leftbot (leftbot) wrote in rabota_psy,
leftbot
leftbot
rabota_psy

Categories:

Письмо неандертальскому критику

Причёска, одежда и макияж — это произведения искусства. Разумеется, не каждая причёска, одежда и уж тем более макияж. Как, впрочем, и не каждая картина — это искусство. Вот на этих лугах и пасутся стада искусствоведов, но с ними мы бодаться не будем. Это не наша весовая категория. Затопчут.неандедертальцы
Просто надо уяснить себе, что причёска — это не просто кромсание волос, чтобы в глаза не лезли, и одежда не только, чтобы не холодно, а и для эстетического удовольствия. У макияжа вообще нет утилитарной составляющей (крем от загара не в счёт), только для эмоционального восприятия.
А теперь представьте себе некого критика неандертальца. Почему неандертальца? Крепкие ширококостные ребята. В анфас — квадрат полтора на полтора. Были искусными охотниками, знали огонь, хоронили соплеменников. Но никакой наскальной живописи. Никаких украшений. Археологи нашли якобы флейту на неандертальской стоянке, так и та оказалась охотничьим манком. Ну и где эти неандертальцы? Ах, да! В нас самих. Полтора, два, а в ком-то аж три с половиной % неандертальских генов.
И вот, допустим, такой неандертальский критик с 3,5% в генах приходит на художественную выставку, рассматривает картины и наполняется праведным гневом. Наконец, снимает со стены какой-то натюрморт, ставит картину на стул и кричит на весь зал:
— Граждане, послушайте меня. Дурят здесь нашего брата! И сестру тоже дурят. Вы думаете, что это фрукты: бананы, яблоки и ананасы, а это фальшивка, это всё не настоящее. Вот смотрите.
Плещет на картину стакан растворителя и размазывает тряпкой.
— Настоящее здесь серая тряпка на деревянной раме, а никакие не фрукты. Ананасов тут нет!
Ничего не напоминает? Да!? А как же пресловутое: «Отмойте эту красотку хозяйственным мылом от всего того, чем она покрашена, и получите белёсое нечто, блёклое ничто.» И нет ни малейшего понимания того, что визажист создаёт произведение искусства. Да, берёт заурядную невзрачную девочку и делает из неё суперкрасавицу. «Нет, не имеет право народ обманывать. Раз свезло ей родиться облезлой курицей. Пусть такой и будет. Правда, ничего кроме правды!»
Такое бывает, когда утилитаризм и прагматизм покидают пределы этики и заходят в кулуары эстетики «Ну и какая от этого польза?». И непременно найдётся ценитель, который станет вдалбливать прагматику про ценность эмоционального восприятия. Прагматик, он же неандертальский искусствовед, кивнёт в знак согласия, достанет из кармана куркулятор, нажмёт на кнопочки:
— Так. Эмоциональной ценности восприятие на три копейки, а расход ресурсов на три рубля.
— Извините, — взъярится ценитель. — Чья ценность эмоционального восприятие в три копейки?
— Моя. — Отвечает прагматик. — Нерентабельно.
Помню, в каких-то гостях все шумели, говорили и фоном о чём-то своём кудахтал телек. По нему шёл показ высокой моды. Девицы на подиуме вихлястой походкой ходили в чём-то несуразном. На голове подобие абажура с рюшечками, на теле шторы с портупеей, вместо парабеллума зонтик.
— Вот ты мне скажи, — начал злиться мой спутник, — в таком виде можно по улице ходить?
— Нет, нельзя. Это показ высокой моды. Это не для улицы.
— А для чего?
— Для идеи. Для направления мысли. И стилисты, чьё поприще кэжуал, учуют изюминку, подхватят и сделают для улицы.
— Идея штанов, юбок и рубашек несколько тысяч лет как найдена. Никаких других идей не нужно.
Ну я и замолчала. Я, что, воинственного прагматика переубеждать буду? Прагматизм сам по себе не плох. В нём много здравого смысла. А эстетов, бывает, так заносит, что их из их хрустальных грёз только консилиум психиатров вернуть может. И тем не менее, господа неандертальцы, завалили мамонта — радость-то какая! Так нарисуйте эту радость углём и охрой на стене своей пещеры. Спойте о своей победе и спляшите вокруг костра. Сделайте себе украшения из клыков саблезубого тигра. И костяная флейта нужна не только, чтобы выманить глупого оленя, но и создавать музыку. А то вы, такие сильные ребята, проиграете в битве за выживание хлипкому кроманьонцу. Он-то свой мозг искусством тренирует. Да, вот таким бесполезным искусством, нерациональным и нерентабельным.
Tags: автор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 142 comments