Элли (да-да, из той самой сказки) (elly_2005) wrote in rabota_psy,
Элли (да-да, из той самой сказки)
elly_2005
rabota_psy

Деньги в психотерапии: отношения с деньгами на разных этапах процесса (окончание)

Всем здравствствуйте! Начало статьи Улитовой Елены Сергеевны было тут
 https://rabota-psy.livejournal.com/1005427.html

Вот продолжение текста. (На этот раз ваша покорная слуга Элли немного помучилась, но все-таки убрала лишние теги в HTML-редакторе :)

2й этап. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА МЕЖДУ ТЕРАПЕВТОМ И КЛИЕНТОМ

Возможные психологические затруднения терапевта:

"Мне казалось, я все обдумала, но в тот момент, когда я услышала от клиента вопрос "Сколько это стоит?" меня охватили смешанные чувства. Мне было неловко назвать цифру, мне казалось, что я выставлю себя жадной" - рассказывает начинающий терапевт.

Такого рода переживания связаны как с семейной историей терапевта, так и с историей отношения к деньгам в нашей стране. Долгое время считалась, что говорить про деньги стыдно. Душевные отношения (к которым часто причисляют психотерапию) дороже денег. И честный человек не может быть богатым:) Продавать (быть торгашом) тоже стыдно, особенно, если предметом продажи является психотерапия - услуга, относительно которой клиенты могут иметь собственные представления или фантазии.

При этом нередко клиенты расценивают финансовую успешность психотерапевта как подтверждение его профессиональной компетентности. Возникает противоречие, и внезапно терапевт чувствует: для того, чтобы заслужить доверие клиента, он должен соответствовать обоим мифам сразу - быть богатым и честным одновременно.

Чтобы терапевт смог разрешить эти противоречия, ему следует самому пройти личную психотерапию, прежде чем выходить на свободный рынок с предложением платных услуг.

Иногда можно спросить клиента "Какую цену вы считаете для себя приемлемой?" И согласиться на более низкую оплату, если этот случай чем-то интересен терапевту. Или терапевт хочет сделать клиенту такого рода подарок в связи, например, с возникшей симпатией. Терапевту важно при этом отдавать себе отчет, какую компенсацию он получает вместо денег.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА

Клиент должен понять все, что говорит ему терапевт об условиях оказания услуги, и согласиться с этим. Если терапевт не получил согласия клиента - это почва для последующих недоразумений.

Недавно коллега жаловался на ситуацию, когда уже получив консультацию, клиент отказался за нее платить, объяснив это тем, что с ним "просто поговорили" :)

Терапевт должен не только заключить ясный контракт, но и убедиться в том, что клиент ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕГО ПОНЯЛ. (И это не фигура речи - иногда клиенты приходят в сильном волнении!) Это поможет избежать неясностей и взаимных претензий.
Рассказывает клиент: "Мне назвали цену, и я так поняла, что это за сеанс, однако когда я закончила, с меня спросили сумму, втрое превышавшую названную. Я заплатила, но больше не пойду. У меня осталось чувство, что меня надули.

Рассказывает терапевт: "У меня на сайте ясно сказано, что оплата почасовая. Если клиент возмущается - это его проблема".

Непонимание клиента - это недоработка терапевта. Было бы легкомысленно полагаться на то, что человек, охваченный своими эмоциями (как это часто бывает с клиентами, особенно начинающими), хорошо помнит, что было написано на сайте. Более того, он, возможно, даже не обратил внимание на это. Поэтому в случае почасовой оплаты перед терапевтом стоит задача - проверить, правильно ли его поняли. Например, когда первый час консультации прошел, а клиент продолжает увлеченно рассказывать историю своей жизни, терапевт может ему мягко сказать: "Мне не хочется вас прерывать, но думаю, правильно напомнить, что у меня почасовая оплата, и сейчас начинается следующий час, который также подлежит оплате. Но если вы готовы продолжать, я внимательно вас выслушаю". Это поможет избежать недоразумений.

ПРОПУСК НАЗНАЧЕННОЙ ВСТРЕЧИ

Важно обсудить с клиентом, как повлияет на оплату пропуск назначенной встречи. Здесь бывают разные подходы. Многие терапевты не требуют оплаты встречи, если клиент предупреждает об отмене больше, чем за сутки. Но если он звонит за час до встречи или прямо в назначенное время со словами "я сегодня не смогу", то большинство предпочитают оплату. Как и в том случае, если клиент просто не приходит на встречу без объяснений.

Для того чтобы отношения были открытыми и равными, следует обсудить также оплату в случае отмены сеанса психотерапевтом. Например, в случае болезни.

Вот пример решения такой проблемы терапевтом: "Если я отменяю встречу в тот же день, на который она назначена, то в следующий раз я не беру с клиента оплату. Но если я предупреждаю клиента о переносе встречи накануне, то оплата остается"

Возможны другие решения но их тоже лучше обсуждать с клиентом, что называется, "на берегу".

ПРЕДОПЛАТА

Как избежать случаев, когда клиент, договорившись о встрече, на нее не приходит и даже не звонит? Или звонит со словами "я заболел", "давайте в другой раз, у меня не получается сегодня"?. Или совсем не звонит и не отвечает на звонки терапевта? (А у терапевта есть планы, расписание, другие клиенты. Или он потратил два часа на дорогу только ради одного посетителя, да еще и заплатил за аренду комнаты для консультаций). Инструментом для этого может стать предоплата.

Требуя оплату (за 1 или даже несколько сеансов) вперед, терапевт может объяснить, что это гарантия серьезности намерений клиента.

Деньги в психотерапии обязательно отражают отношения с деньгами вообще у обеих сторон. Клиент может проецировать на психотерапевта свои отношения по поводу денег со значимыми фигурами из своего прошлого. Психотерапевт, в силу контрпереноса, тоже может испытывать определенные трудности в денежных отношения с определенными типами клиентов.

Клиенты иногда склонны манипулировать тем, что испытывают душевное страдание и поэтому их надо пожалеть и помочь бесплатно или дешево. Терапевту стоит запастись умением отказывать или, по крайней мере выбирать, соглашаться или отказывать. Психотерапия - услуга не для всех. Клиент фактически нанимает себе очень квалифицированного помощника, который помогает ему осуществить очень трудную работу по улучшении своей жизни. Это дорогая услуга. (...)

Любое нарушение договоренностей должно становиться предметом обсуждения. При этом важно, чтобы терапевт следил за своими чувствами и не занимал позицию Преследователя, Строгого Родителя или Моралиста. Обсуждение всегда ведется в рамках терапевтического процесса и имеет цель прояснить в первую очередь для самого клиента мотивы его поведения.

В некоторых случаях возможна оплата терапии по результату или по окончании некоторого этапа. Решение о такой возможности принимает терапевт и обсуждает его с клиентом.

3-й этап.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ

Регулярность и продолжительность встреч может меняться.

Рассказывает клиент:"Когда я пришла на терапию, мне было очень плохо, и мы встречались дважды в неделю - я едва дотягивала до следующего раза и жила только мыслью о встрече. Но сейчас, спустя три года, я чувствую себя гораздо лучше. В целом я справляюсь с жизнью, но мне по-прежнему требуется поддержка, поэтому раз в месяц я встречаюсь с терапевтом".

Длительная терапия может потребовать перезаключения контракта. Во-первых, в силу инфляции меняется ценность денег, во-вторых, снижение платы может быть стимулом для продолжения терапии. Как и ее повышение. В этом случае мы возвращаемся к пункту 2. Не стоит думать, что клиент уже "сам все понимает" - лучше задать ему несколько дополнительных вопросов, чтобы удостовериться в том, что разночтений не осталось.

ПОДАРКИ

Важный момент, на который стоит обратить внимание: если клиент приносит терапевту подарок, или у терапевта появляется желание получить подарок в качестве благодарности - это сигнал, что денежный контракт требует пересмотра.

В любом случае подарки клиента должны стать предметом обсуждения (не запрета!) в терапии. Здесь терапевту опять нужно обращать внимание на собственные чувства, которые помогут ему быстро получить сигнал о приемлемости подарка. Остается открытым вопрос о мелких подарках на праздники: это социально одобряемый ритуал, и клиент может следовать ему, не придавая ему особого значения.

Рассказывает клиент (женщина, 58 лет): Я принесла своему аналитику на новый год красиво упакованную елочную игрушку, а он стал меня расспрашивать, какой смысл я вкладываю в этот подарок, что это для меня значит, что я подразумеваю... Мне показалось, что количество вопросов не соответствует ценности моего подарка, и чувствовала я себя так, словно меня косвенно в чем-то обвиняют и ждут от меня оправданий. Вскоре я решила прекратить терапию

ДЕНЬГИ КАК ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ

Клиент иногда демонстрирует сопротивление процессу терапии, в том числе, и забывая за нее заплатить. Или опаздывая и пропуская сеансы. В этих случаях адекватная реакция терапевта - возвращение к теме контракта и повышение оплаты.

Понижение оплаты может применяться как стимулирующая мера для продолжения терапии или увеличения частоты встреч, если терапевт считает, что клиенту это полезно.

Иногда сам факт высокой оплаты терапии может быть стимулом для начала изменений у клиента. Заплатив значительную сумму за консультацию или тренинг, клиент может чувствовать более высокую ответственность и желание получить изменения. Мы полагаем, что как терапевтический инструмент, денежный вклад клиента должен быть не чрезмерным, но значимым для него. В некоторых случаях - близким к границе его финансовых возможностей. В любом случае, готовность платить за терапию имеет прямую связь с остротой ситуации клиента и желанием ее изменить. А значит, оплата - действенный инструмент психотерапии. Иначе психотерапия может превратиться во времяпрепровождение. Терапия становится средством развлечения для клиента или способом заполнения психологической пустоты, без задачи получить значимые личностные изменения. Чаще всего это происходит на бессознательном уровне.

Конечно, факт оплаты не всегда может гарантировать от превращения психотерапии в любимую забаву. Тем не менее, существенный денежный вклад клиента в собственный личностный рост является значительным препятствием для психологических игр с самим собой и с психотерапевтом".

автор: Улитова Елена Сергеевна, психотерапевт, сертифицированный ЕАП по программе "Безусловный профессионал психотерапии", кандидат психологических наук .

PS. Мне показалась интересной статья, принесла и вам, собщники. Я вообще что-то в последнее время много о деньгах думаю, видимо, год у меня  такой. Кстати, в одном детективе встретила нестандартную ситуацию: психотерапевт договорилась с главой фирмы такиим образом - она работала на всю фирму сразу. Убедила ген. директора, что "от сотрудников счастливых на работе больше проку" :)) В общем, гендиректор оплатил 10 психотерапий (по 10 сеансов) психотерапевту сразу - на фирму из 600 человек. А сотрудникам раздал листовки с адресом терапевта и сказал, что: "Посещения анонимны, можно назваться любым именем - отчитываться не надо. главное успеть попасть в число 10-ти первых:) . Хотите - пользуйтесь, хотите - нет". Модель будущего? Как думаете?

Tags: статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments