Мужчины, женщины и еда. Вкусно поесть стало непристойным?

Спросите себя, какие чувства в вас вызывает мысль о еде? Радость? Возбуждение? Желание обладать ей немедленно? А может быть отвращение и страх?

 Тема еды одна из самых провокационных в современном обществе. Мало найдется вещей, которые вызывали бы столь ожесточенные и продолжительные споры. «Здоровая», «спортивная», вегетарианская или веганская еда, правила ее приготовления и «что съесть, чтобы похудеть» — эти вопросы волнуют все прогрессивное человечество. Тема еды стала дерзкой и немного непристойной. Напротив же, воздержание от еды, постоянные диеты и пищевые ограничения воспринимаются как аскеза, как подвиг. А нечеловеческая стройность (или хотя бы стремление к ней) приравниваются к моральной чистоте и непорочности.

Стройность как синоним девственности

 Знакомая риторика, не правда ли? Сегодняшнее отношение к еде напоминает отношение к сексу во времена если не викторианской морали, то уж точно в период, предшествующий сексуальной революции 60-х. Аналогия тут проста и прозрачна. Судите сами, раньше, во времена тотального контроля за женской сексуальностью, девушки берегли до брака невинность, а теперь — стройность. «Я ем так, как будто на мне уже женились!» — радостно твердят нам всевозможные паблики, посвященные похуданию. И это было бы смешно, если бы не было тут, как в любой шутке, только доли шутки. 

Следование диетам, ограничения себя в еде, на которых буйным цветом расцветают расстройства пищевого поведения, считаются теперь социально одобряемым поведением. Срыв же диеты приводит к самобичеванию, вызывает огромное чувство вины, ощущение себя грязной и недостойной.

  • При этом, совершенно определенно, хорошая девочка хоть и не должна сама много есть, обязана уметь отлично готовить и любить кормить других людей. То есть, говоря проще, должна забыть о собственном удовольствии, но при этом в любой момент быть готовой удовлетворить другого человека. 

При этом заглядывать в чужую тарелку, контролировать, кто чем и когда питается (кормит своих детей), является допустимой нормой и чуть ли не общественным долгом, службой на страже общественной нравственности. Это делают и посторонние люди, и самые близкие родственники. 

Паблик «40 кг» порадовал меня недавно таким постом: «Мой папа инженер. Целый вечер возился с холодильником, какие-то проводки там паял. А ночью, когда я пошла к белому другу за дозой еды и открыла дверь холодильника, на всю квартиру заорала песня «Эй, толстый…». Скажете, что шутка? Конечно. Но, смотрите выше, лишь доля шутки. Уж больно герой этой зарисовки напоминает отца-патриарха, контролирующего невинность дочери. 

А уж если некто позволяет себе не считать калории и КБЖУ, не сидеть на диете, а следовать своим потребностям и вкусовым предпочтениям, то он считается буквально согрешившим. Ныне модные тренеры по похуданию, подобно духовным наставникам прошлого, назовут его поведение «пищевой распущенностью» и будут порицать. Еще бы, он (она) ведь позволяет себе жить как угодно, а они зарабатывают деньги, профессионально ограничивая людей в еде. На Интуитивное питание они возлагают ответственность за лишний вес (грехопадение), ведь человек ел что хотел и когда хотел, вот и…

Феномен «фуд-порно» 

И даже еда сама по себе стала сегодня немного неприличной. По крайней мере, та еда, которая нравится нам, как правило, больше другой. Именно новые времена принесли нам пикантное словечко «фуд-порно». Оно означает яркое, провокационное изображение еды, призванное вызвать в зрителе чувство голода, первобытное желание немедленно удовлетворить свою физиологическую потребность. И думаю, что не случайно появление этого понятия (1984 год, в книге Розалинд Ковард «Female Desire») совпало с началом эпидемии ожирения и расстройств пищевого поведения. 

И, кстати, если вы введете в поисковой строке Google слово «foodporn», то обнаружите в результатах поиска картинки с особенно калорийной, сытной, жирной или сладкой едой. То есть с той, которая, с точки зрения так называемого здорового питания, считается абсолютно запретной, но при этом такой желанной! 

Получать удовольствие от еды, не взирая на имеющийся уже вес, считается настолько недопустимым, что зачастую мы корректируем свое питание не из соображений здоровья, а из страха публичного осуждения.  Мы боимся заказывать в кафе или ресторане то, что нам действительно хотелось бы сейчас, делая выбор в пользу более «диетических» блюд. Мы стесняемся съесть десерт при официанте.

Мужчина и женщина… и еда

Идем дальше. Во времена викторианской морали, как известно, общество по-разному относилось к сексуальной активности мужчин и женщин. Конечно же, мужчинам дозволялось больше, а любая добрачная сексуальная жизнь (не говоря уже о внебрачных детях) женщины, которая есть сосуд греха и вот это вот все, была полностью маргинализирована. И только лишь сексуальная революция сделала легитимным для женщин получение удовольствия от секса.

Сегодня мы видим схожее отношение к еде и пищевому поведению. Женщины берегут стройность до свадьбы, тогда как для мужчин это не обязательно. Лишь бы посещал спортзал (замаливал грехи), но до часа Х беречь тело не обязательно.

  • Сама еда также имеет строгое гендерное разделение. Женщинам традиционно положено меньше мяса. Не важно, сколько эта женщина хочет съесть мяса, сколько ей его действительно нужно именно сегодня. В одной сети ресторанов, помнится, в меню даже были порции мяса разного размера для мужчин и женщин

Мужчинам, надо сказать, в этом вопросе тоже достается. Понятия «мужская еда», «мужская кухня» четко объясняют нам, что положено, а чего не положено есть настоящему мужику. И отклонение от этого парадоксального правила чуть ли не ставит под сомнение мужественность посягнувшего на святое.

Осознанность как освобождение от пищевого контроля

Нарисованная мной картинка, не смотря на всю свою анекдотичность, все же довольно точно отражает сегодняшнюю реальность. И хотя, как все мы надеемся, времена тотального контроля за сексуальностью миновали безвозвратно (хоть и не освободив, увы, все захваченные территории), на смену ему пришел пищевой контроль, также имеющий целью не дать нам жить так, как нам самим бы того хотелось. 

Что же делать? — спросите вы. Мне кажется, что тут стоит подумать вот о чем.

  • Еда, кормление себя — это одна из тех немногих вещей, которые мы делаем только для себя, а не для кого-то другого.

Мы обеспечиваем свое тело необходимыми для жизни и здоровья питательными веществами, мы балуем его вкусными блюдами, проводим приятно время в хорошей компании за хорошим обедом. Это действительно первая метафора любви, в нашем случае — любви к себе. И нам решать, позволим ли мы кому-либо (кому угодно!) диктовать нам, что и в каком количестве есть, так же как не позволяем навязывать, кого нам любить.

Мы часто говорим об осознанном питании, и в таком понимании осознанность касается не только выбора правильной с точки зрения потребностей организма еды, но и свободе от стереотипов, от мифологических представлений о здоровой или нездоровой еде. Речь здесь идет о свободе в более широком смысле — внутренней свободе быть собой.

  • И хотя острота и напряженность споров о еде и насыщении спадет не скоро, я предлагаю вам уже сейчас попытаться совершить маленькую революцию в собственном сознании.

Экспериментируйте, спорьте с «голосами в голове», рассказывающими вам о том, что вы должны или не должны делать со своей жизнью. Расшатывайте границы привычных способов поведения и привычных рецептов. Сомневайтесь в устоявшихся представлениях о том, что вы любите есть на завтрак или ужин.

Выбирая себе еду, в собственном ли холодильнике или в меню ресторана, задавайте своему сознанию два вопроса: 

1) Что я хочу сейчас съесть?

 2) Почему я хочу это съесть?

И если на второй вопрос будет ответ «потому что я всегда это ем» или «потому что это подходящая еда для меня», попробуйте повторить первый вопрос и посмотреть, не изменится ли ответ. 

В конце концов, еда — это жизнь. А что такое жизнь, как не череда экспериментов?

Автор статьи: терапевт Александра Олейник. 

Источник:https://intueat.ru/journal/eda-e-to-novy-j-seks/ Центр интуитивного питания Светланы Бронниковой

Error

Comments allowed for members only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded