m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Примечания к Главе 2

© Ross W. Greene PhD, The Explosive Child, 1998
© О.В. Бермант-Полякова PhD, авторизованный перевод и примечания, 2010

Примечания к Главе 2, продолжение



Психодиагностическое обследование можно делать раз в полгода-год, таковы рекомендации для ретестирования. Положа руку на сердце, к рекомендованному перерыву нужно добавить ещё время, ведь несколько встреч с ребёнком, обработка протоколов и написание заключения занимают у коллеги-психолога месяц-полтора, то есть оперативным инструментом диагностики стандартную батарею тестов язык не повернётся назвать. А принимать решения (помните, принцип единства диагностики и коррекции?) в практической работе надо каждые два-три занятия. Есть подвижки или нет? В том ли направлении продвигаемся? Что улучшилось и насколько?

Поэтому давайте согласимся, что тест Векслера это прекрасно, Роршах это замечательно, ТАТ (CAT) великолепно, а тест Розенцвейга это здорово, однако детям задания взрослых неинтересны, каждые две недели делать эти тесты с ними нереально, а значит, для диагностической работы у нас остаётся любимое детское занятие – рисование. Вот о рисунке человека, рисунке дерева, рисунке дома и рисунке семьи мы и будем говорить на уровне детализированного мышления :) когда будем обсуждать в работу психолога-практика с ребёнком-россыпью. Надеюсь, что за десять глав Примечаний смотреть рисунки настолько вам надоест, что в последней вы с удовольствием вновь прочитаете о Роршахе.

Итак, рисуночные тесты, начнём с рисунка человека. Как известно, все дети проходят один и тот же путь моторного развития, в том числе и в овладении графическими навыками. От стадии каракулей (возраст 2-4 года, четыре уровня, от неконтролируемого движения карандаша по листу бумаги (disordered scribble), к длинным линиям, когда ребёнок повторяет одни и те же движения, осознаёт, что они видимы окружающим и получает удовольствие (longitudinal scribble) , рисует круги (circular), и затем начинает рассказывать истории о том, что он намалевал на листе (naming), так совершается переход от стадии думания-движением (kinesthetic thinking in terms of motion) к стадии думания-образами (imaginative thinking in terms of pictures)), развитие переходит к стадии до-схематического рисунка (возраст 4-6 лет, рисунок отражает идею схемы тела, которая совершенствуется и детализируется. Использование цвета в соответствии с переживаниями, а не логично), от неё к стадии схематического рисунка, которая длится от 7 до 9 лет (её наступление легко определить по появлению в рисунке пространства, того что выше и ниже, то есть линии неба и линии земли. Цвет соответствует природным краскам, преувеличения размера объектов, когда человек выше дома, члены семьи выше или ниже реального отражают отношение автора рисунка к тому, кого он изображает. Сильные чувства причиной изображения фигур перпендикулярно к линии основания, кверх ногами или одновременно видимыми и изнутри, и снаружи, - отношение к изображению ещё некритично), следующая стадия совпадает с возрастным кризисом, когда для ребёнка референтной группой становятся сверстники своего пола, он становится предельно самокритичным, и Лоунфельд называет её «рассвет реализма» (9-11 лет). Ребёнок пытается нарисовать реалистично, не в смысле фотографичности, а в смысле различий в образе мальчиков, мужчин, девочек и женщин в деталях одежды. На этой стадии в рисунках появляется перспектива. Осознание своей неумелости лишает процесс рисования спонтанности, которая была присуща ему на предыдущих стадиях. Псевдореалистическая стадия (от 11 до 13) это скачкообразное изменение. До неё ребёнку было интересно и важно рисование как процесс, теперь ему в рисовании важен результат. На этом этапе вы увидите рисунки, где источником вдохновения послужило увиденное во внешнем мире (visual art), и рисунки, вдохновителем которых стали внутренние переживания ребёнка (nonvisual art). Художник первого типа остаётся зрителем спектакля, происходящего на сцене, и в переживании дистанцированы от своего творения, художник второго типа воссоздают в творении себя и в переживании слиты с ним. Различие проявляется прежде всего в работе с цветом: первые изучают, как изменяется цвет и свет под влиянием внешних условий, вторые считают, что палитра отражает внутреннее эмоциональное состояние. (Оригинал CREATIVE AND MENTAL GROWTH, Viktor Lowenfeld, Macmillan Co., New York, 1947)

Как получилось, что мозг ребёнка не полностью развился в той или иной области? Наука собрала убедительные свидетельства, что нарушения в прелобных и лобных областях мозга и других мозговых структур, связанных с этими областями, могут вносить вклад в ухудшение «исполнительных» мыслительных навыков, часто замечаемые в детях с СДВГ.

Грин пишет о том, что ребёнок остаётся «ужасным двухлеткой» в эмоциональном плане, и тому есть нейропсихологические причины. Ответ на вопрос «Кто виноват?» даёт нейропсихология, Грин называет несколько фактов, открытых этой наукой, не вдаваясь в подробности. Подробности звучали бы так:

Синдромы несформированности:
Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.
Функциональная несформированность левой височной доли.
Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).
Функциональная несформированность правого полушария.

Синдромы дефицитарности:
Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга.
Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.
Атипия психического развития.

Желающим ознакомиться с темой на научно-популярном уровне рекомендую книгу Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

Психологам лучше читать её же Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М: ТЦ Сфера, 2003. 288 с.

Желающих углубиться в нейропсихологическую тему адресую к книге Анны Владимировны Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза». Это наша современница, она занимается темами функциональная асимметрия мозга, подкорково-корковое и межполушарное взаимодействие; формирование интегративной работы мозга в онтогенезе. Проблема левшества. Нейропсихосоматические интеграции человека, их формирование в онтогенезе. Нейропсихологическая диагностика, прогнозирование, профилактика, коррекция и абилитация процессов развития.

Мы с вами не поленимся и выпишем из неё нормы, чтобы были под рукой, в скобках пояснения трудных слов, терминов.

Цитируем по книге:
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.

Со стр. 6-7
Как известно, развитие психических функций и отдельных их составляющих (факторов) протекает по законам гетерохронии и асинхронии (сначала одно, потом другое, недружно). В этой связи в настоящем описании предлагается краткий обзор возрастной динамики («коэффициентов развития») наиболее важных психологических факторов. Опора на этот материал поможет исследователю оценить состояние того или иного функционального звена не вообще, а в соответствии с возрастными нормативами, которые были получены в ходе нейропсихологического обследования хорошо успевающих учеников массовых школ и дошкольных учреждений: обследовались дети от 4 до 12 лет.
При исследовании двигательных функций было установлено, что различные виды кинестетического праксиса (праксис – это действия) полностью доступны детям уже в 4 —5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам).
Тактильные функции (то, что на ощупь) достигают своей зрелости к 4 — 5 годам, в то время как соматогностические — к 6 (осознание схемы тела, Лоуэнфельд говорит о том же). Различные виды предметного зрительного гнозиса (познания) перестают вызывать затруднения у ребенка к 4 —5 годам; здесь необходимо подчеркнуть, что возникающее иногда замешательство связано не с первичным дефицитом зрительного восприятия, а с медленным подбором слов (ага, и в тесте Векслера мы видим это как разницу между «этажами» невербального и вербального интеллектов). Это обстоятельство может обнаружить себя и в других пробах, поэтому крайне важно разделять эти две причины. До 6 — 7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин (субтест в тесте Векслера, последовательность картинок).
В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6 — 7 лет), (это про выше-ниже, слева-справа, по Лоуэнфельду это появление линии неба и земли в рисунке), в то время как метрические представления (это про то, сколько, понятие числа, больше или меньше, одинаковое количество) и стратегия оптико-конструктивной деятельности (это кубики Кооса и составление фигур) — к 8 и 9 годам соответственно.
Объем как зрительной, так и слухоречевой памяти (т.е. удержание всех шести эталонных слов или фигур после трех предъявлений) достаточен у детей уже в 5 лет (вот вам и ответ на вопрос, сколько фигур в тесте Бендер и сколько цифр на слух «нормально» запоминать); к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов (это значит, через двадцать минут-полчаса ребёнка просят назвать то, что заучивали вначале встречи) вне зависимости от ее модальности (то есть неважно, зрительно предъявляли или говорили на слух). Однако лишь к 7—8 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности (способен извлекать из памяти то, что нужно именно сейчас).
До этого возраста в зрительной памяти ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (т. е. демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок. То же в слухоречевой памяти: вплоть до 7-летнего возраста даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, т.е. замен эталонов словами, близкими по звучанию или значению.
Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка: фонематический слух (7 лет), ( это умение различать на слух б-п, в-ф, з-с), квазипространственные вербальные синтезы (Петя побил Колю. Кто драчун? И другие примеры на предлоги и падежные соотношения слов) и программирование самостоятельного речевого высказывания (8 — 9 лет). Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинение и т.п. (да, да, да, а в школе требуется это делать с шести-семи лет, вот и получается неспособность овладеть письмом – дисграфия, неспособность овладеть чтением – дислексия, неспособность овладеть счётом – дискалькулия и другие «нарушения обучаемости»).
Ответ на вопрос «Что делать?» тоже давно дан, - возвращаться к стадии, предшествующей нарушению, и проходить её заново, той же А.В. Семенович. Добавить тут можно только разработки Бориса Алексеевича Архипова и Елены Владимировны Максимовой, по теме «Нарушения восприятия «себя», как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей».

Ответ на вопрос «Как это отражается в рисунке человека?» тоже известен, я уже цитировала Атлас А.Л.Венгера, где на с. 24-25 читаем: «Нарушение обучаемости, органическое поражение мозга.
Нарушение обучаемости (задержка психического развития) – значительно более лёгкое, но и намного более распространённое отклонение, чем умственная отсталость. Его основной признак – это локальные нарушения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций. В отличие от умственно отсталого, ребёнок с нарушением обучаемости способен овладеть программой массовой школы, но нуждается для этого в специально организованной коррекционной работе.
Причиной нарушений обучаемости (задержки психического развития) обычно служат органические поражения мозга. Для них характерно не столько снижение общего уровня изобразительной деятельности (хотя оно тоже часто имеет место), сколько специфические нарушения. К ним относятся:
Грубая асимметриия рисунка,
Сильное смещение его вправо или влево от центра листа,
Неудачное расположение, при котором рисунок не помещается на листе,
Отклонение рисунка от вертикали,
Особо сильное искажение формы и пропорций,
Промахи, при которых линии не попадают в нужную точку,
Двигательные персеверации,
Распад целостного образа».

Давайте я вам покажу «блондинку» и «брюнетку» в этой теме, чтобы вы могли ВИДЕТЬ нарушения обучаемости, проходя на уроке рисования между рядами парт, СРАЗУ выявляя из десятков детей с нарушениями обучаемости, и среди них – детей, который «рассыпаются» со вспышками гнева, "застревающих", "лобных" - о них пишет в своей книге Грин. Все рисунки, которые мы будем смотреть, принадлежат младшим школьникам, детям в возрасте 6,7 и 8 лет, первоклассникам и второклассникам. По Лоуенфельду, в рисунках этой стадии НЕТ внешней детализации различий по возрасту и полу, НЕТ перспективы, рисование спонтанно и приносит удовольствие, - собственно, в рисунках это так и есть, с художественной точки зрения это досхематические и схематические рисунки.

Хотя на стадиях досхематического и схематического рисунка у детей нет критики к результату своей работы, вам встретятся и дети, которые видят, что «плохо получается», например вот здесь комментарий девочки: «Руки слишком большие», критичность мышления,
Пример


или рационализируют диспропорциональное изображение, например, девочка рисовала себя в новом балетном купальнике, раскрасила, посмотрела на результат работы, сказала «ноги большие потому что это мама», подумала и провела по линии талии синим фломастером линию, и закрасила синим всё вокруг: «Это мама плавает в море»
Пример


или отказываются рисовать, - свидетельство избегания изобразительной деятельности. Это дети, у которых в структуре нарушения есть расстройство hand-eye coordination, координации глаз-рука. Они откликаются на просьбу нарисовать что-либо неохотно, потому что визуально-моторная координация у них слаба и они избегают её практиковать. И подавляющее большинство таких детей – мальчики. Поскольку рисунки нужны нам для точной, быстрой и эффективной коррекционной работы, - за несколько месяцев можно добиться значительного успеха, коррекцию с "избегающими рисовать" начнём с упражнения, известного как «лежачие восьмёрки», как это делать, подробно рассказано в соответствующем разделе Примечаний.

Органические поражения мозга в рисунке человека проявляют себя так:

«Грубая асимметрия», «Особо сильное искажение формы и пропорций» по А.Л. Венгеру, нарушение восприятия Себя по Б.А. Архипову и Е.В. Максимовой, функциональная дефицитарность стволовых образований мозга по А.В. Семенович
Пример

Это кисти-клешни, одна "из пояса", другая из плеча, а ноги не дифференцированы, и этот ребёнок учится в обычном первом классе, жалобы на слабый нажим при письме, плаксивость и безынициативность. Родители вовремя обратились за помощью. Хорошая дружелюбная девочка, тихоня, потому что гиподинамична с рождения. На голове у героини корона, любит принцесс Диснея, школу не любит, кто бы удивлялся, - она не готова в ней учиться. Посмотреть рисунок крупным планом.
Здесь же пример, на уровне плеч, иллюстрация на признак «промахи, при которых линии не попадают в нужную точку».

Пример

Проведите ось симметрии через центр тела, центр шеи и центр головы, вы увидите смещение оси вправо. Пальцев на руках и ногах по три, - и этот ребёнок прекрасно считает до двадцати, и легко пересчитывает пальцы на своих руках в вашем присутствии, - однако образ тела, познание тела=соматогнозис, отражение которого мы наблюдаем в рисунке, показывает, что картина не настолько радужна. Внимательно смотрите на "крылья", они не случайно отмечены тем же цветом, что и платье, ибо это "у неё как бы руки и ноги на спине", у героини рисунка. Получается, в бессознательном представлении представление о руке и ноге двоится, оно "переднее" и "заднее" одновременное. Эта девочка, когда играла со мной в катание мяча по полу, не могла перекрестить руки между собой и схватить мяч, она направляла либо обе руки вправо, либо обе руки влево, синхронно, - то есть была неврологически незрелой. Невролог обследовал, написал в заключении "развитие по возрасту". Посмотреть крупным планом .
Жалобы на ребёнка - скандалы из-за сбора портфеля в школу, забывает класть тетради или пенал, в дневнике через день замечания учительницы о том, что явилась в школу без принадлежностей.

«Распад целостного образа» по А.Л. Венгеру, нарушение восприятия Себя по Б.А. Архипову и Е.В. Максимовой, функциональная дефицитарность стволовых образований мозга по А.В. Семенович

Пример

Это пациентка с аутистическиподобным синдромом. Ребёнок мог по полчаса сидеть "пялиться" в никуда, дома очень любил открыть кран, лить воду и смотреть как она льётся. Пришли по направлению от психиатра, исключить психоз детского возраста. Красивая работа, нам в последующих главах ещё доведётся видеть рисунки, как они изменились, когда мамину депрессию убрали и она стала делать то, что пока не делает слабое Эго ребёнка. Красная линия – это ретивая мама пририсовывает, показывает ребёнку, что он «неправильно» нарисовал. Ось симметрии, вертикаль тела и вертикаль голова-шея не совпадают, ног нет, целостный образ распадается. Посмотреть крупным планом.

Психологу лучше хвалить за любой рисунок, что ему дарит ребёнок. Передавая вам рисунок, ребёнок словно дарит вам себя, доверчиво, искренне и по поле душевного порыва, цените эти мгновения.

Пример

Это тоже распад целостного образа, сначала голова и руки, ни тела ни ног не рисовал мальчик, притом у него была привычка складывать лист пополам, работать только с половиной пространства, так сказать. На второй половине вы видите его же рисунок спустя две недели, - линии рук и ног уже двойные, однако лист по-прежнему сложен, и фигура не по центру пространства, а смещена влево, выполняет признак "смещение вправо или влево от центра листа". Пальцев не пять, - хотя школьник учится во втором классе и по математике успевает на "хорошо", и нет левого плеча, рука примыкает сразу к центру тела, увидели? как и попытку исправить "вырванное плечо" линией, которая соединяет тело и голову, игнорируя шею слева. Посмотреть крупным планом.

«Отклонение рисунка от вертикали» по А.Л. Венгеру, нарушение восприятия Себя по Б.А. Архипову и Е.В. Максимовой, функциональная дефицитарность стволовых образований мозга по А.В. Семенович

Пример

Проведите мысленно ось симметрии через голову-шею-грудь и от талии до линии земли, видите отклонение? Вот на столько же градусов ротировала (поворачивала) фигуры теста Бендер, когда перерисовывала их с карточки на лист эта аккуратистка. У неё были пристрастия к одежде одного цвета, Грин упоминает об этом признаке в своей главе. Такое "фанатичное" предпочтение одного вида еды, или одного цвета в одежде, или одной и той же модели одежды - "визитная карточка" стволовых детей. Создаётся впечатление, что одежда для них часть Я, как родная кожа, и за право её носить они готовы сражаться насмерть. Рекомендация  тут простая, сразу закупать пять-десять комплектов любимой одежды, не спорить. Посмотреть крупным планом.

(продолжение в следующем посте)
Tags: ребёнок-россыпь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments