© Бермант-Полякова О.В., 2018
Хронос - это время, топос - это место. Если к ним добавить действие, праксис, то получим хронотоп и новый способ обдумывать свою жизнь.
Сначала я приведу примеры хронотопов, потом представлю интернет как новый вид хронотопа, затем на примере города расскажу о взаимоотношениях хронотопа и поколений людей, а во второй части статьи предложу вам экскурс в искусствоведение и неожиданный взгляд на Москву - чтобы по аналогии поразмышлять над тем, что интернет-хронотопы ждёт в будущем.
Примеры хронотопов
Нашу жизнь можно представить как движение из одного хронотопа в другой. Чтобы обнаружить хронотоп, достаточно ответить на три вопроса. Когда? Где? Что особенного я делаю?
Примером хроното́па (от др.-греч. χρόνος «время» и τόπος «место») — как закономерной для деятельности человека связи пространственно-временных координат может быть поход в кино. Когда? От начала киносеанса до конца киносеанса. Где? В особым образом оборудованном кинозале. Что делаем? Молчим в темноте и смотрим на экран, где двигаются озвученные картины.
Другим примером может быть лежал в больнице. Когда? От госпитализации в стационар до выписки из стационара. Где? В особым образом оборудованном здании, в больничной палате. Что делаем? Принимаем назначения врачей и отвечаем на вопросы о своём телесном состоянии.
Хронотопы можно дробить, например, есть утренняя сигарета. Действие вдыхание и выдыхание дыма происходит "от и до" в особом месте для курения. Есть вечерняя телепередача. Действие посмотреть новости или ток-шоу происходит "от и до" в предсказуемом временном отрезке в особом месте дома - на диване перед телевизором. Но не будем о вредных привычках.
Хронотопы можно укрупнять, например, есть своя квартира и есть любимая машинка, есть дом и командировка, есть работа и отпуск, есть дача и вахта. Для каждого из выделенных курсивом слов вы легко очертите пределы по времени, пределы по местоположению в пространстве и своеобразные действия и практики, которыми наполнена ваша жизнь в этих пределах.
Психотерапия и разговор с психологом - это тоже хронотоп, к слову. Даже три: индивидуальный сеанс, групповая терапия и сессия по Скайпу.
Интернет как новый хронотоп
Как легко догадаться, "посидеть за компьютером" - это тоже хронотоп. В нём есть "от и до", в нём есть особым образом оборудованное место, и в нём есть действия, которые делают только там (пишут мэйлы, размещают посты в соцсетях, пишут и читают комментарии, читают ленты). На рубеже 2020-х годов каждому из нас интуитивно понятно, где это "в интернетах", "в соцсетях", "в телевизоре" и "в оффлайне".
По мере того, как интернет проникал в нашу жизнь и повседневный быт, большой хронотоп дробился на более мелкие. Например, с появлением бесплатного вай-фай в метро стало возможным "сидеть в телефоне по дороге на работу", а с ростом мощностей по запоминанию и скачиванию информации стало возможным "смотреть кино на планшете у себя дома".
Укрупнение тоже легко заметить.
В статье 2015 года "Медиасобытие в интернет-хронотопе: В.В. Путин и "кольцо рыбака" Надежда Владимировна Рабкина, кандидат филологических наук, проводит различие между событием и медиасобытием и описывает, как гипертекст интернет-публикаций приобретает новое качество. Он уплотняет аллюзии и ассоциативные переклички, создавая новый контекст, новые смыслы за счёт образов-мемов и новостных поводов. Так гипертекст интернета становится, по мере развития интернета, местом, где зарождаются гиперновости.
На примере Кемеровской трагедии и негодяйского розыгрыша о 300 погибших (событие в реальном мире) мы видим работу этого механизма. Следствием пранкерской гнусной выходки стали не слухи (событие в реальном мире), а гиперсобытие - вера десятков тысяч людей в то, что официальные данные о 64 погибших неверны и шквал перепостов в соцсетях, обсуждающих гиперновость.
Город как старый хронотоп
Город когда-то тоже был для людей и культуры новым хронотопом. Река, поле, лес, дорога, деревня и село (в селе был храм с колокольней и базарная площадь перед ним, в деревне были только улицы и дома), - такими большими хронотопами описывалась жизнь наших прапрапра-.
Мы - урбанизированная страна. Горожане составляют в ней большинство с 1960-х годов, на протяжении более полувека. Дореволюционная Россия была преимущественно крестьянской, городское население к началу XX века составляло 15%. К началу XXI века оно составляет 75%.
У каждого поколения есть свои действия внутри одного и того же времени и места. Одни шли из барака по фабричному гудку на смену и со смены, другие вставали в хрущёвской пятиэтажке по механическому будильнику, чтобы добираться общественным транспортом на работу, третьи просыпаются под мелодии в смартфоне, которые сами включаются-напоминают каждые десять минут, и едут в офис на своём личном автомобиле.
Одни сидели во дворах, играли в домино или развешивали бельё на верёвках рядом с подъездом, другие делали причёски как в модных журналах и бежали на танцплощадку, третьи после работы проводили досуг в гараже, собирая и разбирая мопед или мотоцикл. Занятие, немыслимое в бараках. Сегодняшние практики - посидеть в кофейне, запустить стиральную машинку, были неведомы горожанам 1920-х. А время и место - город - одно и тоже. Как быть?
Доктор философских наук, Елена Яковлевна Бурлина, в статье 2017 года "Что ни город, то хронотоп". Пространственно-временная диагностика города" указывает, что история города, его планировка и архитектура отражает приоритеты и ценности каждого поколения, создавая "пласты" разных хронотопов внутри одного города как места.
Как отпечаталась урбанизация на нашей ментальности? Двор и улица, природное и рукотворное, дорога и застолье есть и в жизни горожан, и в жизни крестьян. Добавлю, что в современной России непогода и интернет тоже знакомы каждому.
Город привнёс в нашу ментальность три вещи. Небоскрёб, общественный транспорт (и, шире, вокзал) и душу города. Моногорода, придорожные города и города-магниты, притягивающие к себе талантливых людей, - это примеры на хронотопы не повседневного измерения, а национального масштаба. Е.Я. Бурлина называет масштаб профанным и цивилизационным, соответственно. Город здесь - новая точка отсчёта в культуре.
Интернет на наших глазах обрёл всепланетный масштаб и первые вехи на пройденном в истории пути. Похоже, интернет перестал быть пространством, где существуют лишь "река, поле, лес", то есть "новости, погода, электронная почта".
Простой и "очевидно-природный" пользовательский мир усложнился на наших глазах. Как нам его осмыслять?
Неожиданный взгляд на Москву
Поможет нам обрести точку опоры в размышлениях диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Её автор, Нина Александровна Бояршинова, в 2015 году провела исследование "Формирование образа Москвы в отечественном кинематографе". Она проанализировала около 200 фильмов 1909-2013 годов.
В диссертации прослеживается развитие образа Москвы в отечественном кинематографе на протяжении почти века. Любопытно, что в конце 1970-х в кадрах появляются церкви - ранее они вымарывались из киноповествования. Так проявляется связь поколений, особое мироощущение людей, долго живущих на одном месте.
Искусствоведение отмечает, что в 1920-е годы зафиксированы комплексы сюжетов, построенных на противоборстве города и деревни. В нашей сегодняшней жизни мы легко найдём его аналог - нежелание пользователей переходить на новые платформы, приверженность давно знакомым, привычным форумам и форматам подачи информации.
Ключевой композиционный элемент многих фильмов - прогулка по городу, в интернет-пространстве выглядит как "сёрфинг", скольжение по волнам бескрайнего океана неизвестной глубины. Это не улица и дом, это море информации и своя лодка в нём.
Другим важным элементом киноведения 1920-х годов стал образ улицы. Непредсказуемость социальной стихии улицы противопоставляется безопасности домашнего пространства и уюту дома.
Сто лет спустя мы видим обратную картину, - сёрфинг в интернете становится убежищем от конфликтов и стрессов взаимодействия с другими людьми на работе или в семье. В интернете появляются свои "любимые места": любимые игры, любимые сайты для общения в комментариях, любимые новостные порталы. Именно туда "сбегают".
Одни сбегают "в интернеты", чтобы расслабиться и отвлечься, как дома. Другие - чтобы погулять, встряхнуться от рутины и монотонности. Третьи, - чтобы побыть задирой, сойтись стенка на стенку в уличной драке, вернее, в словесной перепалке с оппонентом. Интернет - это очень личное. Он, как рубашка, близок к телу.
В нашей сегодняшней жизни метафора опасности скорее телесная, как вирусы угрожают здоровью, так компьютерной безопасности противопоставлены киберугрозы.
Другим важным отличием интернетизации от урбанизации является доступность интернет-соединения. Ни деревня, ни город не могли пропасть из виду, исчезнуть. Интернет-хронотоп может пропасть, по техническим причинам.
В работе искусствоведа упоминается и хронотоп, - концепция применяется в сборнике "Пространство в европейском кино". Картография европейского города (гендерная, социальная и расовая) несёт характерный отпечаток общества, не знакомого с социализмом эпохи СССР, где мужчины и женщины равны в правах, нет бедных и богатых, нет расовой дискриминации.
В современном интернете социальному неравенству тоже есть место. Это противостояние "яблокофилов", кто покупает дорогую компьютерную технику и любит айфон, и пользователей "андроида". Это та же сюжетная линия "богатых и бедных", что есть и в реальной жизни, и в киноискусстве, и в интернет-среде.
Для философского и культурологического дискурса важным является понятие "душа города". Описание образа города в кино предполагает разделение сюжетных и смысловых линий (отличие повседневного и цивилизационного уровней).Исследовательница в диссертации выделяет несколько этапов формирования сюжетов вокруг образа Москвы.
Эволюция киноязыка с психологической точки зрения выглядит так:
а) обобщённый образ городского пространства, который создаётся через его противопоставление деревне и близок литературной традиции,
б) обретение на рубеже 1930-х годов символического изменения, город наделяется свойствами праздника, судьбоносной встречи, сюжетная линия "золушки" и чуда преображения проходит красной нитью через кинематографические решения,
в) в 1950-х- 1960-х годах город обретает законченные формы "идеального пространства", складывается устоявшийся набор тем, сюжетов и образов. Главным мотивом становится "моя Москва", личный образ города, присвоение себе смыслов городской жизни,
г) в 1970-х-1980-х годах город обретает собственную душу. Фильм "Москва слезам не верит" становится ментефактом - явлением, о котором знает каждый образованный гражданин страны. Город сам по себе становится субъектом, с которым можно вступить во взаимоотношения, его измерение (Садовое кольцо) становится равным человеческому (стало обручальным).
Городская среда превращается в собеседника, который может тем или иным образом относиться к зрителю или участнику событий.
д) в 1990-х годах киноязык показывает Москву как фантасмагорию, утрачивается связь с реальностью (например, в кинокадрах нет скульптур Церетели или "лужковской архитектуры").
е) в 2000-х годах городское пространство начинают обыгрывать как поле битвы Добра и Зла, место жизни и работы не обычных граждан, а сверхъестественных сил и супергероев. Нарисованные по голливудским шаблонам, они несут мессианскую идею спасителя христианского мира и действуют скорее в мифологической Москве. Кинообразы наделены псевдоисторической глубиной, обращаясь к памяти советских лет и создавая историзм - и особый род собственной кинопамяти.
Интернету как среде предстоит пройти тот же путь.
Неожиданный взгляд на интернет-хронотоп
Хронос - это время, топос - это место. Добавляя действие, праксис, мы получаем новый способ описывать то, что происходит с человеком, и обретаем новое понимание себя.
В интернете сегодня можно отправить письмо, не заходя ногами на почту, сделать денежные распоряжения, не заходя в сберкассу, купить еды или одежды, не заходя в магазин, написать жалобу или заказать нужную справку, не заходя в учреждение.
Книги удвоили повседневность текстами, кинематограф утроил повседневность движущимися образами, интернет учетверил повседневность цифровыми технологиями. Однако в своём развитии он начинает с той же точки, что и кинематограф.
Расцвет бульварной периодики, сюжеты морально-нравственной гибели (падшие, патологичные, криминальные персонажи приковывают к себе внимание), доступные женщины (просмотры порносайтов в интернете обгоняют посещения библиотек и сокровищ мировой культуры, которые тоже давно оцифрованы и являются общественным достоянием), - всё это было в кино 1920-х и с этого же начинала интернет-среда.
Вышеперечисленное - смысловой уровень грехопадения, и жадного любопытства к "миру греха".
По мере развития кинематографа, мотив опасности и порока сменяется мотивом устроенности в новом мире, профессии в городе, работы в нём. Противопоставление города и деревни и "гибельность" города или интернетов, теряет свою актуальность.
Жизнь работающего человека в городе "как удобно человеку" становится эстетически самодостаточной. Город начинает исполнять мечты человека, а не губить его.
Примерно в этой точке сейчас находится Яндекс Дзен с его персонализированной лентой рекомендаций. Он даст вам то, что вы хотите - прочитать, увидеть или создать для других.
В сюжетах кино 1930-х годов возникает идея города-сада, появляются съёмки с воздуха, соотнесение личного с городом как целым, а не как улицей. Москва предстаёт как мировая столица, величественная и независимая. В интернет-среде легко найти ту же тенденцию. Интернет идеологизируется, появляется взгляд на него как на национальное достояние, целостное пространство, общее для всех граждан.
Любая идеология опирается на традиционализм, идеи незыблемости и консерватизма. Интернет-хронотоп не стал исключением. В нём оформляются национально-патриотические настроения. Появляются сайты, посвящённые генеалогии и десятки тысяч запросов о своих предках, общественные движения, где люди сплачиваются вокруг памяти о Победе в Великой Отечественной войне, возникает неравнодушие к пространству своего двора и малой Родины - сайты Активный гражданин, карта свалок и многие другие проекты.
Улицы и площади города на новом витке развития культуры соединяют людей, а не соблазняют на стезю порока. Интернет-общение собирает всех вокруг одной общей задачи, а не губит, - так выглядит этот тренд.
Интернет становится местом, где можно встретить другого человека, и эта встреча изменит твою жизнь. Речь об общении по интересам, о возможности познакомиться с духовно близкими тебе людьми, несмотря на расстояния.
В кино сюжет перемены в жизни благодаря городу осмысляется через мотив переезда из провинции в столицу и обретение новых возможностей. В интернет-хронотопе сказочное преображение жизни благодаря цифровым технологиям тоже есть. Речь о блогерах, зарабатывающих на рекламе в ютубе и Инстаграме миллионы рублей в месяц. Это истории успеха не деревенского в городе, а новичка в интернете.
Переезд из города в город в интернет-хронотопе выглядит как многоплатформенность, готовность размещать свои тексты и видео на разных площадках. Ключевым моментом данной практики остаётся то, что в работе искусствоведа называется "пафосом уникальности". Говорящая голова в видеоролике должна быть оригинальной, отличаться от сотен тысяч жаждущих славы и рекламных гонораров. "Уникальный контент рулит".
В кинематографических образах Москвы 1960-х появляется мотив высотного здания и многоэтажности. В интернет-хронотопе аналогов ему пока нет. Смысл небоскрёба в интернете нам ещё предстоит открыть. Вокзал как ворота в город, машины и механизмы, которые строят город, - похоже, в интернет-хронотопе мы столкнёмся с этим десятилетием позже, когда роботизация войдёт в наш быт. Мультиварка и робот-пылесос уже здесь.
Эволюция киноязыка показывает, как на новом витке развития ослабевает идеологема и набирает полноту лирическая нота. Сосредоточенность на частной жизни приводит к появлению фильмов-мелодрам, фильмов-комедий, фильмов-детективов. Город показывают через призму переживаний главного героя. Спустя полвека появляется псевдоисторичность киноязыка - воспоминание о минувшем.
Закадровый монолог и песня в фильме, несущие собственную смысловую нагрузку, привносят в кино новое измерение. Римейки создают кинопамять.
Мир кино усложняется. От песни - один шаг к осознанию души города и его судьбы. Интернет тоже обретёт свою душу.
Наши дети сумеют её увидеть и выразить.
Наши внуки будут её вспоминать.
Источник