Артур Малинин (a_malinine) wrote in rabota_psy,
Артур Малинин
a_malinine
rabota_psy

Лирический герой и просто «я»

Перепост   из [info]bez_vody   Инна Серова



Иллюстрация Светланы Дорошевой

© С. Дорошева, 2009

Написать пост сподвигло такое наблюдение. Весьма многие люди полагают, что они пишут книги, пиша при этом… просто личные дневниковые записи, собственные наблюдения о том-сем, доверяя бумаге странички своей жизни. Каждый ли текст художествен? Где критерий литературы?

Компьютеризация записала всех в писатели. Каждый может воспользоваться вордом и создать некое произведение. Будет ли это книгой?
Напомню важнейший критерии художественности:
• неотождествление личности автора с лирическим «я» (первым лицом, от коего ведется рассказ в опусе);
• игра творческого вымысла;
• наличие некоего обобщения;
• проекция частного на общее.
То есть если у меня, Инны Серовой, сегодня утром убежало молоко, я подумала, к чему бы это, а вечером выяснилось, что ушел муж, и я подробно расписала свои метания, нравственные страдания, а заодно, как я провела день, это не есть рассказ! Это дневниковая запись. Я вольна ее издать, хоть за счет издателя (если таковой найдется), хоть за свой счет (что ближе к реалиям жизни). Но то, что я эту ситуацию записала, вовсе не делает меня писателем! Я — просто человек, умеющий связно рассказывать в ворде истории из своей жизни.
Что нужно, чтобы превратить мою житейскую историю в литературное произведение?
Во-первых, подумать, зачем миру может понадобиться эта история. Просто как один день из жизни Инны Серовой? Вряд ли. У каждого своя жизнь, зачем Маше Сидоровой эта информация, она Машу скорее раздражит, нежели заинтересует, у Маши свои проблемы. Самое расхожее: дать возможность Маше отождествиться с Инной, чтобы эмоционально прожить состояние той, вынести некие уроки, получить дивиденды, опыт проживания данной ситуации.
Стало быть, во-вторых, поменять «я» Инны Серовой на такое «я», под которым могла бы подписаться любая женщина; оттолкнувшись от своего опыта создать лирическую героиню. Кстати, для упрощения разотождествления себя с лирической героиней хорошо бы наделить ее внешностью, отличной от собственной, другими привычками, даже другим именем. И мыслит пусть не совсем по-моему, а чуть иначе. И любит — другое. Это вообще другая женщина, которая попала в ситуацию, сходную с той, которую я пережила нынче.
В-третьих, абстрагироваться от собственной ситуации и дать ее художественную интерпретацию: не нужно писать, как все было на самом деле; следует поразмыслить, домыслить ситуацию, выйти на обобщения, то, что в них не укладывается, отсечь.
В-четвертых, дать всему рассказу некую эмоциональную окраску, языковыми средствами выстроить настроенческий фон.
В-пятых, дать некое моралите; можно одной фразой, можно завуалированно; можно даже в названии (типа «Не унывай, сестра»). Может быть, придумать некий телефонный разговор (которого реально не было), какую-то иную подсказку внешнего мира, которая позволила героине сделать некий важный для себя (и читательниц) вывод.
В-шестых, прочитать то, что получилось, и беспощадно вымарать все, что мило сердцу как факт биографии, но лишнее для понимания художественной концепции рассказа.
В-седьмых, перечитать еще раз и вписать то, что сделает основную идею ярче.
Главное: постоянно помнить, зачем и для кого ты пишешь. Отчаянные саги о собственной жизни — письма мимо читателей, в пустоту.

P.S. В оригинальном посте есть хорошие коментарии .
Tags: автор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments