fili_gali (fili_gali) wrote in rabota_psy,
fili_gali
fili_gali
rabota_psy

Categories:

Условия и варианты развития личностной рефлексии в юношеском возрасте 2

Данилкина Г.А.
Условия и варианты развития личностной рефлексии в юношеском возрасте 2

        В этом сообщении будут рассмотрены наиболее значимые для осмысления ситуации в юношеском возрасте, а также этапы и фазы юношеского возраста и особенности протекания на них личностной рефлексии. 
       На основе проведенного теоретического анализа литературы по данной проблематике, а также собственных размышлений и практических исследований в течение нескольких лет, мы выделили в юности, как возрастном периоде, два этапа:
       I этап - 17-18 лет, для которого характерны: ярко эмоционально окрашенные реакции (переживание восторга, счастья); нежелание стать «взрослым»; избегание рефлексии как некоего чуждого образования. Созвучны описанным, характеристики, выделенные Хухлаевой О.В.: «Естественно, что кризису предшествует предкризисное состояние. Оно обычно характеризуется еще детским идеализмом, верой в собственное всемогущество, ощущением буйства чувств и энергии. Молодому человеку кажется, что он всем нужен и все его ждут. Радуется, что перед ним открыто много путей и дорог», с. 43 (Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 208 с.). 
      Сравним у Эриксона: «Юность может быть самым буйным, беззаботным, самоуверенным и неосознаваемо продуктивным периодом жизни, - или так, по крайней мере, кажется, когда мы обращаем внимание главным образом на «единожды-рожденных»» (с.519) (личности, безболезненно приспосабливающиеся к изменяющимся условиям) (Эриксон Идентичность с.517-534 //Психология самосознания.- Самара: БАХРАХ-М, 2000.- 672 с.)
      II этап – 18-23 года, где рефлексия начинает занимать прочное положение в системе средств самопознания (разумеется, при наличии вышеуказанных условий возникновения рефлексии). На этом же этапе мы можем выделить две фазы:
первая – негативная, для которой характерно нежелание стать «взрослым» и своеобразная защитная регрессия в детство; субъект либо отказывается от использования рефлексии, либо ее применение не способствует конструктивному решению проблемной ситуации. Подтверждение нашим выводам мы нашли у Хухлаевой: «Однако как-то незаметно эйфория первого курса сменяется сначала потерей интереса к «смерчу общения». А потом появляются ощущение пустоты внутри, странная апатия, нежелание что-либо делать, получать информацию, учиться. … У многих в этом состоянии начинают появляться депрессивные реакции», с. 44 (Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 208 с.).
     И у нее же: «Иногда у молодых людей появляются сильный страх взросления, желание снова стать маленьким, уйти от проблем, взвалить их на плечи другого человека», с. 46 (Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 208 с.).
    У Эриксона также можно встретить созвучные мысли: «Одни молодые люди капитулируют перед кризисом посредством невротического, психотического или преступного поведения; другие разрешают кризис, самоотверженно участвуя в идеологических движениях, связанных с религией или политикой, природной средой или искусством» (с.517-518) (Эриксон Идентичность с.517-534 //Психология самосознания.- Самара: БАХРАХ-М, 2000.- 672 с.)
и вторая – позитивная: принятие ответственности за свою жизнь и продуктивное использование рефлексии в качестве средства самопознания.
    Так у Эриксона мы находим: «Однако есть и такие, кто, терпя страдания и опасно отклоняясь от нормы, что воспринимается как затянувшаяся юность, оказываются способными внести оригинальный вклад в рождающийся стиль жизни: сама ощущаемая ими опасность заставляет их мобилизовать свои способности видеть и говорить, мечтать и рассчитывать, проектировать и созидать по-новому» (с.518) (Эриксон Идентичность с.517-534 //Психология самосознания.- Самара: БАХРАХ-М, 2000.- 672 с.).
    Теоретический анализ литературы (Кон, Рубинштейн, Франкл, Чеснокова, Эриксон) показал, что в юности можно выделить некоторые проблемные ситуации, актуализирующие возникновение личностной рефлексии.
    Первая проблема, с которой объективно сталкиваются юноша или девушка по окончании общеобразовательной школы – это поступление на работу или необходимость продолжения обучения в учреждении следующей ступени образования. «В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая проблема юности», с.425 (Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1998. – 456 с.).
    Различные варианты исхода данной проблемной ситуации, как то: успешная реализация планов в виде поступления на работу/учебу или неудача, крушение надежд, увенчавших попытки поступления могут способствовать закреплению того или иного типа личностной рефлексии (позитивного или негативного).
    Вторая проблема, актуализирующая личностную рефлексию в юношеском возрасте, заключается в необходимости установления взаимоотношений с противоположным полом. Эта тематика, согласно концепции Эриксона, является центральной задачей стадии развития личности от 20 до 25 лет: «До этого времени большинство проявлений сексуального поведения индивидуума были мотивированы поиском эго-идентичности. Напротив, раннее достижение личной идентичности и начало продуктивной работы - то, что знаменует собой период ранней зрелости – дают толчок к новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность, а на противоположном – изоляция» (Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб., 1997. с.230).
    Наконец, третьей, серьезнейшей проблемой юношеского возраста является проблема поиска смысла жизни, объективного и субъективного. «Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые становится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро» (Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. с. 186). То, что данные проблемы являются важными для юношеского возраста подтверждают и размышления Хухлаевой О.В. «И действительно, проблемы, встающие в ранней взрослости (смысл жизни, выбор профессии, создание семьи), могут быть не менее актуальны и в последующие жизненные периоды», с. 43 (Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 208 с.).
   В случае совпадения типа личностной рефлексии (позитивный или негативный) при разрешении всех трех проблемных ситуаций мы уверены, что он может стать определяющим в последующей жизни человека.

Tags: теоретическая модель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments