Шалашник мусорный: птица-дизайнер (psisa_bmw) wrote in rabota_psy,
Шалашник мусорный: птица-дизайнер
psisa_bmw
rabota_psy

Как соцсети заставляют грустить и почему в этом виноваты UX-дизайнеры

Навеяло публикацией Анатолия "Живешь и не думаешь"

Около 10 лет назад к нам незаметно подкралась очень коварная штука. Её сила постоянно росла, а популярность увеличивалась. И сейчас мы уже не можем представить себе жизнь без неё. А имя ей — социальная сеть! Если бы кто-то посягнул на наше драгоценное право юзать странички в соцсетях, то, наверное, ему б не поздоровилось.

Основатель Facebook Марк Цукерберг говорит о позитивном влиянии соцсети, ведь с ней вы «на связи со всем миром». И он не догадывается, что кризис в обществе наступил именно из-за социальных медиа.



Да-да, именно кризис. Рассмотрим факты:

• 2–9 часов в день средний американец 16–64 лет проводит в соцсетях;
• 2500 раз за день среднестатистический телефон кликают и свайпают;
• 87% людей ложатся спать и просыпаются со своими девайсами;
• технология «умного дома» расхолаживает и снижает бдительность, даже если функционал отключен;
• 8 секунд — наш средний уровень внимания;
• чем больше вы тратите времени на соцсети, тем несчастнее становитесь.

Вот тут остановитесь на секунду и подумайте. Концентрация внимания 8 секунд! Да это же меньше, чем у ЗОЛОТОЙ РЫБКИ! И каждый день вы сознательно тратите от 2 часов, продолжая делать себе только хуже.



Википедия говорит, что зависимость — это ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Подходит ли это определение к соцсетям? Когда люди курят или пьют, вырабатывается дофамин. Он заставляет нас чувствовать себя счастливыми, и именно он вызывает привыкание. Поэтому запрещать пользоваться соцсетями — всё равно, что забирать бутылку у алкоголика.

Даже один из первых инвесторов Google и Facebook Роджер Макнейми с презрением заявляет, что: «Facebook и Google утверждают, что они дают пользователям то, что они хотят... То же самое можно сказать о табачных компаниях и наркодилерах».

Он напуган тем, к чему может привести стремление соцсетей захватить наше внимание. Если бы все последствия соцсетей были известны до того, как они стали культурной нормой, — мы бы позволили им так нами манипулировать?



Поведенческий дизайн

Хуже всего, что ориентация на выброс дофамина преднамеренная. Гиганты социальных сетей используют поведенческую психологию и армию искусных дизайнеров для разработки поощрения «наркомании».

Нир Эяль, современный крёстный отец поведенческого дизайна, раскрывает секреты по созданию продуктов, формирующих привычку в своей знаменитой книге «На крючке».



Чтобы сформировать зависимость привычку, пользователь должен пройти четыре шага цикла.

1. Триггер: человека нужно заинтересовать и привлечь к использованию продукта, воздействуя визуально или на подсознание. Вот взять иконку Instagram на вашем телефоне. Вспомните, сколько раз вы кликали на неё, после того как «просто решили посмотреть который час». Push-уведомления — ещё один популярный инструмент привлечения внимания.


2. Действие:
чёткое, понятное, чтобы пользователь мог легко достичь следующего шага — награды.

3. Награда: цель 2 и 3 шага состоит в том, чтобы заставить пользователя чувствовать себя счастливым от использования продукта как можно быстрее. Контент высвобождает дофамин. Это может быть социальное признание от количества лайков на фото или от нового сообщения.

4. Инвестиции: пользователь вовлекается в процесс и хочет участвовать в нём постоянно. А ведь этот процесс не имеет особой ценности — происходит смещение шкалы ценностей.

Стоит пройти этот цикл пару-тройку раз, и привычка сформирована. А дальше — больше.



По сути эти уловки не плохие, а просто мощные. Например, по такой же схеме можно заставить себя ходить в спортзал.

Проблема с социальными сетями в том, что мы там засиживаемся, когда скучно, одиноко или грустно. Эти чувства подталкивают нас совершать бессмысленные действия, чтобы подавить негатив и отвлечься. Печально, что из-за этого нынешнее поколение неспособно решать реальные эмоциональные проблемы. Если одиноко, проще открыть ВК и проверить сообщения или посмотреть мемасики, чем довериться другу.

Социальные медиа — это наша бутылка алкоголя, которая даёт достаточно кратковременного счастья, чтобы не задумываться о поиске долговременного.

Нир Эяль защищает себя и свою семью от онлайн-захвата. Он отключает интернет в своём доме в определённое время дня. Даже лидер мысли в этой области принимает превентивные меры. Можно смело утверждать, что поведенческий дизайн — очень серьёзная вещь, с которой трудно справиться. Пора наконец-то увидеть угрозу, признать её и последовать примеру Эяля.

Возвращение контроля
1. Наблюдение.
Чтобы действительно увидеть проблему — понаблюдайте за остальными, например, в метро или на улице (но не переусердствуйте, это может выглядеть крипово). Посмотрите, как быстро люди переключают приложения или лезут в карман за девайсом, когда скучно.

2. Блокировщик браузера.
На работе или дома установите плагин для браузера, который остановит от выхода в соцсеть, когда скучно или появилась пара свободных минут.

3. Мобильные приложения соцсетей.
Удалите Facebook и Instagram прямо сейчас. Попробуйте продержаться пару недель и посмотрите результат. Должно стать спокойнее и концентрация должна повыситься. Ну, а если будет без них невмоготу — загрузите обратно.

4. Уведомления.
Перейдите в настройки телефона и отключите все уведомления. Экстремально? Да нет. Если кому-то вы очень понадобитесь, то вам позвонят. Через две недели оцените, насколько вы стали более продуктивным и расслабленным.


текущая модель - в погоне за рекламными долларами

Гиганты соцсетей очень продуманно манипулируют нами для удержания внимания на своих продуктах. Чем больше времени мы тратим на продукт, тем больше времени мы тратим его на просмотр рекламы и увеличиваем доход компании.

Хотя такие люди, как Марк Цукерберг, не имеют плохих намерений (наверное) — они постоянно борются с другими компаниями за наше внимание. Фактически за наш счёт они богатеют.

Интересно, что некоторые из пионеров поведенческого дизайна, похоже, немного раскаялись.

Вывод: Если вы хотели проверить время, а потом непонятно как провалились в чтение ланча, мы вас не осуждаем :–) Но безсоцсетевая диета ещё никому не мешала.
Вы сэкономили 7 минут.



источник - надо заметить, авторы статьи учли все методы влияния на читателя, одни гифки чего стоят)
Tags: статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments