Курсы для беременных-Пушкино, Мытищи и др. (veronika_psy) wrote in rabota_psy,
Курсы для беременных-Пушкино, Мытищи и др.
veronika_psy
rabota_psy

Category:

Бессознательный образ тела Франсуазы Дольто


Рождение ребенка для Ф. Дольто является уже доказательством и манифестацией того факта, что он сам является источником и происхождением собственного желания. Эту мысль она выразит, в ставшей известной формулировке. “Человеческое существо является символическим воплощением трех желаний: желания отца, желания матери и собственного желания - всех троих, являющихся существами слова." 
Из этого утверждения Ф. Дольто делает выводы: “Бессознательное “Я”, казалось бы пред- существует в языке и должно считаться организующей инстанцией зародыша в сочетании с сознательным “Я” его родителей.” Её волнует не столько проблема “происхождения” субъекта, сколько проблема его “связи” с телом. 
Выдвижение тела в психоаналитической теории было, в какой-то степени, неизбежным для детского психоаналитика. Так же, как невозможно уложить ребенка на диван, точно так же невозможно не понять, какое место для ребенка занимает тело в момент общения. Более того, материальное присутствие тела обязывает Ф. Дольто констатировать: “Тело личности при любой межчеловеческой коммуникации постоянно присутствует в воображении”, и оно вводит в обиход “ пара - вербальный и пред - вербальный язык”. 
Чтобы приблизиться к пониманию разработанной ею теории бессознательного образа тела, окончательно сформулированной в одноименной книге, необходимо представить себе, что в каждую секунду субъективность является отражением частичных аспектов образа тела, связи с самим телом, с Другим и с миром. Человек может сказать “Я” потому, что в том же действии, в момент, когда он дышит общим воздухом, двигается и развивается среди других, он желает такого общения и такого отношения с другим, которое изменяет его, взаимодействуя с ним. К этому первому делению Ф. Дольто добавляет другое, которое связано с эволюцией либидо. Ф. Дольто различает, таким образом, оральный образ тела, анальный образ тела, образ тела стадии Эдипа и даже, образ тела зародыша. Каждый из этих образов тела в каком то смысле, имеет свою грамматику и свою лексику. Переход одного образа тела к следующему не является спонтанным процессом. Этот переход возможен через символизирующее действие (понятие, которое Ф. Дольто применила и к самому началу жизни человека) - символизация отказа от удовольствия, ухода от той или иной формы удовольствия – Ф. Дольто это действие называла символопорождающей кастрацией. 
Для Ф. Дольто развитие ребенка не начинается оральной стадией. Ей предшествует зародышевая стадия и пуповинная кастрация. С перерезанием пуповины ребёнок утрачивает свою слитность с матерью и переходит в мир дыхания. «С перерезкой пуповины происходит языковое рождение. Второе рождение, без которого нам не удастся стать самим собой, есть то, что погружает нас в предшествующий код, общий для нас и  
наших родителей, и помогает обрести нашу природу, включая и те элементы культуры, которыми закодирован язык….Членораздельная речь, если она является спонтанной, одновременно с ясным сообщением передает латентное, передает речь бессознательного». 
Одним из главных достижений Ф. Дольто стало признание того факта, что ребёнок с момента рождения является не infans, - что означает «не имеющий права на речь», - но языковым существом, субъектом для самого себя, в строгом соответствии с традицией психоанализа, считающего пациента субъектом собственных бессознательных желаний. 
Ф.Дольто постоянно подчеркивала, что совсем маленький ребенок стремиться насытиться речью. Он открывает свой ротик не только для того, чтобы принять пищу. Нужно слушать этот открывающийся ротик, желающий вкусить информацию из диалога с нами не менее сильно, чем он хочет вкусить материнское молоко. Он хочет впитать информацию с молоком матери. Ребенок приходит в этот мир анатомически, генетически и социально предрасположенный к тому, чтобы говорить. При помощи зрения, обоняния и осязания он воспринимает окружающий его мир. Но только слово, обращенное к нему, является тем средством, которое позволяет ребенку причислить себя к людям. 
Это позволяло ей слушать и слышать то, что «обладает значением» и выражено посредством тела малыша, и обнаружить, к своему величайшему удивлению, что слово, адресованное бессловесному грудному младенцу, может обладать терапевтическим воздействием. Вот почему она всегда предлагала родителям говорить с ребенком обо всем его касающемся и «говорить ему правду» с самого рождения. 
Оральный образ тела, ориентированный на удовольствии вбирания в себя, должен измениться в императивном порядке и трансформироваться для поддержания более развитых взаимоотношений. Это период “отнятия от груди” и потеря “тела от тела” и для этого требуется сепарация. Это значит поставить ограничение постоянному характеру орального образа тела. Это ограничение, поставленное родителями перед ребенком, является для Ф. Дольто эквивалентом кастрации. Своеобразный вид удовлетворения должен быть покинут и должен произойти переход к другому виду - тому, который позволяет общение на расстоянии. Для человека - через слово. На этом этапе, более, чем на каком-нибудь другом, мать обязана «купать ребенка в языке». 
Когда ребёнок начинает ходить и приучается к опрятности, малыш должен расстаться вновь с состоянием слитности с матерью. Отдалившись и неё и освободив свой рот, он обретает способность говорить. Начав ходить, малыш осваивает пространство. На этом начальном этапе обретения независимости не следует его стеснять. Навыки опрятности приобретаются тогда, когда ребенок умеет контролировать свои мышцы, а не в каком-то определенном возрасте или по принуждению. В этом же возрасте он знакомится с первыми запретами, первыми законами общежития: не делать вреда другому, не убивать. 
Каждая из этих «символопорождающих кастраций» - своеобразное испытание, по прохождении которого ребёнок взрослеет и в нём формируется человек. На родителей возложена ответственность помочь ему успешно пройти все эти этапы. 
Открытие различий между полами также является для ребенка некой утратой: мальчик понимает, что он не сможет вы́носить ребенка, как его мама, а девочка – что у неё нет этого придатка, который поначалу ей так хотелось иметь. Примерно в трехлетнем возрасте ребенок пытается узнать, «как получаются дети». И здесь главное, чтобы родители со всей искренностью объяснили малышу, что такое сексуальность, в том числе и наслаждение. Ребенку становится ясно, что и его родители были произведены на свет тем же самым, общим для всех людей образом, передающимся от поколения к поколению, и и что он сам – часть этой цепочки. 
К трем годам малыш должен быть полностью готов к этапу пресловутого Эдипова комплекса, позволяющего ему выйти из семейного круга и вступить в социум. 
Таким образом, Ф. Дольто вводит совершенно новое понятие позволяющего воссоздавать и обдумывать предыдущие, архаичные этапы развития ребенка.  
Образ тела не анатомическая данность как телесная схема. Образ тела постоянно развивается в процессе истории субъекта и в системе его взаимоотношений. Нам предстоит изучить как именно он строится и изменяется на протяжении жизненного развития ребенка. 


 По мотивам статьи Варпаховской О.Г., источник gdoor.narod.ru/articles/dolto_analitik_shagnuvshij_v_gushu_zhisni.pdf
Tags: теоретическая модель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments