m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Предисловие

РЕБЁНОК-РОССЫПЬ

Предисловие к примечаниям (продолжение, начало в предыдущем посте)



«Рисунок человека», раз уж заговорили об этой методике, придумана в 1920-х годах учительницей из американской глубинки, Флорой Гудинаф, которая работала с умственно отсталыми детьми. Системы детских садов в ту пору не существовало, телевидения и интернета тоже. В начальную школу дети шли с 8 лет. Вот их Гудинаф и наблюдала. Для оценки интеллекта пользовались шкалой Бине-Симона (1911 года). Нормы сто лет назад были такими:

В 3 года ребёнок должен уметь
1) Показать свои глаза, нос, рот,
2) Повторить предложение длиной до шести слогов
3) Повторить по памяти два числа
4) Назвать нарисованные предметы
5) Назвать свою фамилию

В 4 года ребёнок должен уметь
1) Назвать свой пол
2) Назвать несколько показываемых предметов
3) Повторить ряд из трёх однозачных чисел
4) Сравнить длину показанных линий (3 задачи)

В 5 лет ребёнок должен уметь
1) Сравнить попарно тяжести (3-12, 15-6, 3-12 грамм)
2) Срисовать квадрат
3) Повторить слово из трёх слогов
4) Решить головоломку
5) Сосчитать четыре предмета

В 6 лет ребёнок должен уметь
1) Определить время дня
2) Назвать назначение нескольких предметов домашнего обихода
3) Срисовать ромб
4) Сосчитать тридцать предметов
5) Сравнить с эстетической точки зрения два лица (три задания)

В 7 лет ребёнок должен уметь
1) Различить правую и левую стороны
2) Описать картинку
3) Выполнить несколько поручений
4) Назвать общую стоимость нескольких монет
5) Показать четыре основных цвета

В 8 лет ребёнок должен уметь
1) Сравнить два объекта по памяти и установить сходство между ними
2) Обратный счёт от 20 к 1
3) Обнаружить пропуски в изображениях людей (4 задачи)
4) Назвать день, число, месяц, год
5) Повторить ряд из пяти однозначных чисел

В 9 лет ребёнок должен уметь
1) Назвать все месяцы
2) Назвать стоимость всех монет
3) Составить их предложенных трёх слов две фразы
4) Ответить на три лёгких вопроса
5) Ответить на пять более трудных вопросов

В 10 лет ребёнок должен уметь
1) Ранжировать предметы
2) Воспроизводить фигуры
3) Искать несоответствия в рассказах
4) Отвечать на трудные отвлечённые вопросы
5) Составлять предложения из трёх слов с одним из предложенных в задании

В 11 лет ребёнок должен уметь
1) Противостоять внушению при сравнении линий разной длины
2) Составлять предложения из трёх слов
3) В течение 3 минут произнести 60 слов
4) Определить отвлечённое понятие
5) Восстановить порядок слов (3 задания)

В 12 лет ребёнок должен уметь
1) Повторять однозначные числа
2) Найти три рифмы к слову «стакан»
3) Повторить предложение длиной 26 слогов
4) Объяснить смысл картины
5) Завершить рассказ.

То, что требовалось сто лет назад от 12-летнего выпускника начальной школы, сегодня нормально для 8-летки. В XXI веке в западных странах все взрослые имеют как минимум восемь классов образования. Эти годы обучения не сравнимы по интенсивности с программами начала века. Почти треть населения училась после школы в средне-специальных или высших учебных заведениях. В интернете выложены миллионы статей и книг по практически по всем вопросам, и они доступны из дома каждому пользователю интернет для самообразования.
Заметьте, изменились не только требования уровню знаний ребёнка. В шкале Бине нет никаких заданий на письмо под диктовку. Увидели? По идее Binet, координация руки и глаза не является критической для оценки ума. В книге Эды ле Шан читаем: «У меня есть сосед – пятиклассник Фред, и на днях он сообщил мне, что недавно на уроке биологии они всем классом препарировали лягушек. А я точно помню, что у нас до лягушек руки дошли только в старших классах. Его старший брат, Джим, как-то показал мне свой учебник по математике за четвёртный класс – и я в нём ничегошеньки не поняла. Моя внучка учится во втором классе, и их уже учат писать «по-письменному». А нам до пятого класса разрешали писать печатными буквами» (с.128)
В современной нейропсихологии есть понятие «энергетического обкрадывания», идея о том, что сверх-нагрузка на одну часть мозга заставляет отбирать ресурсы у других частей. Учить писать аккуратно и красивым почерком или пестовать самообладание и умение задумываться о последствиях своих поступков? Какой предмет в общеобразовательной школе развивает то, что называют эмоциональным интеллектом, способность понимать контекст социального взаимодействия?
Поведенческие нарушения, постулирует в своей книге Грин, коренятся в глубокой задержке эмоционально-волевого развития, которая остаётся на уровне двухлетнего ребёнка. Это то, что в детской психиатрии было названо Г.Е. Сухаревой дисгармоническим инфантилизмом, в психологии называется задержкой психического развития, а в современной психиатрии описывается словами про оппозиционное расстройство поведения, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и нарушения обучаемости.

Флора Гудинаф предложила обращать внимание на детали рисунка и таким образом определять «интеллектуальный возраст» умственно отсталых детей. Затем делался вывод, опережает он или отстаёт от хронологического. Увлечение тестами поставило этическую дилемму социальной селекции, и драматические перипетии, выпавшие на долю тестологии, всем хорошо известны. Мария Монтессори показала, что умственно отсталые дети делятся на любопытных и нелюбопытных, и придумала, как обучать тех, у кого любопытство сохранно (сейчас их называют детьми с нарушениями обучаемости).

В 1940-е годы жительница Нью-Йорка Карен Маховер предложила задание «Нарисуй человека/ Человека другого пола / Ассоциации». Это была склонная к депрессиям психоаналитик, которая искала в рисунках психически больных (предоставленных отделом психиатрии медицинского департамента Нью-Йорка) отражение неосознаваемых конфликтов, её книга так и называлась «Проекция личности в рисунке». Сейчас и в психиатрии, и в психологии принята многоосевая диагностическая система, в PDM, например, описывают по осям Натура-Характер-Симптом, а в довоенные годы врачи говорили о «личности», имея в виду в основном характер. То есть, другими словами, игнорируя вклад, который вносит в графическую деятельность функциональная незрелость центральной нервной системы. Психоаналитическая подготовка окрашивала стиль работы: намётанным глазом психиатр быстро отыскивал в рисунке признаки орилитета или аналитета, агрессивности и тревожности, сексуальной озабоченности или страхов кастрации, отмечал одну-две полные символизма детали, рекомендовал курс психоанализа и на этом успокаивался.

Во второй половине 1940-х годов Джон Бук, пионер клинической психологии в штате Вирджиния, стал давать пациентам психиатрической больницы при университете штата задание «Нарисуй дом, дерево, человека / Подробное интервью». Бук считал, что в рисунках проявляется личность испытуемых. Его достижения в области психологии особенно поразительны в свете того, что Бук страдал параплегией, мало знал мир и не имел диплома об окончании колледжа. Другими словами, Бук не был врачом-психиатром и не имел права практиковать как психоаналитик, и его наблюдения были ближе к жизни, он связывал особенности рисунка с чертами характера и ситуацией взаимодействия с ближайшим окружением. Вместе с тем он не смог дать ответ на вопрос, почему дети одних родителей, которые живут в одном доме и растут в одной семье, рисуют совершенно непохожие рисунки.

Идея о том, что не в личности дело, а есть врождённые особенности, то есть еще в младенческом возрасте один ребёнок будет спать всю ночь и особо не беспокоить родителей, а другой по несколько раз за ночь просыпаться, и различия в темпераменте и отношении к другим людям, к себе и к миру проникают в домашнюю жизнь, игры, наконец, в отношения с друзьями, любимыми и коллегами по работе, пришла в психодиагностику не из медицины и не из психологии. Она пришла из наблюдений домохозяйки за окружающими её людьми. В 1923 году Юнг (Карл Густав Юнг родился в Швейцарии в 1875 году. Врач-психиатр, он писал труды по психологии, культурологии и религиоведению) опубликовал книгу «Психологические типы». Идеи, высказанные в ней, взялась развивать домохозяйка Катарина Бриггс. Дочь Катарины, писательница Изабель Бриггс-Мейерс, дополнила разработки матери, и в 1944 году опубликовала опросник (Myers-Briggs Type Indicator, MBTI - индикатор типов Майерс-Бриггс). Наиболее заметные из этих различий обозначаются как: экстраверт/интроверт (E/I), сенсор/интуит (S/N), этик/логик (F/T), рационал/иррационал (J/P).
Буквенные значения взяты из английских слов:
экстраверсия (extroversion) и интроверсия (introversion)
ощущение (sensing) и интуиция (intuition)
мышление (thinking) и чувство (feeling)
оценка (judging) и восприятие (perceiving).
Оценивать различия предлагалось на основе самоотчёта, а это, как мы знаем, сфера представлений человека о собственной общительности, наблюдательности, отзывчивости или рассудительности, и насколько соответствуют действительности эти представления, вопрос без ответа.

Академическая социальная психология отказалась от методологии самоотчёта, и теории черт опираются на психолексические исследования: какими именами прилагательными описывают поведение в разных языках. Учёные в независимых исследованиях подтвердили, что существуют измерения экстраверсии и нейротизма, а прилагательные, используемые в языках разных культур для описания личностных особенностей, объединены в три независимых параметра: дружелюбие, добросовестность и открытость опыту. Все вместе они были названы «Большой пятёркой» (Big Five personality factors).

Урождённый австрийский подданный, скрипач, художник, Лоуэнфельд учился в Вене, а работал в Америке, и писал о творчестве и искусстве рисунка. Как наблюдательный искусствовед сделал для понимания возрастной нормы в изображении фигуры человека больше, чем дипломированные психологи. Виктор Лоуэнфельд обнаружил, что рисунки психически здоровых детей похожи, и описал общее для всех рисунков детей 2-4 лет, 4-6 лет, 7-9 лет, 9-11 лет и 11-13 лет. Книга 1947 года, и названия этапов по-английски называются scribble, preschematic, schematic, dawning realism, the pseudorealistic stage соответственно. Это материал, который надо знать.

В СССР подход MBTI развивала в 1970-е годы Аушра Аугустинавичюте, она назвала его типом информационного метаболизма и предложила назвать направление исследований соционикой. При всём уважении к первопроходцам в области проекции личности в рисуночном тесте, современным экспериментаторам с информационным метаболизмом и языковым исследованиям имён прилагательных, ни в одной из вышеуказанных работ нет данных о том, как Характер и Натура соотносятся между собой. Как будто А.Р. Лурия и созданная им наука нейропсихология не существуют на этом свете. Как будто не было титанического труда Г. Донована. Как будто не создал своей блестящей теории Н.А. Берштейн. Как будто Х. Гарднер не предложил теорию множественного интеллекта. Как будто современные компьютерно-томографические методы исследования не изобретены. А ведь в двадцать первом веке неврологи умеют описывать неврологические проблемы настолько детально, что 85% детей получаются нейро-отличными от классической схемы левополушарный-правополушарный ребёнок. Может быть, раз атипичных большинство, их и надо считать нормой?

Сегодняшний день

Слава Богу, на сегодняшний день у психологов есть иллюстрированное руководство А.Л. Венгера по рисуночным методикам, есть тест Лоретты Бендер, стандартизированный на выборке российских детей, стандартизирован и адаптирован для России тест Векслера, стандартизирован для детей и взрослых тест Роршаха, стандартизирован тест Розенцвейга, так что работать есть с чем. Но ни один из перечисленных тестов не сравнится с созданием рисунка - естественным для ребёнка-дошкольника, любимым многими детьми занятием. В двадцать первом веке у психологов НЕТ внятного представления о том, как процессы, исследованные в нейропсихиатрии и нейроповеденческих науках соотносятся с тем, что и как ребёнок изображает на листе бумаги.

На первичный приём я прошу родителей принести все рисунки, которые делал ребёнок за последние две недели, и рассматриваю массив рисунков, серию. По одному рисунку выводы не делаются (хотя учебники и руководства уверяют вас, что можно и так). В примечаниях рисунки представлены не сериями, а парами, потому что обсуждать сотни изображений имеет смысл в исследовательских целях, а цель примечаний – дидактическая. Они сопоставимы по объёму с главами книги Р. Грина для родителей, содержат каждая несколько клинических иллюстраций, и текст примечаний - моя авторская работа, эксклюзив.

Все примеры по детям, которые ходят в обычные школы, просто НЕ ХОТЯТ в неё ходить до такой степени, что их ведут к психологу. Все иллюстрации из частной практики, где родители – преуспевающий средний класс. Все дети – дошкольники или младшие школьники из полных семей, где оба родителя с высшим образованием, как и бабушки и дедушки, и никто и никогда в семье не стационировался в психиатрическую больницу. НОРМА. Всех детей осматривал и невролог, и психиатр и не нашёл патологии. Все иллюстрации с разрешением от родителей на публикацию. Вы увидите рисунки детей, сделанные ДО курса занятий с психологом и ПОСЛЕ восьми-десяти встреч, парами, чтобы смогли «набить руку», «наметать глаз» и научились подмечать изменения, которые внесла во внутренний мир ребёнка ваша работа с ним. Потому что профессионал реализует в своей деятельности принцип единства диагностики и коррекции, а не метод «тыка». Психодиагностики и материала по нейропсихологии в оригинальной книге Грина нет. Именно поэтому копирайт выглядит так, как он выглядит:

© Ross W. Greene PhD The Explosive Child, 1998
© О.В. Бермант-Полякова PhD, авторизованный перевод и примечания, 2010
Tags: ребёнок-россыпь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments