luto_volk (luto_volk) wrote in rabota_psy,
luto_volk
luto_volk
rabota_psy

Тайные знания талантливых художников

Хочу еще немного расказать о том, что мы видим в изображениях. Вот, например, известная картина:


Понятно, что мы видим природную катастрофу, людей в ужасе, это подчеркивается мрачным, драматическим колоритом. Но почему каждый элемент картины художник поместил на определенное место? Что это значит?
На помощь приходит такая схема, составленная на основе многих исследований (список литературы в конце поста, схему составила не я)):


И видим: в центре - пытающиеся спрятаться от беспощадной стихии люди, в зоне прошлого - группа людей напряженно ожидающих чего-то страшного, в "будущем" - все падает и рушится, контроль - мрачно, телесные ощущения - люди в ужасе и страхе, земля уходит из-под ног, хватаются друг за друга в поисках поддержки.

Гении прошлого, не располагая результатами научных исследований, интуитивно располагали элементы картины "правильно", то есть так, что каждая функциональная зона картины несла соответствующий смысл.

Рассмотрим "Боярыню Морозову" Сурикова

Главное: Фигура боярыни на скользящих розвальнях — единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. (цитата) Интересно, что в области контроля и будущего - практически одно и то же: толпа людей и религиозные атрибуты. В области телесного босой юродивый сидит на снегу.

Грамотно сделана советская пропаганда

Главное: аплодисменты повару, заслужил
Контроль: заслужите похвалу!
Прошлое-будущее: благодарили, аплодировали, повал заслужил похвалу и в будущем тоже заслужит.
Телесное: девочка смотрит, слушает, да ест :)

Интересно устроен пинап:

главный смысл: юбку ветром подняло!
контроль: взволнованное лицо девушки: ах, как это! еще и трусики упали! продукты расыпаются!
прошлое и будущее - непонятно, неясно, и, видимо, неважно.
Самое интересное в области телесных ощущений. На объекте фаллической формы взбудораженная не побоюсь этого слова киска, напуганная собакой. Сознательно ли художник поместил полную эротического подтекста зарисовку именно в эту область?

И "советский пинап"

Главный смысл: музыка, цветы, обнимашки.
Прошлое и будущее - мирно: голуби, зелень, красивая девушка тоже в область будущего попадает.
Контроль: пенсионер наблюдает, но вроде бы без осуждения.
Телесное: краснеющие пионерки: при всех обниматься! стыд какой! тили-тили-тесто

Давайте сравним еще два изображения, на которых семья встречает мальчика:



Что здесь скрыто, какие смыслы?
Приносите свои любимые изображения для анализа :-)

Литература:
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.
Бродецкий А. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве.
Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие.
Tags: беседы в работа-пси
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments