alisacat923 (alisacat923) wrote in rabota_psy,
alisacat923
alisacat923
rabota_psy

Кому труднее?

1324745699_rebenok-ne-hochet-uchitsya

Да как же на них не орать? А если они по-другому не понимают? Насажали полный класс трудных детей, а я терпи? А учить их как? Вопросы у коллег, вопросы...

А у меня встречный вопрос: а что такое "трудный " ученик? Тот, чьё поведение или способности не вписываются в рамки представлений окружающих взрослых? Или тот, кому со взрослыми трудно? Или тот, кому трудно с самим собой? Вы как думаете?

Женька. После декретного отпуска я вышла на работу и мне дали третий класс. Прежний учитель уволился, надо было детей подхватить. Первое, что мне сказали знающие коллеги: класс вроде неплохой, только есть там такой Женя Терентьев, у-у-у-у... Один стоит десятерых.

Ну ладно, думаю, где наша не пропадала. Поглядим, что за Женя. Знакомимся.

- Здравствуйте, меня зовут Марьванна. Теперь я - ваш учитель.

- Здравствуйте, Марьванна. А вы от нас не сбежите? - вопрошают дети.

- А почему я должна сбежать? Вы учителей на завтрак едите, что ли?

- А вот Антонина Петровна сбежала. Её наш Женя достал.

- А ну, - говорю, - покажись, добрый молодец Женя.

Встаёт (с камчатки, конечно) белобрысый пацан. Симпатичный, глаза умные, фигура спортивная.

- А вы про меня разве не слышали? Странно... Я личность знаменитая! Я всех достаю. И вас достану. - И улыбается.

- Поживём, увидим, - говорю.
[More...]
Женя не заставил себя ждать, проявился во всей красе. Драчун, хулиган и двоечник. Классика жанра, в общем. Но я воробей стреляный, меня голыми руками не возьмёшь. Нашла таки слабое Женькино место. Одинокий волк был Женька. В классе с ним никто не дружил - боялись связываться, поскольку бил больно. У мамы с папой он тоже один. Видел родителей только перед сном. А что делает ребёнок, если он вынужденный одиночка? Правильно, привлекает к себе внимание так, как это лучше всего действует. Хорошими делами прославиться нельзя - прославимся плохими. Внимание обеспечено.

Вот с этим и работала. Однажды он остался на продлёнку. Все пошли гулять. Через пять минут Женьку с прогулки выгнали. Подрался. Пришёл в класс злой. Стали разговаривать. Сначала отбрыкивался, потом разговорился. И ведь умница - проблему свою хорошо знал. "Дерусь, говорит, потому что по-другому не получается общаться. Все шарахаются. А я злюсь и дерусь." Потихоньку-полегоньку начали учиться с людьми разговаривать по-человечески. Не всё было гладко. Но к концу года Женьку одноклассники даже в гости стали приглашать. В школу бежал. Мама сказала: "Представляете, Марьванна, постель свою сам с утра заправлять начал! Да ещё меня подгоняет, в школу, говорит, опаздываю. Четвёрки получает. Когда это было такое? И почему раньше не было?"

Да потому не было, что с детьми разговаривать надо. Смотреть на них повнимательней. Ничего я не сделала особенного. Просто один раз по душам поговорила. Женьке сейчас 28. Звонит, с праздниками поздравляет. Один год я его учила.

Антон. У меня четвёртый класс, выпускной. Борьба за успеваемость, показатели, рейтинг и т.п. в разгаре. После осенних каникул завуч сообщает: "Марьванна, у вас теперь новый ученик." Так, думаю, среди года нормальные люди не меняют школу. Видимо, там полный швах. Что за ребёнок, как учился? Завуч даёт дневник. Зрелище не для слабонервных. Под красными чернилами бумаги не видно. "Дрался, орал матом, бросил учебник в учителя..." Не ученик - уголовник. Спрашиваю, руководители дорогие, вы не видите разве, кого берёте? Вам меня не жалко? Да у него, говорят, конфликт с учителем. Знаем мы эти конфликты, опять бедный учитель виноват.

Иду на встречу с учеником и родителями с дрожащими коленками.

- Здравствуйте, я Антон. - Мальчишка выше меня ростом смотрит ясным взглядом. На вид нормальный. Матом не ругается, в меня ничем не кидает. Но в тихом омуте... Открываю дневник.

- Расскажи, Антон, как ты дошёл до жизни такой?

Голову опустил. В глазах слёзы... Я на маму смотрю в недоумении. Конфликт у нас с учителем, говорит мама, учиться там больше не можем.

Стал Антон учиться у нас. Чем дальше, тем больше я была в недоумении. Где мат? Где истерики? Где драки? Где повод для конфликта с учителем? Написать в дневник замечание не за что. Телёнок телёнком. Безобидный, неуклюжий, смешной, любопытный, наивный. Совершенно чудный пацан.

Читал, правда, Антоха в чётвертом классе по слогам и с ошибками, как первоклассник. По русскому чистая двойка. По 30 ошибок делал. Дислексия... Подозреваю, на этой почве и был конфликт с учителем. Показатели Антон портил. А помочь ребёнку за 3 года учитель не пробовал? Что надо было делать, чтобы учебником швырнул ребёнок в учителя? Исписать дневник человеку проще всего. А помочь...

Так кому с кем трудно?

Я не гуру в педагогике. И не претендую на звание гуру. Я простой практик. Я с детьми работаю. А дети - это люди. "Взрослые тоже люди, только хуже" (не знаю, кто сказал).


Источник - Записки счастливого учителя
Tags: родителям
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments