Артур Малинин (a_malinine) wrote in rabota_psy,
Артур Малинин
a_malinine
rabota_psy

Categories:

«Мы думаем, что проживаем жизнь, а на самом деле она проживает нас»

Цикл материалов в формате "открытые двери", комментировать могут зарегистрированные пользователи ЖЖ.
Цитируется по Дехтяр И.  "Психотерапевтическая мишень в психотерапии"
или как повысить эффективность работы психотерапевта, зная маленькие
секреты профессии.
Ростов-на-Дону, Минитайп, 2005.


Не стану приписывать себе славу первооткрывателя метода, потому что не знаю, может это, кто-нибудь уже и сделал. Во всяком случае, те психиатры, которые с ума сходили и при этом клиническим методом владели, собирая о себе объективный анамнез, занимались именно этим. Потому что анамнез и клинический разбор в психиатрии очень на это похожи.

Психиатры, когда это делают, ищут этиологию и патогенез. А у психотерапевтов своя этиология и патогенез. По-другому называется.

И так, автобиографическая самотерапия. Замечательная вещь. Во-первых, можно книжку написать и получить соответствующие писателю дивиденды. Славу, известность, след в истории, клиентов новых и старых, материал для диссертации, какой-нибудь гонорар, в конце концов. Во-вторых, получить качественную психотерапию. От себя любимого. Бесплатную и долговременную. И навыки самоисследования. И навыки эффективной психотерапии с помощью поиска терапевтической мишени. Умение красиво писать, в конце концов.

Даже если писательского зуда нет, то можно действительно оказать себе эффективную самопомощь и с понятием «терапевтическая мишень» разобраться. Но писать все равно придется. Начинаем с чистого листа:

1. Формулируем проблему, с которой хотелось бы пойти к психотерапевту.

2. Переформулируем ее в вид «Хочу, но не могу».

3. Садимся и пишем свою автобиографию. Только факты в той последовательности, в которой они были в нашей жизни. Как можно подробнее. Как будто на работу устраиваемся на режимное предприятие. ( Многие, наверное, не знают что это такое. Это когда спецслужбы все точно проверят, и если соврал, то не видать тебе высокооплачиваемой и престижной работы.)

4. Далее исследуем все возможные факты на предмет их связи. Исследуем ценность связи, ее размер в последующем факте, время, когда это наступило, и находим закономерности. Пока только для одного факта, который наступил сразу за предыдущим. Например, почему я родился, родился и через три месяца попал в ясли? Почему через три месяца попал в ясли? Потому что маме на работу надо было выходить. Закон тогда такой был. Только три месяца декретного отпуска. Через три месяца или увольняйся или на работу выходи. Мама на работу вышла. А почему не уволилась? Денег не хватало. На что не хватало? Что за нечто в маме заставило ее выйти на работу, а не уволится? Что за страхи? Каков их источник? Что делал тогда папа, когда мама боялась? А бабушка, дедушка, что делали они? И.т.д. Все что имеет отношение к тому времени, все действующие лица, включая исторический, географический, политический, профессиональный и социокультурный аспект для каждого из важных действующих лиц. Как Я думаю, почему из всех возможных альтернатив всеми важными действующими лицами были выбраны те, которые произошли?

5. Когда я об этом пишу, что приходит ко мне в голову. Какие у меня сейчас чувства, что мне сейчас хочется сделать. Каковы возможные источники моих мыслей, чувств и потребности что-то сделать? Могу ли я сейчас проследить их источники до конца, до самого донышка, постоянно задавая себе вопрос: «почему именно эта из всех возможных альтернатив»? Имеет ли это отношение к тому, с чем я хотел пойти на психотерапию? Почему я сейчас считаю, что добрался до донышка? Что за нечто во мне считает это донышком? И что для этого донышка есть подсистема и надсистема?

6. Если бы Я был не Я, а мой клиент, что говорила бы мне обо мне моя любимая теория? Каковы варианты развития такого человека в теории?

7. Что происходит со мной сейчас? Почему происходит именно это? Нужно ли сейчас исследовать связи между последующими фактами из моей жизни по пункту 4? Если нужно то почему? Чего сейчас мне не хватает для инсайта? И.т.д.

8. Можно ли то, что я тут написал, кому-нибудь показать? С исследованием всех альтернатив всех возможных ответов. Если можно то кому? Почему именно ему? Кто он для меня? Почему? Включая исторический, географический, политический, профессиональный и социокультурный аспект для каждого из важных действующих лиц. И.т.д.

Если после такой схемы коллеги кто-нибудь, из вас скажет, что не будет писать, потому что не умеет писать, останется только самоисследовать вопрос, что происходит с Вами сейчас?

Что за тормоза эти тормоза, которые сейчас вылезли?


Основной смысл схемы - ответ на вопрос, почему я сам не могу справиться с той проблемой, с которой хотел пойти к психотерапевту. Что за нечто во мне начало тупиковую дискуссию и вызвало застывшую эмоцию? В какой момент и куда я провалился, да так, что вылезти не могу? Точнее, что за нечто во мне меня туда привело и держит?

В начале своей карьеры я, как и многие, учился психоанализу. Учение Фрейда для меня было «всесильно потому что оно верно». Однако теории психоанализа в конце и в начале восьмидесятых еще как-нибудь можно было научиться, хотя и с большими трудностями и даже риском. Запрет тогда был на этом буржуазном империалистическом учении.

Но как-то доставали книги, переводили, дискутировали и что понимали. А практики психоанализа не было совсем. Сейчас конечно все эти детские ошибки понятны. Но одно осталось. Нашел я проблему. Она и правда из глубокого детства. А дальше что с ней делать?

Выплакаться, кому-нибудь, как в хорошем фильме про нашу профессию «Умница Уилли Хант»? Не помогает, настоящего переноса нет. Для его формирования очень много времени нужно. А результата хочется быстрее. Потом стали доступны работы Роджерса, и вся страна занималась тренингом сензитивности. У Карла Роджерса тогда был только один серьезный конкурент - Эрик Берн. Все равно без ответа оставался вопрос, что с этим делать. Берн не только игры бессознательного описал, но и выходы из этих игр. Может, у кого и получалось, а у меня нет. Клиенты обижались, и ни из каких игр не выходили. И главное, я у себя никак никакую игру не находил. У всех находил, а у себя нет. Пока не дошло что мои поиски игр у других – моя игра «Попался мерзавец». Тогда появился гибрид психоанализа с НЛП. Анализ помогает вспомнить, а НЛП перестроить. С помощью множества своих техник. Особенно помогали техники работы с субмодальностями. НЛП была тогда для меня единственной практикой, которая отвечала на вопрос «Что делать?» вместо традиционного «Кто виноват?». Но материалом для работы был психоаналитический возрастной регресс. Трудно тогда мне было назвать себя Хорошим родителем самому себе. Скорее я был безжалостным родителем. И себе и своим родителям. А потом был самогипноз. Настоящий, с достаточно глубоким трансом, без амнезии, что давало возможность более быстрого и более насыщенного воспоминания. А НЛП по-прежнему было палочкой - выручалочкой. А потом пошло-поехало. Понаехали в нашу страну психотерапевты, появились первые более-менее последовательные школы, и практически все приезжие коллеги во главу угла ставили именно «Что делать?» оставляя другой русский вопрос теоретикам.

Спасибо всем, кто тогда организовывал семинары, ворк-шопы, и прочую нашу возможность чему-нибудь реальному научиться. Но понятие из НЛП о том, что работать можно только с реальностью, которая осталась в виде картинок, звуков и ощущении у меня осталось. И твердое убеждение, что большинство проблем родом из детства и проявляются они как аффекты, которые я потом рационализирую. И основную роль «детские» аффекты играют до зрелого возраста, до кризиса сорока лет, а потом постепенно заменяются аффектами, имеющими скорее экзистенциальною природу. Или дополняются друг другом. В общем, это не важно. Не важно, потому что все равно аффекты есть отражение очень конкретной истории каждого человека. Традиционно считается, что рационализация - вид психологической защиты. С подтекстом, что это неправильно рационализировать, так как это делает клиент. А правильно рационализировать в рамках какой-нибудь теории личности.

А мне кажется, что рациональность и потребность в построении причинно-следственной связи большущее человеческой благо. Что такое «рефрейминг»? Другая рационализация. Личностная интерпретация иных системных связей, ранее для клиента несуществующих.

Что такое мой контрперенос? Разве не рационализация? А что такое, когда мне на мой контрперенос балинтовская группа указывает, точнее некоторые из ее членов? Это объективная реальность или рационализация. Рационализация это личностный миф, охраняющий личность от изменения которое часто воспринимается как разрушение. ЗАЩИТА от НАПАДЕНИЯ. Это не важно, отражает ли она объективную реальность. Это для философов вопрос. Если она отражает живой миф клиента, миф который лежит в основе его мироустройства, миф который для клиента прогностичен, позволяет ему избавиться от страданий, в том числе возникших из-за интеллектуального вакуума это замечательная рационализация. Это мое Лекарство. А проверить, это то лекарство или не то, легко. Если оно то, что нужно – мое состояние измениться. Где-нибудь в течении недели. Может чуть – чуть раньше, а может и позже. Закон «Семь плюс \ минус два» здесь тоже работает. Если мы с вами не фантазеры и не волшебники, то мы из опыта знаем что у русской поговорки « Быстро только кошки родятся» есть поле для применения в качестве метафоры психотерапевтического процесса.

Несколько слов об Инсайте. Озарении, Просветлении и.т.п. Приходилось мне испытывать состояние инсайта. И у других видел. Мне показалось, важную вещь подметил. Инсайт бывает чаще всего на высоте аффекта. Также как и кристаллизация бреда. У людей астеничных инсайты не часто встречаются. Инсайт- чаще удел человека здорового, занимающегося самосовершенствованием. Здорового с медицинской точки зрения. Хотя как говорят некоторые врачи «бывают больные и недообследованные». Инсайты как прозрения бывают и духовных практиках. Много раз наблюдал инсайты у членов групп анонимных наркоманов и алкоголиков, занимающихся по программе « 12 шагов». После долгого отрицания факта своего заболевания и после проживания личностного кризиса. И практически всегда на высоте аффекта, хотя и не в момент самого занятия. Духовные практики мне кажется, только тогда эффективны, когда человек в них живет. Потому что иначе жить уже не может. Бытие поставило перед ним вопросы, которые без помощи духа неразрешимы. И опять вопросы не общие про смерть неизбежную, а вопросы очень конкретные про его конкретные страдания. А в конкретных страданиях есть и конкретный источник.

Открытым для меня остается вопрос: « Имею ли я право создавать ситуацию для инсайта, нагнетая аффект, заранее зная, что аффект этот для моего клиента болезненен»? Насколько спасительным будет этот аффект, а насколько разрушительным? И имею ли я перепоручить ответственность за все, что я делаю автору теории, в рамках которой возник тот или иной метод. Сочувствовать клиенту - это тоже самое, что жалеть его? Если после моей терапии клиент сорвется в психоз, даже если у него диагноз из области большой психиатрии, как мне быть? Когда по молодости и неопытности, это еще ладно. Урок. А когда неожиданно, без видимых причин? Психиатры успокаивают, чему быть того не миновать. Это якобы предрасположенность. Да, согласен, но плюс вредность, которую я создал. И с которой психика клиента не справилась. Ему психоз, мне фрустрация. Интересно, как это скажется на продолжительности жизни нас обоих. Слава богу, механизм вытеснения еще работает. И охраняет.

И не смотря на то что мы все когда ни будь покинем этот мир, у каждого будет свое заключение о смерти с конкретными причинами этой записи акта гражданского состояния. И человек со всей своей страстью и разумом борется с именно этой конкретной будущей возможной записью, и за отодвижение числа, которое будет там написано. Может это и рационализация, но не за всю мою жизнь есть у меня ответственность в этом мире. Несмотря на уверения экзистенциальных философов. Я не выбирал родиться мне или нет, разумным или нет , с наследственной генетической патологией или нет. К счастью это не мой выбор. А то пришлось бы и от этого мучится. И стремление мучиться меньше, а радоваться побольше, мне кажется, тоже не мой выбор. С чем -то придется жить без моей на то воли. Но конечно многое , очень многое в моих руках. В том числе и не терять веры(во всяком случае надолго), что все можно улучшить, и что мое страдание и избавление от него, только в моих руках. Даже если я и передаю себя в руки хирурга, то у меня есть выбор хирурга. А если я в этот момент без сознания, об этой возможности, о том, что я могу оказаться без сознания, нужно помнить и подготовиться заранее. А уж мое психическое здоровье сам бог мне велел поддерживать. И включая и тип психического реагирования.

Вернемся к автобиографической самотерапии.

Хочу высказать крамольную и для меня несколько страшноватую мысль.

А почему бы вместе с дипломами и сертификатами в приемной или кабинете не вешать свою автобиографию с честной самооценкой каждого из ее фактов и объяснением причинно- следственных связей в моей автобиографии? Как я их интерпретирую?

Когда я это написал, верите или нет, у меня компьютер даже возмутился и отказался работать. Но пока я его победил, потому что мысль мне и правда кажется честной. Тратить время клиента и свое на рассказ о себе, мне кажется не рациональным. А знать обо мне то что его клиента интересует он имеет право. И не только с рекламными целями. А пока я такую автобиографию писать буду может и сам в чем ни будь разберусь. Или болевые точки повспоминаю и с ними поработаю. Позанимаюсь самотерапией, и если бог даст стану синтонным и конгруэнтным. Сильным и спокойным. И буду просто жить и работать, помня о том, что меня ждут дома. Если конечно ждут. А если не ждут, что я могу сделать, чтобы ждали?

Цитата из Альберта Эллиса, автора РЭПТ

Улучшениям клиента может препятствовать еще и то, что тера­певт привносит в терапевтический процесс свои собственные пере­живания. Я (А. Э.) выделил пять основных иррациональных идей, которые приводят к терапевтической неэффективности

«Я должен быть успешен со всеми своими клиентами практи­чески всегда».

«Я должен быть выдающимся терапевтом, лучше тех, которых я знаю или о которых мне приходилось слышать».

«Меня должны уважать и любить все мои клиенты».

«Поскольку я как терапевт усердно работаю, стараюсь изо всех сил, мои клиенты, со своей стороны, должны быть такими же трудолюбивыми и ответственными, должны внимательно меня слушать и должны всегда стремиться к изменениям».

«Поскольку я тоже человек, я должен иметь возможность полу­чать удовольствие во время терапевтических сеансов и исполь­зовать эти сеансы, чтобы решать свои личные проблемы так же, как я помогаю клиентам решать их проблемы».

От себя добавлю, что именно эти идеи приводят к деструктивности самого терапевта.

К тяжелым фрустрациям.

Отдельно несколько слов о модном нынче коучинге. В той его форме, которая называется самокоучинг. Это когда я сам задаю себе вопросы о том что бы я попросил у щуки из известной русской сказки про Емелю. Мне лично щука больше нравится, чем золотая рыбка, ибо у щуки ограничений на количество желаний и на способы их исполнения нет.

Так что по щучьему велению и по моему хотению я могу хотеть чего хочу и сколько хочу.

А дальше коуч- щука может попросить меня занять ее щучье место в выполнении моих (этакий ролевой тренинг) желаний и практически разработать план их реализации по специальной коучерской программе. Эта коучинговая программа может ответить на мои вопросы к самому себе, чего я действительно хочу, когда хочу этого и готов ли я взять ответственность за реализацию плана. Потому что коучинг это Осознавание и Ответственность.

Это на самом деле настолько тяжело, что я несколько пытаясь за это взяться, испытывал фрустрацию от необходимости взять ответственность за свое будущее на себя. Но очень хорошо знаю( по работе бизнес - консультанта) что либо я планирую изменения либо они планируют меня. Либо я их реализую, либо они находят меня и реализуются согласно второму закону термодинамики. Этот чертов закон говорит, что если не прикладывать усилий все только разваливается. И что на самом деле хаос в жизни не надо планировать – он приходит сам. Закон Мерфи - если неприятности могут случиться они обязательно случатся. Когда Алиса из сказки Льюиса Керрола узнала, что Земля вертится, она правомерно решила, что для того чтобы остаться на месте, надо быстро бежать. Из «наших» по этому поводу грустно Карл Юнг высказался. «Мы думаем, что проживаем жизнь, а на самом деле она проживает нас».

Мало иметь работу - надо прикладывать усилия, чтобы она осталась.

И гораздо больше усилий чтобы ее стало больше.

Вот парадокс – чтобы больше работать, надо прикладывать больше усилий к организации работы.

В общем, в моем мифе вариантов два – либо я согласно третьему шагу 12 шаговой программе Анонимных Эмоционалов прихожу к твердому убеждению о необходимость перепоручить свою жизнь и волю Богу как я его понимаю, либо принимаю решение перепоручить решение своих эмоциональных проблем самокоучингу. Причем по достаточно простой схеме. Итак, я честно говорю себе, что у меня есть неприятные чувства, от которых я хотел бы избавиться. После этого измеряю их по виртуальной шкале от одного до десяти, где 1- практически не беспокоят, а 10 беспокоят нестерпимо вплоть до суицида.

И если честный расчет показывает что эта цифра больше 5, то надо что- то делать.
После этого достаточно простой вопрос. Что могло бы уменьшить эту цифру на одну единицу. Это что, ( или нечто) у меня есть? Что мне прямо сейчас можно сделать, чтобы у меня это было.

Это моя терапевтическая мишень. Обретение некоего качества, которое помогло бы мне уменьшить мои страдания на одну единицу. Когда это качество определено, мне необходимо измерить себя на наличие этого качества. По шкале от одного до десяти. И если не десять то спросить себя честно, что я могу сделать, чтобы стало больше на одну единицу. Можно измерить свое умение это качество обретать. Тоже по шкале от 1-10, и затем спросить себя, что конкретно мне нужно чтобы этому умению научиться? Ведь полно книг по тренингам с расписанными упражнениями, которые вполне можно переделать для себя.

Есть еще вариант. Тоже из программы самокоучинга для людей делающих карьеру.

Надо просто подробно подумать, а еще лучше расписать на бумаге конечную точку своей желаемой карьеры. Кем я хочу быть, когда прекращу свою трудовую деятельность?

Только честно. Можно нереалистично, но обязательно честно. Самому себе не врать.

Сюда можно даже включить вариант о моей смерти сразу после терапевтического сеанса.

Умирают же артисты на сцене, а крупные руководители прямо на работе. Такое бывает, и некоторые из нас вполне могут об этом мечтать.

Итак, пишем свою конечную точку, а потом расписываем эту конечную точку подробно, как можно подробнее. Где, в каком городе, в каком помещении, на «государевой» службе или в коммерческом подразделении крупной организации, в частном ли кабинете, принадлежащем мне, одному или с коллегами это произойдет? Это же моя фантазия и поэтому отговорки, дескать, я не знаю, мне не ведомо, не проходят. Никто не знает, вопрос не о знаниях а о желаниях. Может, кто-то желает бессмертия, так тогда в каком виде? Конкретно. Если в трудах своих научных, то, сколько должно быть трудов, чему они должны быть посвящены, каким темам, где изданы, на какие языки переведены, и.т.д. Если бессмертной души, то, как душа должна обрести бессмертие? Как конкретно? Что должно произойти, чтобы она это бессмертие обрела?

Но вернемся к естественному развитию событий. Определились со временем, местом, и статусом. Дальше все проще. Что, какие предметы, мебель, интерьер будут окружать меня в конце моего пути? Какие люди? Хорошо бы Энелперскую картинку создать, звуки и кинестетические ощущения. И проверить Наполнит ли меня то что я себе нафантазировал о конце моей карьеры чувством спокойной, внутренней удовлетворенности. Если да едем дальше, если нет, уточняем, или меняем фантазию до момента ее удовлетворяющей эмоциональной составляющей.

Нафантазировали. Получили удовлетворяющую эмоцию. А потом построили с разбивкой по годам план достижения того что нафантазировали. Это тяжелая работа, особенно для молодых, но зато для молодых она самая эффективная. Что поделаешь, когда планируешь лет сорок профессиональной карьеры, очень приятно осознавать, что еще так молод и впереди насыщенная событиями жизнь. И поэтому план по годам с разбивкой на этапы обретения того, что конкретно нафантазировали. И в конце этой работы мы приходим к сегодняшнему числу, и от него можно построить план на ближайший год, с разбивкой по месяцам. Далее коллеги, для особенно тревожных. Планировать надо не материальный результат месячной работы, а время, потраченное на достижение этого результата. Время то мое, и его я могу спланировать. Понедельно, или ежедневно. Время на работу в направлении, заданном конечной целью. Побудем штурманами, которые проложили курс и теперь держат свой корабль на нужном курсе.

Только конечно хотелось бы и результат.

Ну что же, можно и результат, но тогда предлагаю два варианта. Первый так и называется, хорошо сформулированный результат, очень известная техника из НЛП. Есть в очень многих книжках но я уж для ленивых вставлю.


Результат считается хорошо сформулированным, если он удовлетворяет пяти условиям.

1. Задача должна быть сформулированная позитивно (положительно).

2. Результат должен быть применим конкретно к данному человеку то есть в нашем конкретном случае к себе. (Вопросы: "Что вам нужно для этого? Как бы вы хотели реагировать?"). Клиент (Я) должен считать себя достойным этого результата.

3. Результат должен быть экологичен (экология проверяется с помощью квадрата Декарта и вопросов типа: "Как при этом изменяться ваши взаимоотношения с …?").

4. Должен быть определен контекст, в котором человеку необходим этот результат (Вопросы: Где? Когда? С кем? В каких обстоятельствах?)

5. Результат должен мотивировать. (Вопросы: "Что вы увидите, услышите, почувствуете во вне себя и внутри себя, когда получите этот результат? Претворитесь, что у вас уже есть этот результат! Что вы при этом ощущаете? Как вы себя при этом чувствуете?")

Когда проверены эти пять условий терапевт помогает клиенту простроить схему достижения результата, задавая ему вопросы в определенном порядке:

Как вы знаете, что успешно идете к результату, за неделю (месяц) до его достижения? Что вы при этом видите, слышите чувствуете?

Как вы знаете, что успешно идете к результату, за две недели до его достижения? Что вы при этом видите, слышите чувствуете?

Как вы знаете, что успешно идете к результату, за три недели до его достижения? Что вы при этом видите, слышите чувствуете?

Так дойти до первого шага.

Каким будет ваш первый шаг? Как вы его осуществите? Какие ресурсы вам необходимы?

Подход к первому шагу расписывается максимально подробно.

Затем еще раз проговариваем всю последовательность достижения результата по шагам (начиная с первого шага).

Этот вариант взят мною из книги НЛП 95 которая живет у меня на компьютере без имен ее авторов. Так что если таковые найдутся готов, каким, то образом обозначить их имена. Книжку эту я получил от своего товарища военного психолога который в свою очередь получил ее на переподготовке. А где не пишу. Вдруг военная тайна?

Есть еще вариант первого варианта


РЕЗУЛЬТАТ (чего я хочу)

Я хочу научиться использовать понятие «терапевтическая мишень» качестве средства психологической коррекции людей.



ПРИЗНАКИ
(как я узнаю, что добился (ась) того, чего хочу)

Я буду считать, что научился(ась), когда прочитаю это пособие, проделаю все рекомендованные в нем упражнения и начну применять это на практике.


УСЛОВИЯ
(где, когда, с кем это необходимо/ нежелательно)

Это нужно мне, в моей профессиональной деятельности и не позднее, чем через три месяца.


СРЕДСТВА
(что мне нужно, чтобы достичь цели)

Терпение, воля и наличие свободного времени — не менее часа ежедневно. Отвлечение от суеты. И понимание того, что психолог, не владеющий средствами психокоррекции — это не профессионал.



ОГРАНИЧЕНИЯ
(почему я не достиг (ла) цели раньше?)

Не попадалась эта книга. Но ведь были другие! Наверное, я просто не задумывался (лась) о своей профессии и просто положился(ласъ) на случай. Так что ограничение во мне — в том, что я пустил(а) свою судьбу на самотек. И в занятости всем, кроме действительно важного. И в неумении это важное выделять.



ПОСЛЕДСТВИЯ
(что произойдет, если я достигну/ не достигну цели?)

Если я ее достигну, все будет просто класс! Здорово! Я смогу решать проблемы своих будущих клиентов. А вот если не достигну... Что ж, жизнь не кончится, но тогда мне придется серьезно разобраться в самом себе — почему я не понял(а)или не принял(а) эту возможность стать настоящим профессионалом.


ЦЕННОСТЬ
(стоит ли цель моих усилий?)

Безусловно, стоит. И с учетом ее ценности я, пожалуй, пересмотрю СРЕДСТВА — вместо одного часа пусть будут два ежедневно. А еще — поставлю новую цель: научиться отделять "зерна от плевел ": нужное от желательного и важное от второстепенного. . .


РЕЗУЛЬТАТ ПРИЗНАКИ

1. Чего вы хотите добиться?

2. Как вы узнаете, что достигли цели? Что вы увидите, услышите, почувствуете, сможете сделать?



УСЛОВИЯ

3. Где, когда и с кем вам это необходимо и желательно? Где, когда и с кем — нежелательно?



СРЕДСТВА

4. Чего вам не достает, чтобы достичь цели? Каких ресурсов?



ОГРАНИЧЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЯ

5. Почему вы не достигли цели раньше?

6. Что произойдет, если вы достигнете/ не достигнете цели?



ЦЕННОСТЬ

7. Стоит ли цель ваших усилий?


Таблицу честно взял на каком то Интернет - сайте несколько лет назад и поэтому не могу сослаться на автора. Помню только что он - нижегородец и фамилия Сысоев или Сысуев. Так что принимаю по этому поводу любые претензии, и обещаю, что если автор найдется, во втором издании обязательно опубликую его имя.

Второй вариант планирования времени и результата.

Этот вариант из книги Джона Уитмора . «Коучинг - новый стиль менеджмента и управления пер­соналом» Это список вопросов к себе и другим на которые хотелось бы честно ответить.


ВОПРОСЫ КОУЧИНГА И САМОКОУЧИНГА - путеводитель сессии коучинга

Расстановка целей
Что является объектом или направлением, в котором вы хотели бы работать?
На какие результаты вы рассчитываете по завершении этой сессии коучинга?
Насколько далеко и как детально вы хотите продвинуться в ходе этой сессии коучинга?
Какова ваша долгосрочная цель в рассматриваемом контексте? Каковы временные рамки, связанные с ней?
Какие промежуточные шаги можно определить и каковы для них ограничения по времени?

Обследование текущей ситуации (реальности)
В чем состоит текущая ситуация, если ее представить более детально?
Каковы ваши опасения, связанные с ней, и насколько они сильны?
Кто еще, кроме вас, может повлиять на рассматриваемое дело (направление)?
Кто знает о вашем желании что-то сделать в рассматриваемом направлении?
В какой мере лично вы контролируете результаты деятельности?
Кто еще контролирует результат и в какой степени?
Какие действия вы предприняли в данном направлении до сих пор?
Что не позволило вам сделать больше?
Какие препятствия потребуется преодолеть в достижении цели?
Какие (если они есть) внутренние препятствия или личное сопротивление имеют место в связи с намечаемыми действиями?
Какие ресурсы у вас уже есть (мастерство, время, энтузиазм, деньги, поддержка и т.п.)?
Какие еще ресурсы могут вам понадобиться? Каковы их источники?

Список возможностей

Каковы все различные способы, с помощью которых вы можете подойти к решению проблемы?
Составьте список всех альтернатив, больших и малых, дающих полное или частичное решение.
Что еще можно было бы сделать?
Что вы могли бы сделать, если бы имели больше времени, больший бюджет или были бы начальником?
Что вы могли бы сделать, если бы могли начать сначала, с чистого листа, с новой командой?
Хотели бы вы дополнить мои предложения?
Каковы достоинства и недостатки каждой из внесенных в список возможностей?
Какая из возможностей даст лучший результат?
Какое из рассматриваемых решений наиболее обращено к вам или более всего приятно вам, и какое — принесет вам наибольшее удовлетворение?

То, что надо сделать
Какую возможность (или какие возможности) вы выбираете для реализации?
В какой степени выбранные варианты обеспечат достижение поставленных целей?
Каковы ваши критерии и способы измерения успеха?
Когда точно вы намереваетесь начинать и заканчивать каждый шаг действий?
Имеются ли внешние или внутренние факторы, противодействующие выполнению намеченных шагов? В чем они заключаются?
Что вы будете делать, чтобы устранить эти внешние и внутренние факторы?
Кто должен знать о ваших планах?
Какая и от кого вам необходима поддержка?
Что и когда вы будете делать, чтобы добиться этой поддержки?
Что я мог бы сделать, чтобы поддержать вас?
Как вы можете оценить свою уверенность в выполнении намеченных действий (по шкале 1-10)?
Что препятствует оценке 10?
Что вы можете предпринять или изменить, чтобы приблизиться к оценке 10?
Есть ли что-то еще, что вы хотели бы обсудить сейчас, или мы заканчиваем?

Я эти вопросы для нашего случая специально не редактировал и даю их так как дает Джон Уитмор. Вдруг не только для себя пригодится.

В рассматриваемом контексте эти вопросы могут быть использованы в поиске тормозов собственного личностного и профессионального развития.

Сейчас в стране много терроризма и много советов по поводу тревоги из-за этого.

Многие из этих советов вполне можно было бы применить к тревоге вообще.

В нашем случае это может выглядеть так.

Дорогие коллеги, если у вас есть тревога по личному или профессиональному поводу,

делайте, что-нибудь с этим, ибо наша тревога индуцирует тревогу у клиентов, а наша фрустрация фрустрирует их. А они, между прочим, имеют право на высокопрофессиональную помощь. Они наши кормильцы, а не надоедливые придурки которые не понимают наших слов и не хотят принимать нашу помощь.

Есть такой анекдот

«Сколько психотерапевтов нужно чтобы вкрутить одну лампочку?

Терапевт может быть и один, но лампочка должна иметь мотивацию на изменения».

У водителей, которые пассажиров возят, есть обязательный утренний медосмотр.

Хотелось бы, что у психотерапевтов тоже такой был. С допуском или недопуском.

Или внешний или внутренний. Самоосмотр. Хотя бы тест Люшера с утра разложить.

И в зависимости от результатов, какой-нибудь метод самотерапии на себе провести.

Люшер чем хорош, состояние показывает, а мишень на терапии очень легко появится, как только я о причинах состояния задумаюсь и сам себя спрошу, чего хочу и почему этого не могу? А может могу? Если могу - вперед, в жизнь кипучую, а если не могу – назад, к себе любимому. Фокусироваться по Джендлину, попросить мои руки помочь мне в решении проблемы, которая меня сейчас беспокоит по Росси, погрузиться в самогипноз по Бетти Эриксон, подобрать аффирмации по Луизе Хей, божественный настой по Сытину, Мандалу по Беккио, медитацию по Йоге или по Ошо, молитву по «12 шагам», в конце концов, подышать в какой-нибудь дыхательной гимнастике, или вообразить себя предметом который мог бы помочь мне сделать то чего я не могу, побыть перед зеркалом человеком, который это может, покрутить в голове картинку, звук и ощущение которое сопровождает состояние «не могу». Список продолжайте сами, дорогие коллеги. Кто что умеет. Только очень хотелось бы напомнить- сначала мишень а потом техника. И не увлекаться. А то на работу опоздаете. Цель то очень маленькая. На сегодня с тормоза сняться и день прожить сегодняшний, а не тот в котором фрустрация была. А вдруг счастье сегодня будет?

Полностью- по тэгу "Секреты профессии".
Tags: секреты профессии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments