bogatr (bogatr) wrote in rabota_psy,
bogatr
bogatr
rabota_psy

Categories:

Дух и Психея. Духовность с позиции психологии. Здоровье личности.

[Интересная статья на мой взгляд, а вы находите взаимосвязь?]
От автора:
Меня всегда волновал вопрос соответствия путей психологической науки и духовных путей человечества. Иногда эти пути смыкаются в единую дорогу, а порою совершенно расходятся. Дух и Душа (Психея), духовность и психика... эта статья-размышление, статья-приглашение к разговору.

Меня всегда волновал вопрос соответствия путей психологической науки и духовных путей человечества. Иногда эти пути смыкаются в единую дорогу, а порою совершенно расходятся. Дух и Душа (психея), духовность и психика... эта статья-размышление, статья-приглашение к разговору.

В статье предпринят опыт исследования феномена личности Иисуса Христа с точки зрения психологии здоровья и психологических характеристик здоровой личности. Мне показалось интересным идея исследовать этот вопрос подробно и проверить, насколько поступки и слова Иисуса Христа соотносятся с  определением здоровой личности. За основу я взяла характеристики здоровой личности, сформулированные Абрахамом Маслоу, как наиболее понятные и приближенные к практической жизни. Мне захотелось посмотреть, насколько духовные идеалы христиан смыкаются с представлениями психологов об идеальной (здоровой) личности.

Мне интересно Ваше мнение по данному вопросу. Я буду рада Вашим корректным и аргументированным высказываниям.

Христианское богословие определенно говорит о том, что в личности Иисуса из Назарета соединились Божественная и человеческая природа.  В то же время христианская антропология свидетельствует, что именно Христос как Сын Человеческий (=Человек) и есть тот самый совершенный Человек, задуманный и сотворённый Богом по Своему образу и подобию. Он воплотился в человеческое тело не только чтобы спасти падшего человека и вернуть его Отцу, но и для того, чтобы рассказать этому человеку правду о нём самом: каков человек есть на самом деле, в чём его подлинное и высшее назначение, его цель и смысл бытия...

Два тысячелетия многие поколения христиан стремились подражать Иисусу в своих мыслях и делах, достичь совершенства собственной личности, взяв за образец личность Христа. Для христианина нет другого достойного образца. А если так, то Личность Иисуса Христа, явленная нам Его учениками в Евангелиях, непременно должна соответствовать психологическому понятию ЗДОРОВОЙ  ЛИЧНОСТИ.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ (по А.Маслоу)

Более эффективное восприятие реальности и более естественные отношения с ней

Принятие (себя, других, природы)

Спонтанность, простота, естественность

Центрированность на задаче (в противовес  центрированности на себе),

Некоторая отъединенность и потребность  в  уединении

Автономия, независимость от культуры и среды

Постоянная свежесть оценки

Мистичность и опыт высших состояний

Чувства сопричастности, единения с другими

Более глубокие межличностные отношения

Демократическая структура характера

Различение средств и целей, добра и зла

Философское, не враждебное чувство юмора

Самоактуализирующееся творчество

Далее я рассматриваю наиболее известные примеры из земной жизни Иисуса Христа через призму этих характеристик, идя последовательно от одной к другой. Некоторые характеристики, я объединяла в единый блок, поскольку  посчитала их близкими по смыслу, отражающими с разных сторон общую мысль.

Итак, возьмем первую из характеристик, сформулированных Маслоу.

1.Более эффективное восприятие реальности и более естественные отношения с ней. Постоянная свежесть оценки. Автономия, независимость от культуры и среды.

Здоровая личность воспринимает жизнь независимо от бытующих в ее среде стереотипов, умеет подняться над ними и увидеть ситуацию шире и глубже. ”Невинный глаз", — называл эту способность Герберт Рид - английский поэт, литературный и художественный критик, педагог 1920-х −1950-х годов.

Поленов “Христос и грешница”

Дух и Психея Духовность с позиции психологии Здоровье личности
Для анализа я решила взять известный сюжет о Христе и женщине, которую уличили в измене мужу. Суть ситуации в том, что разъяренная толпа приводит к Христу схваченную ими грешницу. (Евангелие от Иоанна, глава 8: 3-11) Толпа готова побить ее камнями и предлагает Христу решить, как правильно поступить с такой женщиной. Прелюбодеяние (измена мужу) каралось смертью через побивание камнями. Это было нормальной законной практикой Его современников. Тем более, что случай был вопиющий, - женщина была “взята в прелюбодеянии”, уличена в измене, что подразумевает наличие свидетелей и очевидность совершенного. В этом эпизоде мы видим, что  Иисус милосердие ставит выше норм Закона. Христос спас её от неминуемой гибели, обратив внимание толпы на очевидный факт, что все люди далеко не святые. Эта простая мысль изменила ситуацию в корне. Его фраза “кто из вас без греха, первый брось в нее камень” подействовала как инсайт, и народ и один за другим все удалились, так и не завершив своего судилища.

Его незамутненный взгляд на событие, свобода от стереотипов, автономия, независимость от среды и свежесть оценки проявились в этом эпизоде со всей очевидностью. Таким образом, по первому критерию действия Иисуса Христа  соответсвуют действиям здоровой личности.

2.Принятие себя, других, природы. Различение средств и целей, добра и зла.

Здоровая личность принимает других людей со всеми их слабостями и пороками, не осуждая. Они искренни и честны, чужды притворства. Обман, “задние мысли” и хитрость возмущает их, заставляет протестовать.

Эти люди обладают сильными, четкими моральными стандартами. Их представления о добре и зле часто не совпадают с обычными, принятыми в их среде представлениями.

Питер Брейгель Старший “Слепцы”


В Евангелие от Матфея мы читаем эпизод, в котором видно неприятие Иисусом лицемерия и неискренности фарисеев, духовной элиты иудейского общества, общепризнанных образцов праведности. (Призывая людей к соблюдению Закона, они сами этот Закон не исполняли, но создавали видимость в глазах окружающих.)

Ниже приведены слова возмущенного Христа к этим "учителям праведности":

“Что ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не замечаешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну соринку из глаза твоего»; а у тебя бревно в глазу? Лицемер, вынь сперва из глаза твоего бревно, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего. ”(Евангелие от Матфея глава 7:4–5 Нагорная проповедь).

О людях, чьи сердца ослеплены ложью Иисус сказал: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; Если же слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». (Евангелие от Матфея, глава  15, стих 14).

Мы видим в Иисусе борца за правду, а позерство и неискренность вызывает  у Него протест. В приведенных цитатах чувствуется возмущение и гнев Христа по отношению к притворству и лицемерию. Таким образом, и по данной характеристике мы видим соответствие личности Христа критерию здоровья.

3.Спонтанность, простота, естественность

Поведение таких людей отмечено простотой, искренностью и отсутствием желания произвести впечатление на окружающих. На первый взгляд их поступки могут казаться безнравственными. Они способны нарушить не только условности, но и закон. На самом же деле, это самые нравственные люди! По причине свое свободы от лицемерия, лжи и противоречивости общественной жизни они иногда чувствуют себя чужаками или изгоями.

В Евангелие от Матфея Глава 12 мы видим эпизод, в котором проявляется неприятие Иисусом примата закона над милосердием и состраданием, общепризнанных образцов праведности над истиной. Поскольку любая работа была запрещена в субботу, а врачевание - это работа, фарисеи обвинила Иисуса в нарушении заповеди.

“ Он же сказал им: если у кого из вас его единственная овца упадет в субботу в яму, неужели он не возьмет ее и не поднимет? Насколько же лучше человек овцы! Итак, дозволяется делать добро в субботу. ”

Cитуация с нарушением субботы и формальным подходом фарисеев к выполнению “буквы закона” часто встречается в Евангелии. Каждый раз Христос нарушает установленные правила, естественно и просто объясняя свои решения. Эти его поступки, мягко говоря, не популярны. Они вызываю протест окружающих и настраивают власти против Него, делая изгоем Его и учеников. Тем ни менее Он тверд и решителен в своих действиях. Это действия здоровой личности.

4.Центрированность на задаче (в противовес  центрированности на себе)

"Люди, достигшие высот в развитии своей личности, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за пределы их шкурных интересов, в нечто вне себя" (А.Маслоу).

Здоровая личность проблемно-центрирована, а не эго-центрирована. Они не слишком озабочены собой, что, несомненно контрастирует с обычной интроспективностью нездорового и тревожного человека. Ими движет жизненная миссия, задача, требующая исполнения, внешняя по отношению к себе цель, достижение которой требует большей части их энергии.

Иисус был верен своей миссии и для спасения человека пошел на мучительную и позорную смерть, отказавшись от жизни, самого ценного, что есть у человека. Им двигала цель, ради которой потребовалась все Его энергия и вся земная жизнь.

По данному критерию наблюдается полное соответствие.

5.Мистичность и опыт высших состояний. Некоторая отъединенность и потребность  в  уединении.

Человек, обладающий личностным здоровьем, способен переносить одиночество без какого-либо вреда или неудобства для себя. Более того, он стремится к одиночеству в значительно большей степени, чем средний человек.

Крамской “Христос в пустыне”


С точки зрения приверженности к уединению, очень показателен эпизод из подростковой жизни Христа, когда Он, 12 лет отроду, остался в незнакомом городе, вдали от дома и родных, поскольку того требовали Его цели и убеждения.

“. ... при возвращении остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и не заметили этого родители Его..."

(Евангелию от Луки, гл. 2, 41-52)

И, конечно, приходит на ум сорокадневный пост, проведенный  Иисусом в пустынном месте, в полном одиночестве. (Евангелие от Луки глава 4, стих1)

Оба эпизода свидетельствут, как о потребности Иисуса в уединении, о некой отделенности  от своего окружения, так и о глубоком духовном  опыте переживания “мистических состояний”.

6.Демократическая структура характера

Они могли быть дружелюбными с каждым, независимо от его класса, образования, политических убеждений и цвета кожи. Они просто не замечают подобных различий столь очевидных и существенных для обычных людей. Можно  добавить еще, что все здоровые личности разделяют общую черту, которую лучше всего назвать скромностью.

На память приходит несколько эпизодов из Евангелий, где Христос общается с отбросами тогдашнего общества. (Его окружают мытари, так называли всеми презираемых сборщиков налогов, которые помимо положенной дани отбирали у людей последнее, чтобы положить награбленное себе в карман.) Евангелие описывает Христа в компании самарянки и грешницы, женщины легкого поведения, как бы мы сейчас сказали, с которой Он беседует о самом главном.

“Говорит Ему женщина Самарянка: как Ты, Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо не имеют Иудеи общения с Самарянами.” Тут пришли ученики Его и удивлялись, что Он говорил с женщиной.” (Евангелие от Иоанна глава 4 стихи 6-27)

Первый человек, которому Иисус открывает, о Себе, что Он и есть Мессия (по гречески "Христос") была женщина самарянка, существо презираемое и низкое, по представлениям иудеев.  Этот факт удивителен во-первых потому, что иудеи считали самарян “хуже собак”, отступниками от веры отцов и не общались с ними, чтобы не осквернить себя, во-вторых, она была женщиной, что само по себе, по иудейской  традиции,  ставило ее ниже мужчины, в-третьих - грешницей, как видно из евангельского повествования. Даже ученики недоумевают о поступке Учителя.

“….фарисеи говорили ученикам. Его: почему Учитель ваш ест с мытарями и грешниками? (Евангелие от Матфея глава 9 стихи 9-13), (Евангелие от Марка глава 2 стихи 14-17)

Второй эпизод тоже подтверждает “демократичность” Иисуса, который не только есть и пьет со сборщиками налогов, представителями презираемой профессии, но и принимает их в число своих ближайших учеников! Видно, что Христос не смущается этими ограничениями и говорит на равных со всеми этими людьми. А в известной притче про доброго самаритянина даже ставит поступок этого человека в пример другим. Таким образом очевидно, что никакие сословные и национальные ограничения не ограничивают Христа, что присуще здоровым личностям.

7.Чувства сопричастности, единения с другими. Более глубокие межличностные отношения.

Это понятие является самым подходящим для описания тех чувств по отношению к человечеству, которые характерны для здоровой личности. По отношению к людям они испытывают общее и глубокое чувство симпатии, любви. Они испытывают подлинное желание помочь людям.

В определенном, очень глубоком смысле, такой человек остается чужаком и незнакомцем, лишь немногие способны его действительно понять, однако любить его могут многие. Как бы сильно он иногда не отделялся от остальных, он все равно чувствует свое глубокое родство с этими существами. Его отношение к ним проникнуто пониманием того, что истина, столь ясная для него, спрятана и темна для большинства. Кроме того, для этих людей характерно высокое чувство эмпатии.

Эпизод с воскрешением Лазаря показывает сострадание и любовь Христа к людям. (Евангелии от Иоанна глава 11 33-35 стихи) Евагелист пишет о том, как Иисус плачет, узнав о смерти своего друга Лазаря. И далее, Христос прикладывает все силы, чтобы помочь своему другу и его семье, Он делает все возможное, хотя, точнее было бы сказать, все невозможное для них.

Если говорить о самоотдаче, что о ней свидетельствует осознанное добровольное следование Христа на верную смерть ради выполнения свой миссии – спасения рода человеческого. При этом немногие разделяли Его убежденность, даже самые близкие ученики сомневались в истинности Его пути.

8.Философское, не враждебное чувство юмора.

То, что здоровые личности называют юмором, как правило, ближе всего  к философии. Их юмор может быть назван реалистическим, поскольку он состоит большей частью из высмеивания реальных человеческих недостатков. Эти шутки можно считать особой формой воспитания, родственной притчам и басням. Если судить чисто количественно, то здоровые личности  могут показаться менее юмористичными по сравнению со средним уровнем.

Я взяла для изучения извесный ответ Христа фарисеям. “Отдавайте же кесарево кесарю, а Божие — Богу”. (Евангелие по Матфею глава 22 стихи 15-22)

Это выражение стало поговоркой, но его смысл современному человеку понять нелегко, поскольку его употребляют вырванным из исторического контекста. Уделим пару минут историческим реалиям древней Иудеи, чтобы понять, что же призошло  и проанализировать ситуацию досконально.

“Тогда фарисеи пошли и приняли решение уловить Его в слове.... Итак, скажи нам: как Тебе кажется? Можно платить подать кесарю, или нет? “

Чтобы понять в чем тут хитрость, уловка спрашивающих, нужно слегка погрузиться в исторический контекст. Дело в том, что у иудеев было запрещено Законом Моисея изображать человека. А римляне, оккупировавшие Иудею в то время, ввели свои денежные знаки с портретом кесаря – правителя Римской империи. Получалось, что если бы Христос сказал: “Платите кесарю налоги”, то его можно было бы обвинить в отступлении от Закона предков, через использование монеты с изображением человека. Такой поступок мог дискредитировать Христа в среде учеников и последователей. А если бы Христос сказал: “Не платите налоги кесарю”, то Его бы обвинили в подстрекательстве к бунту против владычества Римской империи, что каралось смертной казнью.

Таким образом видно, что вопрос был действительно провакационный и продуманный заранее.

“Но Иисус, поняв их лукавство, сказал: что Меня искушаете, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они же принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят: кесаря. Тогда говорит им: отдавайте же кесарево кесарю, а Божие — Богу. И услышав, они удивились и, оставив Его, ушли.“

Парадоксальный ответ Христа совершенно обескураживает спрашивавших. Это пример юмора с философской окраской. Его ответ никак не противоречит ни власти рисмлян, ни Закону иудейскому, ни убеждениям самого Иисуса.

Речь Христа отличается афористичностью, за его острыми высказываниями виден гениальный ум, “парадоксов друг”, без которого юмор не возможен. Его высказывания звучат как притчи, многие стали из них крылатыми фразами. Обладая таким острым умом, Он мог бы поднять на смех любого самого ученого мужа, но Христос никого не оскорбляет и не унижает. Свой выдающийся интеллект Он использует на благо,  заставляет застыть в оцепенении и недоумении, задуматься, опомниться, покаяться... Перед нами пример здорового юмора здоровой личности.

9.Самоактуализирующееся творчество

Эти способности отличны от специального таланта моцартовского типа. Творчество здоровой личности проецируется на весь мир и преображая всякую деятельность, в которой участвует человек.

Все земная деятельность Иисуса Христа была наполнена творчеством. Мы видим это  в многочисленных притчах, сочиненных Иисусом для того, чтобы даже неграмотный рыбак смог постичь суть вечных истин.

На тайной вечери мы становимся свидетелями творческого акта Христа. Прямо на глазах апостолов,  Он творчески переосмысливает и наполняет новым содержанием веками сложившееся иудейское пасхальное богослужение. (Евангелие от Матфея глава 26 стихи 26-30)

Тайная вечеря, совершенная Христом в канун  Своей гибели, становится основой главного христианского богослужения - Евхаристии (Литургии), совершаемой всеми христианами на протяжении последних двух тысяч лет. 

Таким образом мы проанализировали все описанные А. Маслоу основные характеристики здоровой личности и обнаружили, что личность Иисуса Христа, описанная Его современниками в доступных нам письменных источниках, полностью соответствует этим критериям. Перед нами действительно здоровая личность достойная подражания. 


Икона Андрея Рублева

В данном случаи можно констатировать согласие психологических представлений с духовными идеалами. Идеальная личность с точки зрения христианина и с психологической точки зрения идеальна.

Буду рада узнать ваше мнение по этой теме, выраженное корректно и аргументированно, с уважением к разным вероисповеданиям и мировоззрениям участников форума!

В тексте стаьи использован перевод  Евангелия с греческого подлинника

под редакцией епископа Кассиана (Безобразова)

Москвичева Анна Олеговна

Tags: мнение коллеги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments