«КАМЕННАЯ ДЕВКА» ИЛИ ХОДЯЧИЙ ТРУПАК?!

Вот вопрос, который мучает меня последнюю неделю.   

Держит меня эта тема, не отпускает.

Продолжая своё изучение бажовского наследия и его влияния на Уральскую матрицу, я снова задумалась о характере Хозяйки Медной горы.

Считается,  что практически все на Урале читали эти сказы. Да и не только на Урале. Книги в советское время выходили миллионными тиражами.

Наверняка и вы читали. Или хоть фильм смотрели.

Ну и какие у вас впечатления от Хозяйки?  

Что она из себя представляет?

Добрая она волшебница или злая? Больше помощи от нее или вреда?

Почему  никакой радости от общения с ней не было?

И, ладно бы, она наказывала только приказчиков и соглядатаев. Но как пишет о ней П.Бажов: «Вот она, значит, какая, Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе,  и доброму радости мало.»

Иллюстрация Воловича.

Вот и задумалась я: почему радости мало?

Вроде ведь помогает?

Или только так кажется?

В своем докладе  в ГЦСИ  я говорила о ней как об ипостаси Великой Матери и о сходстве ее образа с образом богини Хатхор- Владычицы бирюзы из Древнеегипетской мифологии.

Но она так же представляет из себя и духа местности. Гений места- так называли их древние римляне. В их власти была какая то территория и атмосфера, которая там складывалась.

ВИКИ пишет: ДУХ-ХОЗЯИН(и аналогичные ему:господин, владыка; или дух локуса, дух места, дух-покровитель места, гений места) — общеупотребительный термин первобытных религий, а также и современного фольклора, перешедший в качестве синонима божества во все высшие религии.

Дух- хозяин сперва выступал в облике тотемного животного. После мог быть и в зверином облике и в человечьем. Не брезговал, и в змеином облике на камушках погреться. Так даже и лучше было. Оттуда уже и на кадуцей попал и символом Асклепия обернулся.

В нашем случае это Хозяйка. Женское божество или женская сущность. Ее власть на подчиненной территории почти безгранична. Только вот к людям отношение странное.

Согласно мифологии Дух -хозяин также связан  с культом предков. Считается, что именно духи умерших предков помогают ныне живущим.

Так мы выходим на идею, что Дух местности — может быть духом умершего человека. Причем умершего, скорее всего, насильственной смертью. Иначе, для чего бы он в этом месте задержался.

Помните: ведь приведения в старинных зАмках и домах- чаще духи людей, умерших не по своей воле.

Так не предположить ли, что Хозяйка Медной горы тоже является духом умерщвленной в этих местах женщины. Причем, смерть ее,скорее всего была жестокой. В этих диких урочищах и болотах сгинуть от злых людей не представляло труда. Особенно молодой красивой женщине.

Так и превратилась она в Хозяйку территории, на которой кровь пролила — будущего Гумёшевского рудника и окрестностей.

Современный вид Гумёшек.

Отсюда такая нелюбовь в мужчинам, и желание их жестоко наказать. Одного приказчика в камень превратила, так что одни подошвы остались, другого на раскаленную болванку посадили, кто-то ума лишился.  

Жестокую смерть принимали.

Только и мастеровым не сладко приходилось. Кто ее наказы выполнял — получал желаемое. Только части души лишался. Радость и веселье их навеки покидало.  

Как сказали бы сейчас- впадали в  жестокую депрессию. Так что и жить не хотелось.

П. Бажов на Гумёшках.

Вот такая наша Медной горы хозяйка!

А мы ее образ в качестве бабы на чайнике используем. С хлебом- солью гостей встречать заставляем.  

Соленым от слез может быть тот хлеб. Да со вкусом кладбищенской земли.

Вот какие мысли от чтения Бажовских сказов рождаются.

Пожалуй, теперь осторожнее на экскурсии буду ездить.  

Не подскажете, как определить радиус влияния неуспокоенной души?

А вы чего интересного в Бажовских сказах вычитали? Делитесь мыслями.

(Из рубрики: хобби психолога)

Иллюстрация Воловича

Error

Comments allowed for members only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded