m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Примечания к Главе 2

© Ross W. Greene PhD, The Explosive Child, 1998
© О.В. Бермант-Полякова PhD, авторизованный перевод и примечания, 2010

Примечания к Главе 2, окончание


Напоминаю, вы читаете и смотрите рисунки детей, которые ходят в обычные школы, просто НЕ ХОТЯТ в неё ходить до такой степени, что их ведут к психологу. Все иллюстрации из частной практики, где родители – преуспевающий средний класс. Все дети – дошкольники или младшие школьники из полных семей, где оба родителя с высшим образованием, как и бабушки и дедушки, и никто и никогда в семье не стационировался в психиатрическую больницу. НОРМА. Всех детей осматривал и невролог, и психиатр и нашёл развитие соответствующим возрасту, ведь они умеют прыгать и бегать, правильно отвечают на вопросы, знают буквы и цифры, делают всё, что написано в таблицах по психическому развитию. Именно здесь отчётливо видно, где заканчиваются возможности медицины и начинаются возможности психологии. Все иллюстрации с разрешением от родителей на публикацию.

Как получилось, что мозг ребёнка не полностью развился в той или иной области? Наука собрала убедительные свидетельства, что нарушения в прелобных и лобных областях мозга и других мозговых структур, связанных с этими областями, могут вносить вклад в ухудшение «исполнительных» мыслительных навыков, часто замечаемые в детях с СДВГ.

«Двигательные персеверации», по А.Л. Венгеру, функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга по А.В. Семенович, то, что в книге Грина называется «нарушения в прелобных и лобных областях мозга» и ответственно за «застревающую» натуру ребёнка, и функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга, то что в книге Грина называется «нарушения других мозговых структур, связанных с этими областями» и ответственно за неспособность переносить ситуации фрустрации и эмоциональную незрелость, в рисунке человека могут выглядеть так:

Пример на двигательные персеверации

В рисунке нет линии подбородка, окружность головы разомкнута снизу. Бывают варианты, когда разомкнута сверху или разрыв в области левого уха, - всё это свидетельства органических нарушений. Первсеверации (многократно повторяющиеся линии в рисунке) это моторный, двигательный аналог что в тесте Роршаха мы кодировали как PSV, тугоподвижность внимания и ригидность мышления.

Посмотреть крупным планом.

Пример на двигательные персеверации

В рисунке подписаны на иврите слова, притом каждое слово обведено в овал, первое слово «принцесса», второе «красивая», потом «красивейшая», «очень красивая», внизу в большом овале «день рождения принцесса очень грустная». Украшения на юбке, цветы, и слова, подписанные сбоку рисунка – примеры «застревания», повторения, или терминологически правильно, персевераций. В тесте Бендер, копируя ряд из 12 точек, девочка продолжает ставить точки, пока не доходит до края листа. Это двигательная персеверация, в Роршах-тесте мы кодировали знаком PSV тугоподвижность внимания и ригидность мышления. Судя по содержанию текста в подписи, она тоже имеет место.
Сама фигура, как легко заметить, выполняет критерий на стволовые нарушения, в рисунке есть признак «отклонение фигуры по вертикали», наблюдаются две пары рук, одни из точки плеча, другие (ладони) из талии. На рисунке крупным планом видны «промахи, при которых линии не попадают в одну точку». Жалобы на приёме – у девочки нет подружек в классе.

Ещё примеры на сочетанные стволовые-лобные нарушения, нарушения схемы тела: к голове пририсовано платье, а к платью – руки и ноги и всё украшено многочисленными однотипными деталями,

Пример

Посмотреть крупным планом.
Обращайте внимание на нереалистичную прозрачность рукавов платья, в тесте Роршаха мы отмечали оценкой FABCOM2 случаи нереалистичной прозрачности в кляксах, обычно это звучит как «Это шкура лисы, вот голова, вот позвоночник, вот хвост». В реальности позвоночник скрыт под кожей, мы видим мех лисы, а не её хребет. Сами руки обозначены двойной линией, что соответствует возрастной норме.

Пример

Здесь любопытная попытка работать цветом. Лобные доли мозга ответственны, как мы знаем, за планирование деятельности и её произвольную регуляцию, то есть управление своими действиями. Соединяющее звено между головой и телом, миром идей и миром поступков – это шея. Искажённая шея в рисунке – индикатор проблем с самоконтролем.
Здесь в рисунке руки, двойная линия, соотвественно возрастной норме, идут сразу из головы, минуя шею. Плечи раскрашены коричневым, как руки, а тело сиреневым, - попытка придать смысловое единство плечевому поясу. Нарушения схемы тела, автор рисунка не может нарисовать руки выходящими из точки плеча, хотя изображён И локтевой, И плечевой суставы.
Посмотреть крупным планом.
Жалобы на упрямство, консультация по направлению педиатра, у ребёнка трёхдневные запоры, врач подозревает психологическую причину соматической проблемы. Стволовые проблемы легко определить, если мысленно провести ось симметрии по центру нижней части фигуры, между ног, и верхней части фигуры, где голова и грудь, вы увидите смещение оси, она словно двоится. Двигательные персеверации не так заметны в итоговом рисунке, в процессе рисования было видно, как волосам добавили длины, линии талии добавили двойную, линии низа юбки добавили украшение, все горизонтали де-факто удвоены, и сделано это было под конец рисования.

Теперь давайте взглянем, как рисует себя ребёнок, когда он в бешенстве «рассыпается», вот пример, первый рисунок мальчика, второй рисунок девочки:

Пример «рассыпанного» Я

Двигательные персеверации, однотипные элементы это свидетельство «застревания», распад целостного образа тела в Роршах-тесте понималось как утрата способности воспринимать контуры объектов, vague в восприятии, аморфность в мышлении
Посмотреть крупным планом.
Рисунок сделан в ситуации протеста, в ответ на просьбу психолога ребёнок вышел в соседнее помещение и начал стереотипно бегать по кругу, психолог настаивал на возвращении в приёмную, ребёнок сел и нарисовал то, что вы видите. Зубастое солнце и зубастый герой, по-видимому, репрезентация конфликтной атмосферы встречи.

Пример «рассыпанного» Я

Обращайте внимание на ноги, «подставленные» к платью, и солнце, которое светит снизу, из платья, притом удвоенное солнце. Это то, что в Роршах-тесте мы кодировали как FABCOM, объекты (платье, солнце) существуют в реальности, нереалистично соотношение между ними. Линия, которая обводит девочку, заключает вовнутрь хаос деталей, которым перегружен рисунок. Зачернение в области шеи, разглядывайте в рисунке крупным планом, двигательная персеверация, ручка словно «отпиливала» голову от тела. Рисунок сделан на сессии, психолог обратилась к ребёнку с просьбой, которая вызвала недовольство и, вместо того, чтобы эмпатически спросить «Тебе не хочется за это браться?» стала настаивать. Поскольку рисовать во время сессии можно когда угодно, девочка взялась за ручку и бумагу, изобразила картинку, которую вы видите, и молча сунула в руки психологу. Её папа, когда забирал с занятия, распознал знакомый ему сюжет «Мне насрать на тебя», психолог не догадалась, что нарисовано «Фе», она благодарила за сердечки :)
В этом рисунке интересны ещё кисти рук и стопы, нарисованные в виде цветков, притом ноги показаны двойной линией, возрастная норма, а вот руки только намечены палочками и заметна неспособность попасть в точку плеча ни в левой, ни в правой части рисунка.

Дети-дошкольники со стволовыми нарушениями часто изображают себя в виде цветка, у меня есть в коллекции работ такой вот рисунок, этого ребёнка я видела в связи с разводом его родителей и ночными кошмарами мальчика:

До начала работы с психологом

Не поленитесь кликнуть и рассмотреть крупным планом, там те же летающие создания, что в небе, летают в голове,

А это рисунок после работы с психологом. Родители по-прежнему поджигают двери квартир и машины друг другу, ребёнок по-прежнему в свои пять лет вынужден давать показания в уголовной полиции, образ Я по-прежнему соответствует картине стволовых нарушений, это тело-цветок, а вот кошмаров у него уже нет.

Посмотреть рисунок крупным планом.

Непослушание и эмоциональные трудности детей с функциональным дефицитом тех или иных мозговых структур вообще часто «списывают» на трудности адаптации в связи с переездом, разлукой с мамой, разводом родителей, переходом в новую школу и другими кризисными ситуациями. Однако кризис только видоизменяет детали картины, структурно она остаётся прежней.

Давайте я вам покажу ребёнка, у которого не работает как следует правое полушарие мозга, и он «живёт» левым полушарием, то есть формами, схемами, символами. «Не работает» осознание тела, и оно изображается в виде квадратов и треугольников, смотрите

Диспропорции в правой и левой части фигуры заметили? Трудности в попадании линии в нужную точку видите? Проведите мысленно вертикальную ось через голову-шею и через нижнюю часть тела, излом по линии оси видите? Это свидетельства стволовых нарушений, с ними нужно работать, «не починив» основу, не получится двинуться дальше

Крупный план

Вот заодно вам картиночка, пример из работы с психологом.

Ребёнок тоже «живёт» левым полушарием, туловище квадрат, ноги треугольники, изображение формализовано, стволовые нарушения, а именно нарушения вертикальной оси тела и оси голова-шея и асимметрия лица заметны невооружённым глазом. Ребёнок рисует ручкой, психолог предлагает выбрать цветной карандаш и «показывает» как надо штриховать, пока ребёнок выполняет задание и заштриховывает фигуру цветом внутри, психолог дорисовывает задний план – кулисы, сцену. Спонтанно ребёнок берёт чёрный карандаш и пририсовывает микрофон, затем жёлтым обводит микрофон и самостоятельно закрашивает жёлтым волосы.

Задумка психолога нарисовать выступление на сцене это попытка получить доступ к влечению hy, пение или говорение в микрофон это доступ к влечению m, понятно, что работа психолога пойдёт ЗА ребёнком, в направлении m.

Посмотреть рисунок крупным планом.

А вот ребёнок, чьи родители ведут громкий бракоразводный процесс, о котором пишут газеты, он тоже левополушарный, много думает о происходящем и изображает голову символически, «ушки на макушке».

Ребёнок аудиал по ведущему каналу восприятия информации, как легко догадаться. Стрессовое состояние в разводной ситуации заметно по деталям: один глаз пустой, без зрачка, густая опушка ресниц свидетельствует о настороженности и сверхбдительности ребёнка, - после занятий с психологом это, вероятнее всего, изменится. А вот то, что одна половина рисунка «толще» другой, это нарушение не зависит от кризисной разводной ситуации, - симметрия появится, когда сгладится функциональный дефицит правого полушария, которое пока не работает как следует.

Крупный план

Вот рисунок ребёнка, у которого не работает как следует левое полушарие, и он «живёт» правым. Такие рисунки легко узнать по контаминациям – CONTAM помните, была такая оценочка в Роршах-тесте? Контаминация это соединение несоединимого, так появляются такие изображения человека, пример


Крупный план

И вот ещё вариант для такого же нарушения


Крупный план

Ребёнок, чьи родители ведут бракоразводный процесс третьей категории враждебности, с вмешательством полиции и социальных служб, после выходного дня, проведённого у одного из родителей, где по требованию родителя 1 записывали на видео сюжет, где ребёнок говорит на камеру, что он не любит родителя 2 и не хочет возвращаться к родителю 2, с намерением предъявить сюжет как доказательство в суде, спустя неделю после инцидента, на консультации у психолога, родитель 2 обратился по поводу отсутствия аппетита у ребёнка,



Пишу, и до сих пор трудно комментировать. В рисунке нет рта, - увидели?

Горе, затопившее ребёнка с головой, увидели? Родители, надумавшие разводиться, не сводите детей с ума, пожалуйста. Ребёнку удалось помочь, но это было непросто.

Рисунок крупным планом.

Tags: ребёнок-россыпь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments