повзрослеть»
«Воспитание» - это попытка заставить ребенка повзрослеть исключительно для его пользы – попытаться очаровать ребенка прелестями взрослой жизни, как плодами его самореализации.
1. «Девальвация значения существующей «игры в войну» как самореализации»
Оценка самореализации «игрока в войну», является:
* «реальная результативность» – количество раненых и убитых людей, величина нанесенного материального ущерба;
* «мнимая результативность» - освещение «реальной результативности» СМИ.
Успешность самореализации это всегда совокупность и реальной «результативности», и ее «значимости в глазах общественности». «Ощущение успешности своей деятельности» повышает самооценку и способствует желанию продолжить данную деятельность.
Ребенок судит об успешности своей деятельности ни сколько по реальным её результатам, так как шкала «объективной оценки его деятельности» у него еще не сложилась, а по оценке его деятельности окружающими. Чем большее количество людей оценивают – тем оценка в глазах ребенка выше и чем выше общественный ранг ценителей – тем лучше.
«Уровень праведного гнева» и «уровень всенародной скорби», так же, как и «уровень сожаления о невозможности ничего сделать» («тщетность усилий»), и «уровень остроты обсуждения (неосуществимых) решений проблемы» – все это такие же показатели успешности этой самореализации, как сам ущерб.
Талантливое журналистское освещение террористической деятельности создал романтический ореол, который обрел свою собственную ценность, как в глазах террористов, так и в глазах самой широкой общественности. Не случайно молодые люди, не имеющие никакого отношения к палестинцам, по всему миру начили носить палестинские платки в виде шарфов в знак «активной жизненной позиции», точно так же как дети по всему миру носят майки популярных футбольных клубов. Это является показателем того, что СМИ считают «игру в войну» не менее ценой, чем «игру в футбол» - максимально атрактивно освещают эту сферу деятельности, популяризируют ее «звезд», косвенно продвигает продажу тематических аксессуаров. В такой ситуации, вывод напрашивается сам – необходимо девальвировать «игру в войну», как вариант «взрослой самореализации». Как это сделать?
Прежде всего, невозможно девальвировать реальный результат «игры в войну» - людские и материальные потери.
Можно девальвировать лишь общественное значение террористической деятельности – освещать эту деятельность, как деятельность «социально больных людей»:
* искренне сожалеть, что, не смотря на все предпринятые конкретные меры по улучшению их жизни (создание больниц, школ, рабочих мест), случается еще проявление такого инфантильного поведения, как «терроризм» - «игра в войну»;
* декларировать надежду на то, что эти люди «играющие в войну» (террористы) смогут найти применение своим способностям в сферах общественной жизни, за успехи в которых им не будет стыдно.
Нельзя бравировать своей устойчивостью к террористическим актам («автобус оказался пустым» или «никто серьезно не пострадал» и пр.) – это разжигает «спортивный интерес» и автоматически провоцирует на новый теракт. Нельзя писать о проявлениях страха и паники, которые стали следствием «игры в войну» - можно писать лишь об удивлении и сожалении.
Деятельность СМИ должна быть такова, что, журналисты, которые специализируются в области написания статей о терроризме, должны делать акцент исключительно на той стороне террористической деятельности, которая, как правило, остается в тени:
* рассказывать о том, что террористы на самом деле живут в постоянном страхе за себя и своих близких;
* рассказывать об их материальной неустроенности, об их желании бытового благополучия, которое они хотят получить таким инфантильным способом;
* подавать их деятельность, как «акт отчаянья» людей, которым обществу не удалось помочь найти себя.
Подводя итог, террорист должен превратиться из образа «антигероя» в образ «неудачника» - человека, достойного лишь жалости и который, не зная и не умея жить, ищет своей смерти, попутно причиняя горе и страдание всем окружающим.
Тем не менее, нельзя, ни в коем случае, снимать с человека вину, за то, что из всех возможных родов деятельности он выбрал именно терроризм - больной виновен в своей болезни, если не желает обращаться к врачам, принимать лекарства и, тем самым, желает продлить свои страдания. Такого рода поведение является «требованием к себе внимания любой ценой» классическим проявлением эгоцентризма – состоянием характерным именно для ребенка.
Но не реагировать – «игнорировать» нежелательную деятельность ребенка нельзя. «Попустительство», то же расценивается ребенком как «положительная реакция», как так трактуется ребенок как «неуверенность взрослого в установленных им нормах поведения».
По этому, реагировать обязательно надо, но реагировать необходимо «по-взрослому».
Как выглядит зрелая «взрослая реакция» по отношению к «проявлениям возрастного несовершенства ребенка» - «поведенческому инфантилизму», одной из иллюстраций которого является «игра в войну»:
* четкая спокойная оценка поведения ребенка как «нежелательного» - определение данного поведения как «стыдного» и «незрелого»;
* четкая декларация требования прекратить проявления этого «нежелательного» поведения в будущем;
* конструктивный подход к решениям проблем, которые спровоцировали инфантильное поведение – давать варианты «правильных решений» проблем, которые были бы оптимальны в данном конкретном случае.
Конструктивно нужно не стесняясь декларировать, что право считаться «народом» и именоваться «государством», можно заслужить в глазах других государств лишь созидательной деятельностью. Так же как ребенок заслуживает право называться «взрослым» не из-за того, что он постоянно дергает взрослых людей и делает их жизнь невыносимой, а через уважение, которое ребенок заслуженно получает на основании того, что он может жить без посторонней помощи, так же как и все взрослые люди. Ребенок считается «ребенком» до тех пор, пока его физическое, духовное и материальное благополучие зависит от окружающих. Не хотелось бы идти дальше в этих аналогиях, но вынужден продолжить - «ребенок», который и в перспективе ВСЕГДА будет завесить от помощи окружающих, называется «инвалидом детства». А «инвалид детства» обречен на вечный патронаж со стороны «взрослых» - ситуацию одинаково мучительную и для «ребенка», и для «окружающих».
Если люди, проживающие в границах «палестинской автономии», претендует на звание «народа», «нации», «государства», и вместе с тем не осуждают террористическую деятельность своих представителей – «игру в войну», то это означает, что эти люди не понимают значение этих понятий. По этому, следует терпеливо объяснять, что от убийства чужих инженеров, врачей, учителей - свои специалисты не появятся, так же как от уничтожения чужих школ, больниц и детских садов, у себя дома не появятся места, куда можно приди лечиться, или привести своего ребенка, туда, где его научат жить «долго и счастливо». Терпеливо разъяснять, что созерцание чужой боли может отвлечь на время от собственной боли, но вылечить она не в состоянии.

2. Поднятие значения других альтернативных «игр» - успехи в спорте, науке, искусстве, в народном хозяйстве.
В данном случае мы рассматриваем примеры возможностей социально приемлемой самореализации наиболее активных «игроков в войну». То есть поговорим о том, как «охоту» превратить в «фотоохоту» - дать возможность охотнику, никого не убивая, полностью насладиться - своим азартом охотника, преодолениями трудностей и гордостью трофеев.
«Игра в спорт»
Поскольку «игра в войну» ближе всего к «игре в спорт», делать беседы с известными в мире тренерами о возможности спортивной самореализации палестинцев в различных видах спорта – подробно рассказывая о материальной стороне успешности на этом поприще. Беседовать с известными артистами цирка о карьере людей обдающих неординарными способностями в области шоу-бизнеса – неподдельно восхищаться палестинскими эквилибристами, которые карабкаются на разделительную стену, и рассказывать, как финансово ценились бы такие навыки на цирковой арене. Брать интервью у руководителей голливудских школ каскадеров на предмет оценки (высоких) шансов палестинцев зарабатывать деньги в такой сложной и экстремальной профессии.
Эти беседы не должны остаться исключительно в области идеального - должны создаваться спортивные общества, которые станут адресом, куда могут обращаться спортивные продюсеры с целью поиска спортивных талантов. Спортивные состязания должны проводиться четкой периодичностью с целью отбора в профессиональные команды.
Как пример, «метатели камней» могут пробовать свои силы в бейсболе ( цель -профессиональный контракт), в легкой атлетике - в метании копья. Любители «силового противостояния» - пробовать свои силы в боксе (с цель - профессиональный контракт) и борьбе (цель - получение контракта на участие в шоу-боях).
И, конечно же, необходим постоянный поиск, новых звезд футбола и баскетбола.
Искусство
Необходимо, как пример, проводить конкурсы граффити на разделительной стене со стороны территории Израиля на тему «Будущее Палестины» - пусть жури из известных художников, оценит художественные ценность рисунков и выдаст денежные призы – от минимального - «приза участника», до «гран-При» - победителю.
Стоит сделать конкурсы певческих и хореографических талантов перевести на «соревновательные рельсы» с аналогичными израильскими конкурсантами.
Проведение международных ярмарок-продаж палестинской самобытной (ручной) продукции. Организация демонстрации особенностей палестинской кухни – устраивать соревнования, дегустации с последующим обсуждением, которые необходимо выставлять в Ю-тубе и др. интернет каналах.
И пусть во всех конкурсах побеждают сильнейшие, но уважение должен получить КАЖДЫЙ участник.
Наука
Научные олимпиады школьников и студентов с денежными призами. Подробное освещение этих мероприятий израильскими СМИ,
Народное Хозяйство
Сельскохозяйственные выставки (продажи)– демонстрация успехов как в животноводстве, так и в других областях сельского хозяйства. СМИ должны подчеркивать «особый» самобытный подход и трудность «объективных условий» в которых были достигнуты результаты.
А может пойти еще дальше – открыть на постоянной основе Ближневосточный ВДНХ, и пусть каждый народ – государство нашего региона показывает уровень «молока и меда» за право обладать которыми, уже погибло столько людей…
Заключение
Я, конечно же, отдаю себе отчет в наивности и поверхностности предлагаемых «решений», но, к сожалению другого пути, нет, если конечно мы не хотим взвалить на плечи потомков груз не искупаемой вины за смерть своих и чужих детей.
«Любой учитель» и «любой фельдфебель» вам подтвердят - чтобы «детей» не тянуло на опасные шалости, они должны быть все время заняты – «от побудки до отбоя». А более эффективного занятия для ребенка, чем самореализация, ещё не придумали.
Ну не будем же мы, в самом деле, бомбардировать палестинцев наркотиками, или, воспользовавшись современными технологиями, транслировать им по всем каналам связи порнографию двадцать четыре часа в сутки?
Короче говоря, до тех пор, пока Гугл первым сопровождающим существительным словом к прилагательному слову «палестинский» будет выдавать слово «терроризм», а не «футболист», «актер», «ученый» - предпринятые общие усилия будут считаться недостаточными.
Человек умеющий стрелять – «солдат»; человек очень хорошо умеющий стрелять – «спортсмен»; человек умеющий стрелять как никто другой – «артист цирка». Самый гениальный «солдат» своим умением всего лишь сохраняет себе жизнь. Хороший «спортсмен» добивается известности. А самый обыкновенный «артист цирка» не подвергая свою жизнь ежеминутной опасности, всегда зарабатывает себе на достойную жизнь. Как вы думаете, много ли наших «непримиримых террористов» это понимают?
Понятно, что для того, чтобы воспитать любого ребенка, нужны деньги и еще раз деньги. Но для того, чтобы нейтрализовать результат невоспитанности даже соседского ребенка, нужны деньги, как правило, большие. Объясняю на примере – если мы не хотим каждый вечер менять разбитые лампочки в подъезде – необходимо заплатите за кружок стрельбы из лука для этого «хулигана». А если нет такого кружка, то его организовать, или перестать жаловаться!
Так что, в любом случае, господа, деньги придется вкладывать, но не в виде подачек – «актов доброй воли», а виде действительно залуженных гонораров.
А деятелям, которые продолжают искать простые и короткие волшебные пути, стоит напомнить, что человек не животное - человека, незаслуженная еда радует только в первый раз, а во все последующие разы - оскорбляет. А оскорблённый человек всегда найдет способ отомстить. И если не нам, то нашим детям обязательно! https://borisdo.livejournal.com/21377.html

Есть такое изречение: "Хочешь победить врага - воспитай его детей." Видимо, это автор и предлагает.
И вопрос залу. Нет плохих народов, а есть плохие люди у любых народов. Ну, хорошо, плохие люди - это те, у которых с эмпатией негусто. Допустим, что все народы хорошие. Но есть же такая вещь, как менталитет нации. Неписанные правила, которые передаются из поколение в поколение. Иногда замечательные, народная мудрость, так сказать. А иногда, мама-дорогая! Это вообще что? Ещё чуть-чуть и людоедство. И попробуй ты это тронь хоть словом, хоть взглядом. Не смей порицать народные традиции. Пока это касается только внутренних проблем: многожёнство, женское обрезание и тд. - это их дело. Но одно из качеств национальных менталитетов, особенно архаичных, - враждебность по отношению к другим народам. Благодаря шовинизму, который ой как близко подходит к патриотизму, мир стал таким какой он есть, и на каком-то языке говорят две трети мира, а на каком-то 200 человек.
Ну и что делать со своими несносными соседями, которые тебя ненавидят, потому что ты другой? Как изменить их дремучий менталитет нации? И стоит ли? И возможно ли?
Tags: автор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments