Как рисуют "лобные" дети. Критичность мышления

Все рисунки, которые мы будем смотреть, принадлежат младшим школьникам, детям в возрасте 6, 7 и 8 лет, первоклассникам и второклассникам. По Венгеру, в них есть признак "грубая асимметрия рисунка".

По Лоуенфельду, в рисунках этой стадии НЕТ внешней детализации различий по возрасту и полу, НЕТ перспективы, рисование спонтанно и приносит удовольствие. С художественной точки зрения это досхематические и схематические рисунки.

Бывает, что дети откликаются на просьбу нарисовать что-либо неохотно, потому что визуально-моторная координация у них слаба и они избегаютеё практиковать. И подавляющее большинство таких детей – мальчики.

Про одного такого мальчишку, у которого не задалось с зрительно-пространственными талантами и красивым почерком, я рассказываю в цикле историй "Лобные" дети, как про Артёма (думаю, чтателям канала понятно, что имена действующих лиц в историях изменены) .

Хотя на стадиях досхематического и схематического рисунка у детей обычно нет критики к результату своей работы, однако иногда вам встретятся и дети, которые видят, что "плохо получается".

Вот рисунок девочки с комментарием "Руки слишком большие", у неё есть критичность мышления:

Когда дети замечают несоответствие, они расстраиваются, что вышло криво-косо и пытаются справиться с эмоциями, как умеют. Они рационализируют (маскируют истинные мотивы поступков посредством разумных, но неверных объяснений) или уклоняются от рисования под благовидным предлогом, или прямо отказываются рисовать, чтобы лишний раз не видеть, что получилось неважно и не расстраиваться.

Рационализация работает так:

Эта девочка нарисовала себя в новом балетном купальнике, раскрасила, посмотрела на результат работы, сказала: "Ноги большие потому что это мама", подумала и провела по линии талии синим фломастером линию, и закрасила синим всё вокруг: "Это мама плавает в море":

Про уклонение и избегание, думаю, и так понятно.

На показанных рисунках чётко видно, что грубая асимметрия в восприятии собственного тела может идти "по вертикальной оси", по позвоночнику, и "по горизонтальной оси", по талии.

Это очень важный момент.

Потому что став старше, "лобные" дети расскажут вам на консультативном приёме, как их "сами ноги несли", когда голова совершенно не могла думать, или как вдруг "ничего не видел слева от себя", когда после ссоры сел за руль. "Выключится" какая-то одна половина тела под воздействием сильного стресса. Уже у взрослого.

А вы-психолог научите их действовать на опережение и до таких "выключений" оn-off не доводить 💖

Рисунки взяты из книги:

Бермант-Полякова О.В. Арбайтен, Ольга Викторовна! Издательские решения, 2016. 394 с.

Источник https://zen.yandex.ru/media/mdn2018/kak-risuiut-lobnye-deti-kritichnost-myshleniia-5a78bbd18139baa30cfa9e33

Error

Comments allowed for members only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded