marina_lina (marina_lina) wrote in rabota_psy,
marina_lina
marina_lina
rabota_psy

Универсальные учебные действия

Психолог Ольга Карабанова о важности самоопределения, обновлении компетенций и учебном сотрудничестве




Обучение конкретным знаниям и навыкам становится неэффективным. На первый план выходят способы познания, которые работают в любых условиях и обстоятельствах. В рамках проекта «Учить учиться: зачем, как и чему учить себя и других в постоянно меняющемся мире», подготовленного совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», психолог Ольга Карабанова рассказала об универсальных действиях, которые помогают ребенку успешно учиться.

Далеко не секрет и вряд ли кто-то будет возражать, что современная школа серьезно больна. Эта болезнь связана с низкой мотивацией, распространением агрессии в наших школах и все большей распространенностью явлений зависимости. Каждая из этих проблем требует очень серьезной проработки, но сегодня мы будем говорить не о том, каковы причины этих проблем, а о том, куда продвигается современная школа, каковы ее перспективы и будущее. И будущее это видится в весьма позитивном варианте.

Образование — это ведущая социальная деятельность, которая позволяет обществу интенсивно развиваться. Именно образование создает условия, для того чтобы общество принимало ценности, строило стратегию своего развития, готовило новое поколение, которое обеспечивает этот прогресс. Так что же сегодня происходит со школой? Еще в конце прошлого века, а тем более в начале нынешнего, в нашей стране и за рубежом говорили о том, что школа должна перестраиваться и в первую очередь нужно задуматься о том, каковы цели образования. Вместо хорошо известных нам знаний, умений и навыков на сцену выходят компетенции — компетенции как умение решать задачу. Но сегодня даже этого оказывается недостаточно. Мы живем в мире, где технологии и знания обновляются с такой колоссальной скоростью, что мы просто не успеваем пересматривать школьные программы. Какой же выход из этой ситуации? Необходимо создать условия, в которых человек получит возможность самостоятельно строить планы и траекторию своего образования. То есть научить его учиться самому, причем именно учиться — то есть учить самого себя. Основа нашего будущего — в непрерывном образовании, в том, чтобы каждый человек, выходя из школы, мог самостоятельно строить свой образовательный маршрут.

Когда примерно десять лет назад в нашей стране было принято решение о пересмотре стандартов образования, на сцену вышла концепция универсальных учебных действий (УУД). Первое слово — универсальные. Почему появляется запрос на универсальные способы освоения мира, знаний и действительности? Дело в том, что в условиях такого быстрого обновления знаний и технологий научить конкретным операциям или способам можно, но они очень быстро устаревают. Поэтому универсальность образования, как говорил замечательный отечественный психолог Владимир Петрович Зинченко, — это овладение универсальной культурой, то есть такими способами познания действительности, которые могли бы работать в любых условиях, в любых обстоятельствах и обеспечивать то, на что указывают родители. К чему же должна готовить школа? Центр социологии РАН перед принятием стандарта проводил широкой опрос. Спрашивали родителей: «Что, с вашей точки зрения, должна школа дать ученику на выходе?» И почти все как один отвечали: «Обеспечить ему жизненный успех». Жизненный успех в современном обществе можно обеспечить только тогда, когда человек готов, хочет и способен самостоятельно учиться. Современные стандарты нацелены на то, чтобы дать возможность для такого развития, для формирования компетенции, которая связана с постоянным обновлением все новых и новых компетенций.

Итак, что такое универсальные учебные действия? Во-первых, это действия, которые помогают ребенку успешно учиться. Во-вторых, они позволяют с четвертого или пятого класса самостоятельно строить свой образовательный маршрут, удовлетворять свои потребности и тем самым решать проблему с мотивацией. Европейский совет по образованию предложил систему из более чем двадцати компетенций и назвал их ключевыми. Наши универсальные учебные действия очень хорошо согласуются с этими компетенциями и включают в себя четыре больших раздела. Первый раздел связан с основами личностной готовности к овладению универсальными способами действий. Во-первых, это мотивация, смысл учения, понимание, для чего я учусь и зачем мне это надо. Во-вторых, это самоопределение в позиции ученика, в профессии и в жизни. И в-третьих, это, как ни странно, нравственно-этическая ориентация. Время одиночек прошло, сегодня любой результат достигается в команде, поэтому возникает необходимость регулировать отношения между людьми, на сцену выходит мораль.

Существует три больших группы универсальных учебных действий. Первая — это познавательные учебные действия. В них входит масса операций, которые связаны с информацией: поиск, сохранение, структурирование, производство и защита информации, возможность постановки задач, проблем и смысловое чтение. Бывает, что ребенок прочитал текст и его спрашивают: «О чем он был, как его озаглавить?» А ребенок озаглавить текст не может. Смысловое чтение позволяет выделить основную мысль текста. Еще одна часть познавательных действий — логические действия. Среди них подведение под понятие, классификация, установление аналогий, доказательство и аргументация. И последняя часть — это проектно-исследовательские действия. Они важны, потому что очень часто те задачи, которые перед нами ставит жизнь, не имеют готовых способов решения. Для их решения нужны исследования и проекты.

Вторая группа универсальных учебных действий — это коммуникативные действия. Сегодня на первый план выходит проблема учебного сотрудничества. Учебное сотрудничество нужно не только для освоения коммуникативных технологий, с которыми дело обстоит не так просто. Случаи агрессии, о которых я в самом начале говорила, во многом связаны с нарушением коммуникации. Более того, в современном информационном обществе люди общаются через социальные сети, мессенджеры и другие технологические средства. Структура и содержание общения меняются, поэтому овладение этими технологиями крайне важно. И наконец, третья группа УУД — это регулятивные универсальные учебные действия. Они хорошо нам известны и создают основу организации познавательной и учебной деятельности. Мы сталкиваемся с ними в любых ситуациях. Во-первых, это целеполагание: «Какова моя цель?» Во-вторых, это планирование, то есть анализ условий и составление плана реализации. В-третьих, это контроль: «Тем ли путем я иду, все ли у меня совпадает с планом, где возникают проблемы?» В-четвертых, это коррекция, то есть внесение необходимых изменений и дополнений в план. И наконец, в-пятых, это оценка своего действия и возможность эмоциональной саморегуляции. Эмоциональная саморегуляция — это способность совладать со страхами, тревожностью, неуверенностью, с теми проблемами, которые возникают не в силу деловой трудности, а в силу каких-то индивидуально-личностных особенностей человека.

Универсальные учебные действия исчерпываются тремя этими группами. Я хочу обратить ваше внимание на то, что их формирование происходит на протяжении всей жизни человека. Эти универсальные способы организации деятельности у первоклассника, выпускника школы и взрослого человека сильно различаются. Задача заключается в том, чтобы планомерно построить траекторию развития каждой из способностей. Например, способность планирования у всех разная. Существуют условия, которые позволяют формировать универсальные учебные действия. К ним относится то, о чем мы часто дискутируем с учителями. Они нам говорят: «Вы забываете о содержании обучения! А где же содержание?» Так от содержания зависят и способы действия. Поэтому первое — это отбор содержания, которое позволяет выделить универсальные способы оперирования этим содержанием и овладеть ими. Второе — это организация учебного сотрудничества, причем не только между ребенком и учителем, но и между ребенком и одноклассниками. В-третьих, очень важно организовать широкие возможности самостоятельной активности ребенка, то есть его проектную, исследовательскую деятельность. Это означает не просто поставить перед ребенком проектную задачу. Такие исследования проводились: ставили проектную задачу, и ребенок не знал, что с ней делать. Очень важно, чтобы тьютор, учитель или более взрослый ребенок помогал ученику организовать эту деятельность и достигнуть необходимого результата.

Итак, важным условием, обеспечивающим формирование универсальных учебных действий, является организация учебного сотрудничества. Великий психолог Эрик Эриксон, говоря о школьном возрасте, указывал на то, что в школе ребенок осваивает две технологии: формальную — научные знания и понятия; и коммуникационную — умение сотрудничать, работать в группе и быть лидером. Такое умение создает не просто возможность коллективной работы, включения в группу, социального признания, но еще и дает очень важные предпосылки для формирования важнейших когнитивных способностей человека. К таким способностям относится в первую очередь рефлексия, то есть осознание своих действий и их причин, понимание, каких знаний и умений человеку недостает и в каком направлении он должен самосовершенствоваться. Рефлексия как способность осознания своих действий, чувств, желаний и мотивов рождается не во внутреннем мире человека, а в процессе диалога. Мышление и когнитивные способности появляются в процессе обсуждения, и тому есть целая масса примеров.

Я приведу пример, ставший очень эффективной технологией, которая широко используется и в нашей стране, и за рубежом: в Великобритании, скандинавских и других странах. Смысл в том, что дети даже одного года рождения различаются по уровню своего интеллектуального развития. Например, мы даем одну и ту же задачу группе, в которую входят более интеллектуально продвинутые и менее продвинутые дети. Мы задаем условие, что успешность выполнения задачи будет определяться по совместному групповому ответу. То есть не каждый самостоятельно, а вся группа должна прийти к какому-то ответу и решить эту задачу. Дети начинают спорить, аргументировать, обсуждать, и в процессе этого обсуждения рождается ответ. И при определенных условиях интеллектуальный лидер подтягивает всех остальных до своего уровня. В школе Пиаже измеряли уровень развития логического интеллекта до начала интеллектуального тренинга и после. Оказалось, что у значительного числа детей после такого коллективного обсуждения уровень логического интеллекта стал выше. И это огромное достижение. Поэтому, когда спрашивают: «Зачем детям учиться вместе?», можно ответить: «Не только для того, чтобы приобрести необходимые коммуникационные навыки, но и для того, чтобы продвинуться в своем интеллектуальном развитии». Это способность к рефлексии, логический интеллект, критическое мышление, доказательство, аргументация и внутренний умственный план действий, то есть возможность воображения, представления в уме, и все это рождается в коллективной совместной деятельности. Поэтому организация такой деятельности и технологии такой организации — задачи, которые нашей школе еще только предстоит усвоить.

Кроме самостоятельности и активности детей очень важно, чтобы всегда присутствовала мотивация. А мотивация будет там, где у ребенка возникнет смысл, когда он увидит, что у него получаются эти действия. Отсюда следует еще один принцип, хорошо известный в дидактике и педагогике, — это связь реальной жизни и тех знаний и умений, которые мы получаем. Сегодня, когда мы говорим об универсальных учебных действиях, мы не подводим под ними черту. Мы не говорим, что список, который мы выделили, останется неизменным. Общество развивается, и возникают новые задачи, поэтому мы ожидаем, что будут появляться и новые универсальные учебные действия. И конечно, в первую очередь это связано с цифровыми компетенциями нашей образовательной среды.

Ольга Карабанова
доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова

https://postnauka.ru/video/84155
Tags: видео
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments