Ольга Рафтопуло (Ольга Рафтопуло) wrote in rabota_psy,
Ольга Рафтопуло
Ольга Рафтопуло
rabota_psy

Два поста о масштабах и психике.

Я часто читаю самые разнообразные человеческие истории, мне это интересно. Как люди живут, как люди справляются с ситуациями. Вот две истории из прочитанного за последние пару дней. Обе истории тяжелые на мой взгляд, каждая из них может загнать психику в состояние весьма мрачное, и обе имеют вполне счастливое для главной героини завершение. Хочу положить их рядом двумя постами, для возможности сравнить масштабы происходящего. Что нужно, чтобы вызвать стресс у одних людей, и что нужно другим. Запощу, и убегу на весь день, прошу прощения заранее.
История первая. О работе в современной игрорисовательной индустрии. Отсюда
По возможности заменила точками то, что вычитала, могла упустить, при чтении имейте в виду, пожалуйста.
Этот пост, естественно, породил волну обсуждения в вк, где и был мной пойман.
.....
UNICORNGO: Цирк с конями в российском геймдеве / отзыв о компании

Скорее всего, вы до этого момента ничего не слышали ни про известную международную компанию UnicornGo, ни про одноименную игру, которую она делает. Про наше будущее в сфере онлайн игр, про технологический прорыв, ультрасовременную механику, использующую блокчейн, дополненную реальность и нейроинтерфейсы, про невероятных единорогов, управляемых силой мысли. И всё это не какое-то там инди, а серьёзная компания при серьёзном финансировании.

"Вы будете ... кипятком от нашей крутости" - вот что кричали те три с половиной статьи, найденные мной в интернете.

Возможно, так оно и будет, а пока я вброшу ложку дёгтя и расскажу, каково на таком чудесном проекте работается простым смертным художникам.
ПРЕДЫСТОРИЯ.

О UnicornGo мне рассказали хорошие знакомые. Всё произошло очень быстро — мне сразу передали контакты артдира, затем одобренное портфолио, внезапное собеседование по скайпу в 12 часов ночи и меня взяли даже без тестового. Сказали, мол за эти выходные посмотрим, как ты работаешь и решим, подходишь ли ты нам или нет.

На этом же собеседовании мне рассказали о имеющихся проблемах с артом (не получалось нарисовать задник), накидали картинок. Переполненная энтузиазмом, я наскетчила несколько вариантов фона в эту же ночь, чтобы в первый рабочий день показать работодателю свою боеспособность и умение быстро включаться в работу.

А выходить на работу, кстати, нужно было в это же утро. К счастью, это была удалёнка.
ТРЕВОЖНЫЕ ШТУКИ В ПЕРВЫЙ ЖЕ ДЕНЬ.

Когда меня подключили к остальным художникам, я увидела то, как рисуется арт. И была глубоко шокирована.

Диздок отстутвовал полностью, стилистики как таковой не было. Каждый рисовал, как хотел. Мой вопрос о том, с какой стороны освещается сложная сцена, над которой работали уже несколько дней, ввел людей в ступор. Они как-то и не задумывались.
Про стиль всегда отвечали кратко - "создаётся".

А "создавался" он следующим образом - отрисовывался кусок чего-то в нескольких стилях и лидами отправлялся руководству, где
    
консилиумом из неизвестного количества человек-нехудожников решалось, что нравится больше. Кусок вклеивался в общий арт, потом этот несчастный франкенштейн из мультяшных домиков и реалистичных кустиков снова высылался руководству, которое приходило в ярость и говорило, что мы все г-но и сидим у них на шее.

Сроки на всё были примерно одни: "нужно сегодня/нужно до обеда".

У меня была задача отрисовать фон за день. И, знаете, я им его отрисовала. Не просто картинкой на одном слое, а готовый к анимации фон, состоящий из кучи элементов. За день. Коллеги очень хвалили, лид утвердила. Всё супер.

На следующий день я увидела на картинке старый(?) задник от другого человека, а позже узнала, что мой фон то ли не понравился руководству, то ли вообще не дошёл до него. А в последние дни выяснилось, что это не считается за «выполненную работу» и влияет на зарплату, но об этом позже.
ФИДБЭК НА ПРОЕКТЕ. ОБЩЕНИЕ ЛИДА С ПОДЧИНЕННЫМИ.

На собеседовании мне рассказали, что у нас на проекте самый лучший в мире лид, которая профессионал своего дела и способна реализовать потенциал каждого, а поэтому все художники в команде занимаются тем, что им нравится и всё на высшем уровне.

В тот же злополучный первый день я за пару часов выдала скетч задника на утверждение по стилистике, а лид страшно возмутилась тому, что я ей присылаю недорисованный арт, мол сначала отрисуй до конца, потом будут правки.
Я попыталась возразить: мне нужно знать, в том направлении ли я двигаюсь, ведь тз было максимально расплывчатым, а стилистики нет. На что мне сказали "да вроде норм" и отправили дорисовывать.
Когда я отрисовала фон полностью, само собой, появились тысячи правок, которые проще было бы исправить на стадии скетча.

Чаще всего фидбек звучал односложно: "не катит", "говно", "отвратительно" - это дословно.
Когда кто-либо просил конкретику, можно было услышать "тебе самой то нравится?", "ты художник или кто?", «как этого можно не знать?», "иди гугли, иначе всю жизнь будешь рисовать картинки за 100 рублей" - тоже реальные цитаты.
Но можно было услышать и что-то вроде "не знаю, нужно, чтобы было красиво, попробуй чото подвигать, поменять цвет или перерисовать с нуля, не знаю, это ты художник".
Если не согласен с часто откровенно странными и дикими дизайнерскими решениями лида — тебе сообщалось, что ты тварь и хочешь отжать у неё место.

Позже мне пояснили, что у нашего лида даже нет портфеля с рисунками, это дизайнер с сайта фриланс.ру.
Я сильно удивилась, но подумала: "хороший, значит, дизайнер, раз аж на лида взяли". Потом она бодренько заявила, что свои дизайны нарезает из кусков чужих дизайнов из гугла. И я перестала удивляться. Я начала о...ть.

А ещё вместо "ТЗ" арт-лид говорила"тэ три". Вы не представляете, каких усилий мне стоило не говорить в ответ "ранен" или "убит".
КОМАНДА. ЛЮДИ С ЖЕЛЕЗНЫМИ НЕРВАМИ.

С уверенностью могу сказать, что это лучший коллектив, в котором мне приходилось работать. Уровень художников разный, у некоторых даже нет портфеля, но это не мешало людям выдавать штуки примерно на одном уровне в самые адские сроки. Пусть и в разной стилистике.

С первого дня коллеги мне писали в личку и помогали разобраться в организационных моментах, рассказать о которых арт-директор с лидом не сочли нужным. Учитывая то, что у всех хватало работы и в целом процесс шёл в бешеном темпе - это меня поразило, мне было очень приятно, что люди находили время на помощь.

В один момент в команде появился 3д-художник, работать стало проще, но у лида это вызвало непонятную истерику, якобы использовать 3д для 2д арта - это не тру. Тем не менее, когда лид после своего гневного монолога ушла на выходной, мы отрисовали с нуля объект, который не могли нарисовать две недели, практически за сутки. И впервые за долгое время заказчик остался почти доволен.

Чувствовалось, что нервы у всех на пределе. На фоне адовой дизморали коллеги старались хвалить друг друга за выполненную работу, это было в какой-то степени трогательно.
ВЫДАЧА ТЕХ. ЗАДАНИЯ.

Джиры или аналогов нет. Тз принципиально отказывались выдавать письменно, даже если ты за 2 часа эмоционально насыщенного совещания в скайпе вдруг забыл/пропустил те 10 секунд, где начальство обращалась именно к тебе или ничего не понял из несвязной речи, тебе настойчиво перезвонят и всё повторят устно. Стало попроще, когда я догадалась держать при себе блокнот.
Потом выяснилось, что нежелание обсуждать вещи в письменном виде удобно руководству тем, что можно сказать «а я тебе ничего не говорил» и ты ничего не докажешь. С газлайтингом там прям всё супер, особенно, когда это касается денег, но об этом тоже позже.

Из-за того, что арт утверждался не одним человеком, а десятью, тз могло звучать как "хотим мультяшное, но реализм, теплое, но холодное" или «мы не знаем, чего хотим, просто нарисуй нам красиво».

Также нам даже не могли назвать 1-2 проекта в качестве референса. Мы же делаем что-то совершенно уникальное! И кому вообще нужны референсы? Крутаны рисуют без референсов.

Проблем прибавляло то, что на каждом утреннем собрании арт-отдел занимался тем, что интерпретировал ТЗ от продюссеров. Если нас просили нарисовать квадрат, то лид могла решить, что имеется в виду круг и мы все дружно шли рисовать круг. Начальство опять приходило в ярость, мы опять перерисовывали. И так каждый день.

Вообще, любимая забава руководства - давать размытые тз, а в середине или вообще конце работы сообщать, что «ой а задание то другое, рисуй заново». Другая любимая забава — диктовать в реальном времени, что и куда нужно нарисовать, а потом охать, что всё как-то «некрасиво». В обоих случаях во всём были виноваты криворукие художники, которые не смогли прочитать мысли заказчика и нарисовать всё так, как у него в голове.

Иногда задачи вообще выдавались по половому признаку. "Тыждевочка, тебе нельзя рисовать камни, рисуй цветочки, у вас предрасположенность к этому", «ты не сможешь нарисовать железячку, тыждевочка». Комментировать отказываюсь.
ЧЕЛОВЕК-ТЫЖХУДОЖНИК.

Разделения на интерфейсников/персонажников/фоновиков не было. Но это «ну бывает», особенно в российских реалиях.

«Ну бывает» закончилось тогда, когда на арт отдел посыпались задачи для дизайнеров, верстальщиков, геймдизов, сценаристов. Очевидно, люди не имеют ни малейшего понятия, чем занимаются художники в игровой индустрии.

В один день мне предлаглось сделать макет мобильной версии сайта с нуля, тыжхудожник, тамжекартинки.
То, что я до этого ни разу в жизни не делала макеты сайтов, никого не интересовало. Срок был следующий - "до обеда", потому что пиарщики запустили рекламу в гугл, ведущую на сайт, а сайта то у нас нетути.
Я даже что-то сделала в срок, честно всех предупредив, что скорее всего получилось говно, что засовывать в продакшн это нужно на свой страх и риск, и что я художник, а не верстальщик.
В ответ услышала явную раздраженность тем, что у меня какая-то узкая специализация, но сайт у меня забрали. И передали доделывать не то другому художнику, не то программисту.

После этого разговора мне сказали: "так уж и быть, нарисуй нам крутого персонажа до конца дня". Примерно в 9 вечера, когда уже был проработан скетч, мне написали, что теперь нужно "рисовать круто" не по своему концепту, а по эскизу человека из руководства (не художника). Новое ТЗ звучало как "Хочу, чтоб было налеплено вот это, вот то, нога такого цвета, рука другого цвета. Сюда добавь текстурку, тут шлепни блестяшек. И чтоб на жопе бантик." Когда я пыталась сказать, что это вряд ли будет выглядеть хорошо, мне говорили что-то вроде: "А бантик на ж..пе должен быть красный, запомнила?".
УВОЛЬНЕНИЕ ЧЕРЕЗ 15 МИНУТ ПОСЛЕ ВЫДАЧИ ЗАДАЧИ.

В тот день (с сайтами и жопными бантиками) я отработала 14 часов подряд, так что была ужасно рада тому, что после этого у нас случилось аж несколько незапланированных выходных. На всякий случай я спросила в общем чате у арт-директора, нужно ли мне продолжать выполнять ту задачу. "Нет, все отдыхаем" - сказал арт-директор. Это видел весь рабочий чат.

В выходные нас все равно дёргали то послушать от начальства в скайпе "Нам не нужны ваши скетчи! Рисуйте красиво сразу!!!", "Вы нас пытаетесь обворовать! На проекте хватит и двух художников!", то попридумывать механику нововведения ("А зачем нужен сценарист? А гейм-дизайнеру у нас не до этого!"), но отдохнуть получилось.

В следующий рабочий день, я, забив на все, чему училась все эти годы, выдала всё четко по чужим хотелкам. Вышло максимально уродливо. Человеку тоже не понравилось, на вопрос "Все по тз, что поменять?" последовало очередное "А самой то нравится?"

У меня опустились руки.

Ко мне направили коллегу по цеху на помощь, но едва мы созвонились, чтобы обсудить задачу, через 15 минут арт-директор написал, что это, оказывается, было моё тестовое задание (спустя почти три недели работы?! ВТФ?!) и я должна была его выполнить в те несколько дней выходных, в которые он же мне при всех сказал отдыхать. И что я уволена. Впервые за долгое время я выдохнула с облегчением. Это был пиздец. Но это ещё было не всё.
А ДЕНЬГИ ТО ЗАПЛАТИЛИ? НУ ТУТ КАК.

В расшаренной знакомыми вакансии и при собеседовании арт-директором называлась определённая цифра, которая меня устраивала и на которую я соглашалась идти работать.

Также, прийдя на проект, я, по согласованию с начальством, отработала без выходных 8 дней в среднем от 8 до 12 часов. Хотелось в конце месяца получить нормальную зп (по расчетам выходило чуть меньше половины от ежемесячной) и влиться в коллектив.

Получилось сильно меньше, но мне объяснили, что зп разбивается на все дни месяца, т.е. выходные тоже оплачиваются, а значит смысла работать 8 дней подряд не было. Я расстроилась, но решила, что сама виновата, раз не уточнила этот момент.
Тем более, в следующем месяце обещали это пофиксить и сделать всё как у людей.

После увольнения, при оплате отработанных дней, я вдруг узнала, что моя зарплата всё это время была в два раза меньше изначально заявленной. О том, что условия изменились, меня никто не предупредил.

Причины две: "а кто тебе сказал, что мы столько платим?" и "ты ничего не нарисовала". На "вообще-то это обговаривалось на собеседовании" и "вот огромный список нарисованного и отчет за все отработанные дни в картинках" мне ничего не ответили. Просто проигнорировали.
Кто ж знал, что контора настолько гнилая, что все разговоры нужно записывать на диктофон.

От уволившихся до меня коллег я узнала, что внезапное урезание зарплаты без предупреждения - дело обычное. Зависит это, судя по всему, от настроения начальства, количества "сделанного красиво" и, возможно, умения молчать в тряпочку, когда с тобой обращаются как с дерьмом (у меня такого умения, как вы знаете, нет).
С выдачей денег была связана ещё одна забавная ситуация: когда мне озвучили сумму за отработанные дни и я поинтересовалась, где деньги за переработку, то мне ответили «ой погоди мы неправильно посчитали тебе деньги ща» и назвали сумму ещё меньше.

В свою очередь, я могу сказать, что в срок выполняла все поступающие мне задачи (в 9 из 10 случаев с неадекватным ТЗ, без референсов и с адскими сроками) и не справилась только с ахтунговым персонажем из чужой головы.
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ.

Крайняя степень непрофессионализма, по сравнению с этим всем известные самиздатовские проекты можно назвать эталоном организованности. Я зарекалась снова писать гневные посты, думая, что хуже ХБ не будет ничего. Я ошибалась.
Всё время меня преследовало ощущение, что я попала не на Серьёзный Проект, а в песочницу, где дети решили поиграть в игровую индустрию. Руководство было в курсе всего происходящего пиздеца, но объясняло его тем, что «ВоТ ТаКаЯ У НАс тВоРчЕсКаЯ АтМосФеРа))))))))))))», предложения по исправлению ситуации упорно игнорировались.

Сейчас из проекта массово эвакуируются сотрудники, так что предполагаю, что вакансии в эту чудесную компанию появятся в открытом доступе очень скоро.
Работать в этой конторе я настоятельно не советую. Но вы можете попробовать, если:

— хотите влететь на оплату съемного жилья/кредитов из-за того, что зарплата может внезапно уменьшиться в два раза, без какого-либо предупреждения.

— обожаете каждое утро по 1-1.5 часа слушать о том, что вы иждивенцы на шее инвесторов, криворукие уроды и «начальство вообще хочет оставить только Васю и Петю, остальным советую начинать искать работу».

— любите тз в духе «нужно красиво» и фидбэк в духе «это говно, я же просила сделать красиво».

— готовы не только рисовать картинки, но и фигачить сайты, красить заборы, выпиливать табуретки и делать всё, что взбредёт в голову начальству, и всё за день.

— мечтаете через день задерживаться на работе до полуночи, работая в темпе, не позволяющем лишний раз сходить налить себе кофе.

— любите в выходной дежурить у компьютера, чтобы не пропустить очередной созвон, не несущий в себе никакой полезной информации для вас, как для сотрудника, но строго обязательный и способный растянуться на 2 часа.
P.S.

Прошлая ситуация с Хоррорбуком научила меня тому, что от неадекватных организаторов можно ждать чего угодно — травли, угроз, «разоблачительных» стримов с рыданиями, красочных комиксов с отрываниями моей головы. Я рада, что та ситуация завершилась относительно благополучно, а имя проекта стало нарицательным в худшем смысле.
Я искренне надеюсь, что сейчас ситуация не повторится, но предупреждаю, что любой неадекватный вскряк со стороны работодателя будет так же незамедлительно обнародован.
Tags: личные трудности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments