Домино с попугаями

Артёму восемь лет. Когда он приходит на занятие к психологу, его первый порыв - взять Animal Domino, в которое мы вот уже месяц играем. Всей его семьёй.

Вместо точек на косточках домино картинки: слон, попугай, жираф, черепаха, лев и панда.

- Мама, давай, ходи уже! - не может он скрыть нетерпения.

Мама играет вдумчиво, просчитывая комбинации. Со стороны выглядит, что она погрузилась в себя и не замечает других игроков, так что Артём просто говорит вслух то, что думают все.

Говорить вслух название животного, которое выставляешь, мама забывает. Похоже, она уверена - раз у Артёма нет логопедических проблем, проговаривание излишне. Я знаю, что за игрой мы формируем двухходовку "действие - оречевление действия", и произносить "я ставлю того-то" обязательно каждый ход.

Произносят все игроки, чтобы Артём не чувствовал себя "пациентом, которого исправляют".

К папе Артём во время игры не обращается.

В принципе, папа поддерживает идею, что сыну нужна хорошая эмоциональная саморегуляция и формирование алгоритмов действий, социальных и учебных. В принципе, папа "за" занятия с психологом. На деле он изнывает от монотонности происходящего.

Чтобы папа не нудился так откровенно, я дала ему задание - начертить на листе бумаги таблицу, написать имена всех членов семьи и психолога в колонках и разграфить пять строчек: мы играем пять раундов.

Пока мама обдумывает свои очередные ходы, папа успевает начертить таблицу, найти на столе точилку и поправить все карандаши, до каких дотянулись руки.

"Тупизм" наших разговоров под домино (я ставлю попугая - я ставлю слона) папу видимо угнетает. После очередного раунда он не выдерживает и предлагает:

- А давайте договоримся, что когда выставляем льва - говорим "шоколад", когда выставляем панду - говорим "чупа-чупс", когда выставляем попугая - говорим "конфета"?

- Давайте! - тут же оживляется мама. - Так интереснее, зашифрованно играть!

Артём теряется. Я вмешиваюсь:

- Ставим панду - говорим "Я ставлю панду".

- А давайте по-другому учёт в таблице вести? - продолжает фонтанировать идеями папа. Сейчас в конце каждого мы раунда вслух считаем, у кого сколько косточек осталось и заносим в таблицу результат. Мы можем учитывать ещё и число сделанных ходов и сравнивать эффективность игрока!

Его речь журчит для сына, как весенний ручей, я ясно вижу это по глазам Артёма. Он не понял смысла папиной речи.

Похоже, монотонность выводит папу из себя, и он ищет разнообразие где может - одновременно неимоверно усложняя Артёму жизнь.

Именно поэтому на приёме я играю и с ребёнком, и с родителями. Так без лишних слов понятно, где и как родители, сами того не желая, устраивают ребёнку дополнительный стресс.

- Ведём таблицу как договорились, - несокрушимо, как скала, стою на своём психологическом я. - На следующем занятии вы только начертите, а вносить данные и вести таблицу Артём будет сам.

- Мы его дома можем научить с таблицами работать! - зажигается новой трудной задачей мама. Забыла, видно, про дисграфию киндера, и что всё начертательное ребёнок терпеть не может.

М-да.

Мы вместе, родители, ребёнок и психолог, одна команда - которая играет против болезни. О сути лечения я уже рассказывала, в посте про слова-пароли. Но в моей команде пока разброд и шатание. Родители то и дело забывают, что мы сейчас ставим во главу угла предсказуемые задачи, которые посильны Артёму и формируют его чувство "я могу". Укрепляют его agency.

Задача терапии на ближайшее время - научить его следовать чёткому алгоритму действий. Придумал ход - назвал словами ход - подвёл итоги своей деятельности - сравнил их с итогами других игроков и своими собственными несколько раундов назад.

На базе этого алгоритма выстроится потом всё остальное.

Поэтому каждое наше занятие начинается с одного и того же: фрукты или животные? Какое сегодня выбираем домино?

- Животные! - спешит застолбить любимую тему Артём.

- Вы, наверное, уже с закрытыми глазами можете в это домино играть, - ехидно замечает мне папа.

- Давай "загоним" его на панд, - подговариваюсь я с Артёмом.

За своими страданиями папа не заметил, как на предыдущем приёме его сын выучил новый навык, планирования своих действий - и умеет считать, сколько зверей уже выложены на стол и вышли из игры.

Сегодня мы разучим поведенческую трёхходовку "подговариваться нечестно".

Жертвой побудет папа.

Он только что сам на это напросился.

Подпишись и поставь лайк, если хочешь видеть подобные статьи у себя в ленте!

Тем временем нас уже:

Источник

Error

Comments allowed for members only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded