luto_volk (luto_volk) wrote in rabota_psy,
luto_volk
luto_volk
rabota_psy

Русская женщина

Попался очень интересный материал:

Как жили русские женщины до Октябрьской революции? Что изменилось в их жизни после коллективизации деревни, и каково было тем, чья молодость пришлась на послевоенное время? Почему именно женщин, жертв патриархального уклада, называют источником, питавшим великую русскую культуру? Что их рассказы говорят об их ценностях, желаниях и мотивах? Каковы их магические и религиозные практики, межпоколенченские отношения родства и свойства, отношения с мертвыми?

...
Женские возрастные статусы отмечались внешними маркерами: одеждой, прической. До пяти-шести лет детей обоих полов одевали одинаково — в рубахи; по достижении этого возраста девочки носили платья, мальчики — штаны. Первый «праздничный» наряд для девочки шился к тринадцати-пятнадцати годам, в то же время она получала свою первую собственную выходную пару обуви. Эту одежду в первый раз следовало надевать в церковь; после этого она носилась по праздникам. До замужества девушки заплетали волосы в одну косу, тогда как замужние женщины закручивали волосы в пучок, в две косы или зачесывали их под гребенку. Незамужние женщины продолжали ходить с одной косой: старых дев называли сивокосыми.
...
В Вологодской области нам рассказывали о ритуале «первой нити». Когда девочка училась прясть, первый клубок, спряденный из самой грубой кудели, бросали в печь — обычно это делала бабушка. Пока клубок не сгорал дотла, девочка должна была сидеть на снегу «голым задом». Чем тоньше и лучше была нить, тем быстрее она горела и тем меньше приходилось сидеть в снегу.


Полностью по ссылке https://gorbutovich.livejournal.com/124780.html

Задумавшись и присмотревшись, можно без труда увидеть, что поступки - близких, а иногда и наши собственные - не внезапные и дикие, а когда-то имели смысл и совершенно определенную цель.
Мне очень отозвалось описание взаимодействия невестки со свекровью.
Когда приходило время вступления в брак, как правило, девушка уже умела шить, вышивать, ткать, готовить и выполнять другие домашние работы. Тем не менее в доме мужа после свадьбы ее обязанности ограничивались тем, что определяла свекровь. Готовность подчиниться воле свекрови — какой бы она ни была, злой или доброй — вменялась будущей невестке в акте ритуала, по которому на второй день свадьбы молодая жена должна была мести пол, спросив предварительно у свекрови о том, как это нужно делать, и одарив ее платком «за науку».

и отсюда https://gorbutovich.livejournal.com/195611.html
Девушка-невеста выходила из подчинения своим родителям и, став молодой женой, перепоручалась семье мужа. Связь между родителями и замужней дочерью становилась горизонтальной. Предполагались взаимная помощь, совет, проведывание, праздничная гостьба, но не подчинение. Вступив в брак, женщина становилась в подчиненное положение по отношению к мужу и его родителям — свекру и свекрови. Муж и родители мужа отвечали теперь перед миром за невестку...
Мужчины выходили из-под власти класса матерей после свадьбы. Такое преобразование отношений имело ритуальное оформление. Практически повсеместно русский свадебный обряд включал в себя «испытание молодой». Ритуальная проверка хозяйственности молодой и введение ее в домашнее хозяйство совершались в первое утро пребывания в доме мужа. На второй день свадьбы молодуха метет пол. На пол кидают мусор: какое-либо старье, сено, песок, деньги. Веник невестке подает свекровь. Если мела не чисто, ей говорили: «Ой, не умеет и мести невеста, не чисто еще и метет» [8]. Записанные нами в деревнях рассказы об испытаниях молодки сопровождались сетованиями рассказчиц на то, как это было тяжело психологически. Испытание могло длиться сколь угодно долго, смотреть на него собирались подруги свекрови, т.е. молодая женщина была окружена старшими посторонними женщинами, родней мужа и соседками, действиям которых она не имела права сопротивляться. Остановить испытание мог только молодой муж.

Стало понятно, что доминирование надо мной свекрови - не только от того, что "мальчика увела", а за этим стоит многовековая традиция. Правда, от понимания подначки и оскорбления не стали приятными) И в большуху свекровь играла как-то односторонне - унизить невестку - да, а подчиняться свекру-большаку и нести ответственность за молодую семью - нет. И муж мой, оказывается, из-под власти матери не очень-то вышел. А в моей (родительской) семье похожая песня - податливый мой папа и неумелый рулевой мама.

По второй ссылке как раз про это - как "потерялись" мужчины и "руководящую роль" взяли на себя женщины.

http://magazines.russ.ru/nlo/2012/117/l6-pr.html - похоже, часть материала по ссылкам взята отсюда.

А вам что-нибудь отозвалось?

Tags: хочу спросить?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 91 comments