A. M. (a_malinine) wrote in rabota_psy,
A. M.
a_malinine
rabota_psy

Categories:

Альберт Эллис (окончание)

Цикл материалов в формате "открытые двери", комментировать могут зарегистрированные пользователи ЖЖ.
Цитируется по Дехтяр И.  "Психотерапевтическая мишень в психотерапии"
или как повысить эффективность работы психотерапевта, зная маленькие  секреты профессии.
Ростов-на-Дону, Минитайп, 2005.


В следующем абзаце Эллис рассказывает о еще одном способе тренировки новых навыков. А за одно и об обретении необходимого чувства самоуважения.

Практикуя психоанализ, я предупреждал клиентов, чтобы они не ана­лизировали своих друзей и родных, потому что они всегда делали это настолько плохо, что приносили только вред и себе, и другим. Однако сейчас я делаю прямо противоположное и побуждаю многих клиен­тов обучать РЭПТ своих товарищей и пытаться вызвать их на разго­вор о своих дисфункциональных взглядах, так как было экспериментально показано, что, обучая РЭПТ других, клиенты сами учатся эффективному использованию методов. Джейн, в частно­сти, использовала РЭПТ со своей матерью, младшей сестрой и бли­жайшими подругами и сообщила о том, что, активно помогая им об­наружить некоторые из их иррациональных идей и избавиться от них, она смогла найти и эффективно оспорить несколько собственных.

И заодно статус свой семейный Джейн поменяла. Сепарировалась и обрела голос в решении семейных проблем. Даже если этот голос никто не слушает, Джейн теперь знает, что это их проблемы.

РЭПТ советует клиентам записывать на аудиокассету собственные терапев­тические сеансы и прослушивать их по несколько раз, чтобы лучше запомнить и более эффективно осознать замечания, сделанные во вре­мя сеанса как терапевтом, так и ими самими, Джейн считала запись своих сеансов очень ценным обучающим инструментом и регулярно прослушивала каждую по несколько раз между сеансами.

Ну, прямо как постгипнотичекое внушение. «Мой голос останется с вами…»

РЭПТ разделяет проблемы людей на два класса: (1) практические — в случае Джейн это отсутствие интересной работы и неподходящие партнеры, и (2) эмоциональные, или проблемы из-за практических проблем. С Джейн, как это обычно делается в РЭПТ, мы начали с ее эмоциональных проблем, и я показал, как их можно минимизиро­вать и устранить. Затем я работал с Джейн над ее практическими проблемами. Например, мы разобрали проблему с поиском работы: я показал ей, как написать хорошее резюме, рассказал про трудности интервью и о том, как с ними справиться, как отказаться от не­подходящей работы и подождать лучшей — именно той, которую она ищет. Мы также обсудили практические вопросы относительно того, как она могла бы найти подходящую пару, как исключить пло­хих кандидатов и иметь успех у хороших.

Вот это очень ценная помощь. Точная, направленная на развитие и успешную социализацию. То чего не хватает многим видам терапии и многим терапевтам. Научить человека решать практические проблемы. Конкретно. Тут РЭПТ и/или Альберт Эллис, безусловно, прав. Единственный вопрос «практические вопросы относительно того, как она могла бы найти подходящую пару, как исключить пло­хих кандидатов и иметь успех у хороших». Критерии отбора не описаны. Они тоже рациональны? Не по нашему. По американски прагматично. На самом деле очень большой вопрос. По любви или по расчету?

По любви это по биологической природе. Расчет там бессознательный. А по расчету- это чаще всего по экономическому расчету. А если банкротство? Или молодая дорогу перейдет. И будет твоему мужчине говорить, что любит безумно? Конечно, в Америке законы про развод другие. Мне иногда кажется, что там первый брак- это экономическая подготовка ко второму, который уже по любви. Во всяком случае, по голливудским фильмам так. Может и России это необходимо? Богатые пусть помогают бедным. У них, у богатых, только свистни- еще пять претенденток прибежит. А у бедных и любовь и возможности.

И дети будут хорошие от любви, и жизнь перестанет быть выживанием и станет жизнью. Подождем.

И вернемся к Эллису и его Джейн.

Согласно теории РЭПТ, иррациональные идеи, которые люди усва­ивают и при помощи которых создают себе эмоциональные про­блемы, обычно возникают, когда они придают должное значение и уделяют внимание своим желаниям и предпочтениям (что является рациональным), а затем идут дальше и существенно преувеличива­ют их значимость. Они воспринимают все слишком серьезно. В ка­честве одной из основных техник для борьбы с подобного рода пре­увеличениями и «ужастификацией», РЭПТ использует хорошую долю юмора. Она сводит некоторые идеи клиентов к абсурду, пока­зывает, насколько эти идеи противоречивы и нелепы, и советует им петь (и желательно интернализировать) некоторые рациональные юмористические песенки, которые могут помочь им преодолеть эти гиперсерьезные когниции У Джейн было прекрасное чувство юмора, мы много с ней шути­ли и некоторые остроты оказались весьма эффективными. Особен­но полезными ей показались некоторые мои юмористические пе­сенки, которые она пела, когда у нее случались приступы тревоги или депрессии

Депрессия

Я в депрессии, в депрессии!

Чуть только что-то не так у меня —

Впадаю в депрессию я!

Ничтожная ссора, малейший пустяк —

В                   великой                   депрессии                   я!

Что жизнь моя свыше не освящена —

Смириться мне с этим нельзя.

И чуть только что-то со мною не так —

В великой депрессии я!

Тут я только за. Надеюсь, читатель это уже отметил. И со мной много еще уважаемых людей. Таких как Алексейчик и Фаррелли. Юмор – мощный терапевтический инструмент.

РЭПТ практически всегда — мультимодальная школа психотерапии, редко работающая с клиентом без использования нескольких эмо­циональных и поведенческих, а также когнитивных методов. Используя рационально-эмоциональное воображение я показал Джейн, как можно представить себе наи­худшее из того, что могло с ней произойти, например то, что она встречается с очень привлекательным мужчиной, он говорит с ней, а она тупеет и становится не в состоянии сказать ему что-нибудь умное. Воображая это, она чувствовала себя совершенно подавлен­ной и ненавидела себя. Затем она работала над тем, чтобы почув­ствовать здоровое разочарование и сожаление вместо нездоровой депрессии и самоунижения. Она практиковала такое рационально эмоциональное воображение по несколько раз каждый день в тече­ние месяца или более до тех пор, пока образ подобного рода соци­альной неудачи (или реальная неудача) быстро и автоматически не вызывал здоровые чувства разочарования и сожаления, а не патоло­гические тревогу и ощущение неадекватности.

Можно только радоваться, что Эллис практичен и здравомысленнен. Мультимодален.

Практического терапевта сразу видно. К какой бы школе он не принадлежал. Его интересует результат. Единственное что бросается в глаза, это «рационально-эмоциональное воображение». Это как? Это как в гипнозе и НЛП «проекция в будущее»? Рациональное воображение – это что- то мультимодально-психологичекое.

Джейн извлекла много пользы из упражнений на преодоление сты­да, которые я создал в 1960-х и которые с тех пор используются в РЭПТ и некоторых других формах терапии. Сначала она выбрала несколько глупостей, типа выкрикивания названий ос­тановок в нью-йоркском метро и пения на улице во весь голос — и заставила себя сделать это, в то же время работая над преодолением стыда. После того как ей это удавалось, она разговаривала с незнако­мыми (и привлекательными) мужчинами в автобусах, на эскалато­рах, в супермаркетах и других общественных местах, пытаясь под­держать с ними беседу, и спрашивала, не позвонят ли они ей, чтобы договориться о свидании или о ланче. Сначала ей было страшно это делать, но после двадцатого раза она практически полностью пре­одолела свою тревогу и стыд, смогла таким образом встретиться с несколькими подходящими мужчинами и завязать с одним из них серьезные отношения.

На мой взгляд, несколько рискованно. Но, наверное, в Америке можно.

Я проиграл с Джейн несколько интервью при приеме на работу и несколько ситуаций социального взаимодействия. Мы обсудили, что такое она говорит сама себе, что заставляет ее тревожиться и стес­няться в подобных ситуациях, и что бы она могла говорить себе вмес­то этого; при этом я выявил несколько негативных чувств, которые она не совсем осознавала, и помог ей их изменить. Я также подверг критике ее умения и навыки в этих ситуациях и попросил ее пере­смотреть их и улучшить. Более того, когда участники одной из моих терапевтических групп, в которую Джейн ходила в течение полугода, выполняли вместе с ней ролевые упражнения, они помогли ей осоз­нать еще больше тревожных чувств, показать ей, что она себе гово­рит, когда появляются эти чувства, и дали ей несколько советов, как справиться с этими чувствами и развить свои социальные умения.

Хочу в такую группу. Молодец Альберт.

Джейн показали, как составлять рациональные самовнушения и как повторять их про себя (и вслух, для других) энергично и многократно до тех пор, пока она не начнет их твердо чувствовать и не убедится в их справедливос­ти. Так, она часто с силой повторяла себе: «Больно, когда тебя отверга­ют в обществе или при приеме на работу, но это еще не конец света!», «Мне очень хочется найти подходящую пару, но я не обязана!», «Если люди заметят, что я волнуюсь, вряд ли они разбегутся от меня с кри­ком. А если они так сделают — наплевать!», «Я могу говорить с привле­кательным мужчиной независимо от того, насколько мне неловко!»

Еще один пример рациональности в терапевтической практике. Знакомые нам аффирмации. Какое нам дело до теории самовнушения. Лишь бы работало.

Еще одна эмоциональная РЭПТ-техника, которую использовала Джейн, заключалась в том, что ей следовало провести энергичный диалог с самой собой и записать его на кассету. Ей полагалось начать с иррациональной идеи, например о том, что она должна говорить легко, спонтанно и непринужденно, и затем рационально и с силой оспаривать эту идею до тех пор, пока рацио­нальный голос не победит дисфункциональный и пока ее чувства не изменятся соответствующим образом. Затем она прослушивала эти записи сама или вместе с друзьями или участниками терапевтичес­ких групп, чтобы определить, насколько хороши рациональные ар­гументы и насколько сильно она себя ими убедила.

Обучение самостоятельному выходу из тупиковой дискуссии и застывшей эмоции. Практическое обучение самотерапии. Браво.

Я всегда безусловно принимал Джейн — так как это является неотъемлемой частью РЭПТ — независимо от ее поведения в ходе терапии и за ее рамками. Даже когда она опаздывала на сеансы или несвоевременно оплачивала счета Институту, я уверенно показывал ей, что плохим было ее поведение и что я никогда не считал ее саму плохим человеком. Позднее я научил ее, как можно полностью при­нимать себя в любых условиях и оценивать только свои отдельные черты или поступки и никогда — свою тотальность, свою сущность, свое Я. Из всего того, чему Джейн научилась в РЭПТ, наиболее полезным ей показалось безусловное самопринятие.

А вот и Карлу Роджерсу местечко нашлось. Куда же без рациональной основы феноменологии и гуманизма. И экзистенциализма.

С самого начала терапии Джейн дала согласие на выполнение ак­тивных домашних заданий: поговорить с привлекательным мужчиной, пойти на собеседование, поговорить на публике, сказать своему любовнику, что она больше не желает его видеть, если уверена, что он действительно ей не подходит. Она проделала множество таких упражнений несмотря на дискомфорт, который испытывала при этом — и таким образом выучила максиму РЭПТ: «Тяжело в учении — легко в бою». Когда бы она их ни выполняла, вскоре она преодолевала свой дискомфорт и даже начинала получать удовольствие от некоторых из них, напри­мер, от разговора и флирта с подходящими мужчинами. Проделы­вая эти упражнения, Джейн также могла четко пронаблюдать, на­сколько тревожной и стыдливой она была сначала и как ей удалось свести к нулю дисфункциональные идеи, стоящие за ее волнением.

Максиму РЭПТ «Тяжело в учении — легко в бою» я, где-то уже слышал. Хотя не исключаю работу переводчика, который так перевел совершенно другую, близкую по смыслу пословицу. Но как -то ассоциативно режет слух слово «бой». И на ум сразу приходит «с волками жить по- волчьи выть». «Боливар не выдержит двоих» и.т.д. Может для Американца это норма? В условиях угрозы со стороны мирового терроризма. Может и нам уже пора переставать «подставлять другую щеку»?

Джейн показали, как поощрять себя — обычно чтением или посе­щением концерта — после того, как она сделала домашнее задание, или отказываться от этих развлечений, если задание не сделано. По­ощрение ей показалось особенно полезным: оно помогало ей вы­полнять домашнее задание РЭПТ, потому что она иногда могла де­лать его по несколько дней подряд, а затем расслабиться и забыть про него, если у нее не было никакого подкрепления.

РЭПТ наряду с поощрением использует систему штрафов для тех клиентов, которые не выполняют домашние задания. Джейн сжигала двадцатидолларовую купюру, когда не справлялась с домашним заданием, что быстро научило ее относиться к нему серьезно.

Фантастика. Для меня. И тем не менее нужны объяснения. Теоретически понятно. Для того чтобы надрессировать необходимые навыки, нужна система подкрепления. Положительного и отрицательного. Но чтобы человек сам, и тогда когда, его никто не контролирует, деньги сжигал? Такое может быть только от отчаянья. Или если уже к тому времени заплатил кругленькую сумму за терапию, а теперь терапевт говорит что все напрасно, если только домашних заданий не выполнять. Пугает. Тогда понятно. Формирование мотивации на продолжение терапии. На результативность. В рамках рационального метода.

Есть еще вариант. Безграничное доверие. Без критики и рациональной проверки. Иррациональное. Зависимостью от терапевта попахивает. Но повторяю, это на мой вкус. Я жадный и завистливый. Могу только позавидовать терапевту, который так мотивировать на изменения умеет. Деньги жечь, чтобы вылечиться? Но очень рационально. Ведь если нищим отдавать, или в окно – положительное подкрепление. А так точно отрицательное. Надо попробовать со своими клиентами.


На индивидуальных консультациях, групповых занятиях и несколь­ких открытых семинарах, которые регулярно проходят в нью-йорк­ском Институте рационально-эмоциональной поведенческой тера­пии, Джейн получила указания на прохождение тренинга ассертивности, социального взаимодействия, коммуникативных уме­ний и составления резюме. Тренинг умений помог ей в самых раз­ных сферах, которые она никогда напрямую не называла серьезны­ми психологическими проблемами, например, в общении с матерью. И, может быть, частично из-за этого незадолго до окончания терапии она сказала: «Я очень счастлива, что пошла на РЭПТ по поводу своей социальной тревожности и других эмоциональных затрудне­ний. Но самое большое вознаграждение за все эти занятия заключа­ется в том, что я смогла реализовать себя и научилась получать удо­вольствие в тех областях, в которых мне даже трудно было представить, что терапия может что-либо изменить. И я с радостью говорю, что она действительно изменила!»

Джейн приходила ко мне в течение 9 месяцев, сначала раз в неделю на индивидуальные РЭПТ-консультации, а затем, главным образом, на групповые занятия. Ко времени окончания терапии она была в состоянии свободно разговаривать с мужчинами, которых она на­ходила привлекательными; готовилась к учительской работе, кото­рую она до тех пор избегала; спокойно могла возражать продавцам, когда ходила по магазинам; могла сменить неподходящего партне­ра через несколько месяцев и даже недель и участвовала в группе публичных выступлений, называемой «Мастера тостов», и так хоро­шо себя там зарекомендовала, что ее сделали ассистентом.

Добавить нечего. Только завидую, что есть такой институт в Нью-Йорке в котором все это возможно. Много групп, много тренингов, и много здравомысленных терапевтов которые ориентированы на здравомысленную практику. И еще как надо доверять своему терапевту чтобы по его просьбе выкрикивать названий ос­тановок в нью-йоркском метро и петь на улице во весь голос , работая над преодолением стыда, разговаривать с незнако­мыми (и привлекательными) мужчинами в автобусах, на эскалато­рах, в супермаркетах и других общественных местах, пытаясь под­держать с ними беседу, и спрашивать, не позвонят ли они ей, чтобы договориться о свидании. Интересно, а номер телефона она давала настоящий или нет. У них видимо такие действия могут пройти без серьезных последствий. У них свобода и мощная защита от сексуальных домогательств. Контекст другой.

Тем не менее, достойный пример работы с терапевтической мишенью - желанием человека избавиться от стеснительности. Найдены мифы - иррациональные взгляды. Найдены пути формирования изменений. Рационально-поведенческие. Тоже американский контекст. Успешны только активные и коммуникабельные. Каждый американец сам кузнец своего счастья.

Хотя у нас может быть, вполне хватило, бы и тренинга ассертивности. Такого как Владимир Георгиевич Ромек проводит. А безусловное самопринятие в таком тренинге бонусом получается. Но конечно если тренингом тоже месяцев девять заниматься. Мне вообще иногда кажется что главное в процессе - время и вера. Терпение и труд проблему перетрут. Особенно если проблема не очень старая и не очень мешает социализации. Давно заметил, люди, у которых есть работа, и есть страх ее потерять справляются с проблемой быстрее, чем неработающие.

Спасибо Альберт. Очень поучительно и полезно.


Полностью- по тэгу "Секреты профессии"
Tags: секреты профессии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment