Тренинг как коробка шоколадных конфет…
«Жизнь - как коробка шоколадных конфет никогда не знаешь что внутри»
цит. из к/ф Форрест Гамп
Чего хотят участники, пришедшие на бизнес-тренинг получить от этого мероприятия?
(чего могут хотеть тренеры, описано тут)
Цитату с метафорой о коробке конфет можно с успехом применить и к бизнес-тренингу. Все дело в том, что участники, конечно же, приходят научиться. Да!
Правда и в том, что участник приходит на тренинг не как tabula rasa/чистый лист, а со своей уже сложившейся в процессе жизни индивидуальностью, характером, установками и пр.
Если говорить о поверхности конфеты то это могут быть различные инструменты и техники, о которых, в принципе можно прочитать и в книжках. Эти инструменты можно сравнить с игрушками. Участник, уносит с собой что-то - присвоенную, встроенную внутрь игрушку, дополнительно подкрепленную материальным объектом - раздаткой с текстом и собственноручными заметками в ней или диском с записью тренинга. Тренер, ведущими потребностями которого являются эго – потребности охотно предоставит такую игрушку, это может быть одна из многочисленных матриц, техник, моделей методик и т. п.
И одновременно тренер, особенно тренер с выраженными контактными потребностями будет заботиться об уровне энергии группы и ее участников…Некоторые тренеры, полагают, что если участник во время – круга обратной связи сказал о том, что тренинг помог ему систематизировать имеющийся опыт, то тренинг был не вполне удачен для этого участника, хотя это может быть и не вполне так…
Если допустить, что наработанные человеком за годы развития установки, правила, привычки, стереотипы мышления и действий защитные механизмы представляют собой структуру, некий каркас, то для того, чтобы что-то в этом каркасе поменять, нужна дополнительная энергия.
Вспомним как развивается ребенок, поначалу его движения хаотичны и только спустя какое – то время они становятся структурированными. Однако ребенок, в особенности младенец, очень активное и подвижное существо, в нем много энергии и он, за исключением случаев с аномалиями, развивается очень быстро, потом это развитие в известном смысле замедляется, это происходит потому, что большая часть его энергии оказывается связанной структурой – уже усвоенными привычками, правилами и стереотипами, соответственно для того, чтобы вписать туда что-то новое, в эту структуру необходимо добавить энергии, сделать так, чтобы на каком-то отрезке времени энергии было несколько больше, чем структуры…и чтобы участник смог как бы немного регрессировать…
Для этого в тренерском арсенале есть всякие разные разности, наборы игрушек -тренеры их обычно называют «упражнениями для разогрева», «ледоколами» и используют для усиления коммуникативной составляющей. Эти упражнения могут быть любыми, главное в них то, что они отличаются от тех привычных способов поведения и действий, которые человек совершает в повседневной жизни и собственно их предназначение - выводить человека и группу из привычных способов и стереотипов взаимодействия…
Также к переходу от обычного соотношения структуры и энергии к большему количеству энергии способствуют используемые тренером метафоры, притчи, байки, анекдоты, а также абсурд, гротеск, парадоксы и даже удачно подобранные картинки в слайдах презентации. Некоторые виды кейсов и упражнения – вызовы, в процессе выполнения которых участник может убедиться что стереотип «не работает» и придти в состояние некоторой обескураженности, также повышают количество этой самой энергии.
Метафора как мгновенное сближение образов объединяет как бы две реальности и увеличивает за счет такого объединения количество энергии, не говоря уже об абсурде, гротеске, оксюмороне и прочих приемах, подробный перечень которых можно найти в мало-мальски приличном поэтическом словаре. Собственно, если возвращаться к конфетной метафоре начала статьи, то суть в том какой именно тренерский прием сможет активизировать «начинку» того или иного участника, изменить его индивидуальный баланс энергии и структуры в пользу повышения энергии, что способствует изменениям и усвоению нового
Если говорить о дебрифинге, собственно разборе упражнений, который проводится после, и во время которого, участники делятся ощущениями, чувствами и мыслями, возникшими в процессе, то, по сути, в этом акте полученный опыт, энергия превращается в индивидуальную структуру самими участниками – новые конфеты с новой начинкой.
В этом смысле, гораздо более ценно, если участник уносит не только конфету предложенную тренером – работающий в бизнес - практике инструмент, метод, но и конфету собственноручно изготовленную – свое собственное открытие, методику -уникальную от того, что она органично объединила его внутреннюю энергию со структурой, неожиданно и адаптивно к его индивидуальному стилю.
Такой уровень результата сложно предсказать, однако можно предпринять ряд интервенций, чтобы повысить вероятность его достижения.
И тут уже больше подходит метафора киндер - сюрприза, игрушки, которая всегда новая, неожиданная, удовольствие от игры в которую усиливается Ага! От процесса извлечения из шоколадной капсулы и радости от самостоятельной сборки…
P/S В этой зарисовке я очень схематично и упрощенно представила возможность теоретической и практической пользы от сложного и тем не менее энергетичного подхода , изложенного в Семи сообщениях Б.Г. Кравцова «Три инстанции в психике больных и здоровых»
© Ефимова Дарья
HR консультант, тренер, психолог
Модератор rabota_psy
