Меня удивила песня вот из этого моего поста https://rabota-psy.livejournal.com/1371935.html тем, что смысла в ней никакого не было: каждый куплет совершенно не связан с предыдущим. Решила найти текст в интернете, чтобы понять, что я упускаю. И тут оказалось, что девушки исполняют подблюдные песни. До этого я о них ничего не слышала. Информация мне показалась очень интересной, поэтому делюсь. Текст песен из ролика в конце.
Подблюдные песни - песни, исполнявшиеся в составе святочных, новогодних гаданий. Гадающие, которых должно быть не менее шести, бросали в блюдо с водой какие-то мелкие вещи. Затем блюдо закрывали платком, пели песни, и после каждой подблюдной вынимали фанты по одному. Текст песни и служил предсказанием. Смысл песни в пределах одного подблюдного гадания мог изменяться в зависимости от половозрастных характеристик адресата.
"На пороге сижу,
За порог гляжу"
Для девушки, достигшей брачного возраста, песня предвещает свадьбу, для пожилого человека - смерть.
Тема благополучия и богатства в подблюдных песнях чаще всего связана с образами хлеба и золота, а также с производными от них. Тем же значением в мифопоэтических представлениях наделяются образы каравая, пирога, зерна, снопа, дежи для замешивания теста, квашонки и под. В подблюдных песнях они символизируют и богатство, и увеличение добра, и плодородие, и брак, и рождение ребенка. Почти все из этих благ может сулить песня:
"Мышь пищит, каравай тащит,
Да еще попищит, да другой притащит"
Мотив золота, в ряде подблюдных песен тождественный по значению мотиву хлеба, реализуется в образах злата-серебра, казны, денег, драгоценных камней, бесценной вещи (шуба кузнеца), чудесной щуки и т.п.
Многогранно в подблюдных песнях представлен образ кузнеца, наделенный в народном сознании магической силой и творческо-созидательным характером (в сказках кузнец побеждает черта, Бабу-Ягу, ведьму и других отрицательных персонажей; в играх ряженых перековывает старых на молодых; в свадебной лирике первые кузнецы Козьма и Демьян "куют свадебку"). Поэтому песни, в которых появляется образ кузнеца, сулят удачу, прибыль, свадьбу.
Символика подблюдных песен, предвещающих брак, тесно связана с символикой свадебной обрядности и лирических песен, сопровождающих ее. Одним из основных здесь является образ кольца (символ брака), которое находит девушка или домашние птицы (курочка, кочеток). В большом количестве подблюдных песен используется мотив соединения парных образов, символизирующих жениха и невесту: это и драгоценные камни ("Крупен жемчуг со яхонтом, хорош жених со невестою"), и два клубка ниток, и два сцепившихся прутика, и клен с березой, и капустка с кочанком, и грибы (груздок с беляночкой), и птицы (целующиеся голубочки, кур с куркой, сокол с соколинкой), и животные (кот с кошуркой, куна и соболь, бобер с куницею) и т.п. Несомненным источником подблюдных песен о браке является свадебный обряд; разные его этапы отражены в песнях либо прямо, либо иносказательно.
Тема безбрачия в подблюдных песнях раскрывается с помощью одиночных образов девушки, кошечки, колючей сосны или через незавершенность, продолжение того или иного действия ("На печке сижу да ошкурки гложу. Еще посижу да еще погложу"; "На печи сижу, сквозь потолок гляжу"; "На загнетке сижу, долги нитки вожу. Еще посижу - еще повожу"). Производимые действия не случайно пространственно связаны с печью, так как в традиционной культуре печь является символом отчего дома, семейного очага. Символом продолжения девичества в песне оказывается прядение ("Долги нитки вожу"), являющееся в распределении женского домашнего труда типичным девичьим занятием. В песне "Венички-пошумельнички, еще повисят, еще пошумят" опосредованно нашел отражение свадебный обряд невестиной бани, одним из основных атрибутов которого является банный веник; его невостребованность в сюжете подблюдной песни сулит безбрачие на следующий год.
Тематика разлуки и дороги в подблюдных песнях, означающих набор в рекруты, работу на чужой стороне и подобное, реализуется в образах полотна (одно из символических значений его в народных представлениях - дорога), средств передвижения (саночки-самокаточки), "заиньки-ковыляиньки" или воробья, соответственно бегущего и смотрящего "на чужу сторону".
Мотив ущербности одежды (растрескавшийся сарафан или короткие, дырявые штаны), образы опустившейся на дно квашни, пьяного мужика, одного голубя, не отвечающего на говор другого, в подблюдных песнях предвещают бедность несчастье, вдовство.
В песнях, сулящих смерть, как и в тех, что обещают свадьбу, используются образы, связанные с соответствующей обрядовой сферой: корыто-коробья-колода-гроб, разрывающееся полотно, раскатывающаяся новина (полотно), беленькие чулочки, рушничок на воротах, холодная баня, лошади, везущие бревно, блин на блюдце. Нередко в песнях о смерти встречается образ вороны, которому в традиции приписывалось значение предвестника смерти или несчастья.
В подблюдных гаданиях ведущая роль принадлежит слову, имеющему, особенно в "закрепках" ("Кому найдется, тому сбудется, тому сбудется - не минуется"), императивный характер и выполняющему функцию заклинания, сближает этот жанр с колядками и заговорами.
(Источники: http://ethnomuseum.ru/podblyudnye-pesni http://www.woman.ru/relations/astrology/article/88654/ )
Текст песни:
Колечко мое посеребренное
Полежи в воде, да на самом дне.
Мы кому поем, мы тому с добром.
Правда сбудется, не минуется!
Отплыла лодка, да от берега.
Мы кому поем, мы тому с добром.
Правда сбудется, не минуется!
Сидит на перине, считает полтины.
Мы кому поем, мы тому с добром.
Правда сбудется, не минуется!
На печи дежа высоко взошла!
Мы кому поем, мы тому с добром.
Правда сбудется, не минуется!
Куют кузнецы золотые венцы.
Молодой кузнец, скуй и мне венец
На этом венце я обвенчаюсь,
На этом кольце я обручаюсь.
Мы кому поем, мы тому с добром.
Правда сбудется, не минуется!