m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Как снимают футбольные матчи (взгляд по ту сторону экрана)

Вы задумывались над тем, кто снимает футбольные матчи? Как это происходит? Почему мы видим те или иные кадры? Какое оборудование используется? Мы задумались и решили найти ответы на эти вопросы. В этом нам поможет один из операторов, который много лет работает на трансляциях футбольных матчей в России – Максим Футболов.



Сколько камер обычно используется на трансляции?
В среднем 14, на топовых матчах 24 и больше.




Какой самый крупный матч ты снимал?
Таких много - это и матчи сборных, не только России, матчи Лиги Европы. Конечно, есть мечта поработать на Лиге Чемпионов.

Есть операторы, которые не любят футбол?
Не видел прям яркую нелюбовь к футболу, некоторым все равно на игру, они приходят выполнить свою работу. И это абсолютно правильно, хоть и спонтанная позиция, ведь когда ты и работаешь, и болеешь, ты можешь совершить неосознанные ошибки, будь то резкие рывки камерой или тряска.

Как происходит координация всех камер, есть какие-то спец. термины, которые слышишь в наушник?
Естественно, во время матча мы слышим режиссера через наушники, друг с другом операторам не принято общаться, можно обратиться к инженерам в ПТС при каких-либо проблемах с техникой. Термины: «горит камера» - пересвет; «топотушки» - выход команды футболистов на поле для проверки поля; «слошка»- камера, снимающая в
рапиде; «лягушка» - на низкой платформе. Еще у определенных групп камер своя длинная оптика, соответственно. Группы камер обычно называют «лягушка», «обратка», «заворотные» и т.д. Все камеры номерные, и как правило, у вас свой номер и оператор может слышать: - «камера 7, фокус» все команды четкие и понятные.



Какие особенности съемки, если ты оператор футбольного матча?
Обширный вопрос, особенности зависят от точки, на которой стоишь. У каждой камеры на трансляции свои определенные задачи, чуть ли не прописанные регламентом. К примеру, на моей точке (оффсайдная камера) главная особенность - держать крайних защитников и владеющего мячом игрока в кадре. Часто задачи каждой камеры обсуждаются перед матчем с режиссером и главным оператором. Важно понимать - съемка футбольного матча кардинально отличается от любых других видов трансляций/мероприятий — типом камер, объективами и самим принципом съемки.



Так к примеру, применяются большие операторские камеры с матрицами 2/3 Sony hdc 1500, PMW-F55, PXW-Z450, HDC4800 и т.д. (К слову на нынешнем ЧМ в России используются исключительно камеры Sony – компания выиграла контракт на поставку оборудования. — прим.ред.) Так же используется камеры фирм JVC, Panasonic. Цены озвучивать не буду, но они впечатляют (улыбается). Помимо камеры используются еще большие зум-объективы. Обычно с кратностью увеличения 22, 44, 88,101, фирмы разные, чаще используются Fujinon.



Как пояснили нам другие операторы, объективы на ТВ не используют в обозначении привычные «мм» - условно название 24-200 мм объективы не увидите и не услышите. Есть специальные формулы, с помощью которых можно сделать перерасчет с объектива в привычный формат, это связано с тем, что применяются камеры с матрицами 2/3.

Все камеры оснащены зум-объективами. Обычно ведущая камера имеет зум с кратным увеличением 25, со стабилизатором на тяжёлом штативе, Vinten 700, или 22. Укрупнение - 86 крат. На «лягушках», «суперсло» (камера снимающая весь матч со скоростью 75 и больше кадров в секунду, для повторов) ставят самые длинные объективы -101 крат, на стедикамы 14. Там, где не нужно планы по крупней, камеры оффсайдов - обычные 22 крат. Понятное дело есть специфика работа всей это связки — камеры+объектив+штатив.



Зумы сами по себе большие, с приличным весом и, как следствие, инерцией. Зум должен работать четко, плавно, так же надо во время зумирования держать фокус и это все с одновременным, плавным движением камеры (а инерция, сами понимаете, большая), плюс вы постоянно на связи с режиссером, при этом вокруг вас куча людей.

Другая особенность фокус и зум разнесены на 2 руки (если снимаете стационарно), это кардинальное отличие от репортажной съемки, когда камера на плече или риге. Вам нужна очень хорошая координация.

Нюансов в целом хватает, это на первый взгляд кажется все просто, взаимодействие фокуса и зума в обычной жизни не часто применяется, и это навык, который кроме трансляций нигде не получишь. Из технических особенностей я бы еще отметил «баланс белого» отстраивается прямо с ПТС, иногда перед матчем просят навести на определенные объекты на поле, так "сводят" камеры. Так же есть камеры, которые снимают весь матч только в рапиде (замедленная съемка).

Какие сложности могут возникнуть в процессе съемки?
Основная сложность – ты всегда на связи с режиссером, и в случае каких-то проблем, ты не можешь взять и уйти. Бывает возникают технические проблемы – не работает трансфокатор (зум) или работает неправильно, и обо всем этом надо говорить сразу, т.к. твоя камера может быть нужна в любой момент, и на нее рассчитывает режиссер.

Какие внештатные ситуации у тебя происходили?
Часто случалось, что переставал работать трансфокатор (он же зум — прим. ред.), и было время, мы приходили на матч и думали кому попадется сегодня этот пульт. Такое не часто происходит. В таких случаях, обращаемся в ПТС, они вызывают инженеров, и те могут принести запасной пульт. В крайнем случае, режиссер учитывает этот момент.

Бывает, что ты смотришь матч зрителем, по ТВ? Фиксируешь какие то моменты — по типу смотришь и проговариваешь про себя «вот тут сейчас зум...»?
Конечно, смотря матч, замечаешь все, когда ничего не заметил, значит все идеально прошло, но такое редко случается. Бывает после резкого рывка камеры или перевода камеры не туда представляешь, что сейчас доносится по связи с ПТС этому оператору (смеется)

Какой совет ты можешь дать ребятам, которые хотели снимать матчи, как попасть в эту отрасль?
Нужно получить диплом оператора ТВ, во время обучения и прохождения практики на телеканалах как-то заявить о себе, проявлять интерес, постоянно развиваться, общаться с операторами со стажем, режиссерами. Периодически компании ищут операторов на трансляций спортивных мероприятий, но бывает это не часто.

Отсюда https://fidller.com/blog/fidllercom/kak-snimaut-footbol/
Tags: психология спорта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments